План работы с одаренными детьми
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме

План работы с одаренными детьми в старшей разновозрастной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы 
с одаренными детьми 
в дошкольной разновозрастной

старшей  группе


                                                     

2016- 2017 уч.г

Пояснительная записка

    Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

    Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

   Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.

   Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…

Актуализация проблемы "Работа с одарёнными дошкольниками"

   Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти XX века: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Неслучайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творчества". ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.                                                                  

Концепция программы

   Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.

                 Цель программы:

создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

         

                 Задачи:

  • Выявление одаренных детей;
  • Создание банка данных «Одаренные дети»;
  • Разработка индивидуальных форм работы;
  • Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий;
  • Использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
  • Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.
  • Включение детей в проектную деятельность.

              Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

             Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно- личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать

вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру,

настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

          Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли дополнительного образования;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя.

          Формы работы с одаренными детьми:

  • групповые занятия с одаренными детьми;
  • конкурсы, викторины , интеллектуальные игры, спортивные игры;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность.

          Предполагаемые результаты:

  • увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
  • повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;
  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня;
  • повышение социального престижа ДОУ на местном, муниципальном уровне.

          Нормативно-правовая база программы:

  • Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
  • Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
  • Закон Российской Федерации “Об образовании”;
  • Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

План работы с одаренными детьми на 2016-2017 уч.г.

Содержание деятельности

сроки

ответственные

1.

Составление и утверждение плана работы с одаренными детьми

сентябрь

Директор

Воспитатели

2.

Приобретение специальной методической и детской познавательной литературы

В течение года

Директор

Воспитатели

3.

Повышение квалификации педагогов

Март 2015г.

Воспитатели

4.

Создание соответствующей развивающей среды; предметно – информационное обогащение среды

В течение года

Воспитатели

5.

Коллекция детских работ, оформление стендов для родителей

В течение года

Воспитатели

6.

Работа с родителями одаренных детей

В течение года

Воспитатели

7.

Передача опыта работы воспитателей с одаренными детьми( газеты, родительские собрания, МО)

В течение года

Воспитатели

8.

Выпуски стенгазет по результатам

В течение года

Воспитатели

9.

Участие детей в конкурсах и викторинах различного уровня (международные, всероссийские, муниципальные)

В течение года

Воспитатели

10.

Участие в выставках детского творчества( поделки, рисунки)

В течение года

Воспитатели

11.

Участие в развлечениях и концертах (ДОУ, Дом Культуры)

В течение года

Муз. руководитель

Воспитатели

12.

День Здоровья

В течение года

Инструктор по ФИЗО

Воспитатели

13.

«Персональная выставка» выставка детских  работ в соавторстве с родителями

В течение года

Воспитатели

Родительский комитет

родители

14.

Акция «Открытка ветерану»

Октябрь и май

Воспитатели

 Родительский комитет

15.

Проектная деятельность с детьми

В течение года

Воспитатели

Родительский комитет

16.

Индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;

В течение года

Воспитатели

 

     

                 Список литературы

1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004

2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005

3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.

4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996

5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.

6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.

7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.

8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.

Участие детей в мероприятиях  2016-2017 уч.г.

Дата проведения

Фамилия, имя и отчество ребенка

Содержание деятельности

Уровень, место прохождения мероприятия

Результат деятельности

Ответственные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми

Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. Забота об одарённых детях сегодня – з...

план работы с одаренными детьми по рисованию

Одаренный ребенок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающими достижениями  в том  или ином виде деятельности.               ...

План работы с одаренными детьми на учебный год 2017-2018

План работы предусматривает взаимодействие всех педагогов и специалистов детского сада, согласно задачам ФГОС....

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми...

«План работы с одаренными детьми для детей средней группы»

План работы с одаренными детьми по художественно - эстетическому развитию...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (плавание) НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАНРАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ  ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЫ (плавание) НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД...

План работы с одаренными детьми

вторая младшая группа...