Статья " Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами авторской сказки"
статья (средняя группа) по теме

Симанькина Анна Александровна

В этой статье рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания.Даны методические рекомендации, которые дают возможность  воспитателям с интересом и ненавязчево для детей проводить беседы посредством авторских сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                    Симанькина А.А.,

                                                               воспитатель ГБОУ Школа № 883  

                                                                                                      г. Москва

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами авторской сказки.

Нравственность – одно из важнейших качеств человека, определяющее всю его жизнь, а также общественные отношения.  Она  выступает регулятором поведения и сознания человека. Нравственные проблемы  пронизывают  общественную и профессиональную жизнь. Они переплетаются с обычаями, традициями, религией, политикой, художественной культурой.

В настоящее время актуальность дискуссии о нравственном воспитании подрастающего поколения в России не случайна, а вполне закономерна.

Отчасти это связано с  переходом к рыночной экономике,  к перестройке  в области политики, утраты многих идеалов прошлого, сменой ценностных ориентиров,  трансформации мировоззрения.

Приоритетной составляющей дошкольного воспитания по праву считается нравственное воспитание. Ребенок от рождения лишен пороков и вредных привычек, но и нравственные чувства у него еще не развиты. Но чувства детей надо воспитывать. Мы согласны с А.М. Виноградовой, утверждавшей:  «Невоспитанность, неразвитость чувств ребенка приводит к тому, что вырастает  личность убогая, бездушная» [1: с.9]. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения  к окружающему, определенной нравственной позиции  задача не из легких. К сожалению, нередко нравственное воспитание в детском саду ограничивается воспитанием только отдельных качеств личности, в то время как это, несомненно, целостный  процесс формирования  личности. Нравственно воспитанным можно считать человека, у которого сформированы потребности думать и вести себя  в соответствии с определенными нормами морали. Главная  задача нравственного воспитания – сформировать  у ребенка мотивы поведения, без которых знание   нравственных норм  может оказаться  формальным.

Мотивы нравственного поведения, как известно, формируются в процессе игры, непосредственной образовательной деятельности, общения ребенка со сверстниками и взрослыми.  Мы в своей практической деятельности убедились, разговор о нравственных категориях с ребенком нужно начинать  не  с  поучения,  а с образца поведения. В системе воспитательных средств, воздействующих на формирование нравственных чувств детей, огромное значение имеют произведения литературы.  Мы стремимся показать детям образец поведения на основе  поступков литературных героев, сравнивая  их поведение с поведением ребенка.  С  помощью художественной литературы происходит формирование  нравственных ценностей у детей: товарищества, честности, ответственности за свои поступки, уважение к труду, уважение к старшим.  По словам В.А. Сухомлинского «Сказка, игра, фантазия – животворящий источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. … Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств…Многолетний опыт убеждает в том, что нравственные идеи, заложенные в произведениях о добре и зле, правде и неправде, чести и бесчестии, становятся достоянием человека при условии,  когда эти произведения прочитаны в детском возрасте. Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть» [2: с 93- 94].

В детском саду ребенок знакомится с разными видами детской литературы не только по тематике (проза, поэзия, драматургия),  но и  в жанровом отношении: рассказы, авторские сказки, стихи, повести; фольклорные жанры – народные сказки, потешки, считалки, загадки и др.

Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку познает свое место в мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе, отваге и трусости, закладывая нравственные ценности. Она оказывает сильное воздействие на восприятие ребенка, развивает его воображение, без которого  невозможна никакая творческая деятельность.

Возникшая  в России авторская сказка в середине XIX века является одним из ведущих жанров в развитии мировой детской литературы.  Безмерно обширны возможности авторской сказки.  Она различается по тематике (сказки о животных, волшебные, бытовые), по пафосу (героические, лирические, юмористические, философские, психологические), по близости к другим литературным жанрам (роман-сказка, повесть-сказка, сказки-несказки, сказы, научные сказки, сказка-пьеса). Она  отражает нравственные нормы, социально-политические проблемы того времени,  в котором живет автор, а также своеобразие его творческой личности. Автор показывает нам свое видение мира и доносит нам его  через сказочные образы.  Сказку также отличает «двойное бытование», т.е. она имеет несколько уровней прочтения, а поэтому может по-разному восприниматься и детьми и взрослыми,  оказывая воспитательное воздействие  не только на детей, но и  на родителей, педагогов.

Достоинства авторской сказки  -  неизмеримы, прежде всего,  за счет личностного, живого подхода к проблеме, переживания за героя как за близкого человека.  Автор наделяет героев индивидуальностью.  Даже закон счастливого конца  в авторской сказке становится неоднозначным. Мир героев добра и зла не разграничен,   характер героев может меняться в ходе сказки. Автор предлагает тем самым подумать читателю и определить свою точку зрения, свой собственный взгляд на происходящее.

 Авторская сказка помогает педагогу получать возможность не только снять эмоциональную напряженность, возбужденность, тревожность, агрессивность, но и  помочь ребенку обрести уверенность в себе. В качестве методов, направленных на осознание ребенком смысла нравственных правил, мы используем чтение авторских сказок, в которых значение правил раскрывается путем воздействия на сознание и чувства ребенка, беседы с использованием сравнения положительных и отрицательных героев, рассматривание сюжетных картинок, разыгрывание сценок из сказок с помощью кукол, творческую деятельность.

 Свою  практическую работу с детьми мы  выстраиваем поэтапно. На первом познавательно-мотивационном этапе с авторскими сказками большое внимание мы уделяем приобретению детьми базисных  знаний о нравственных ценностях через сказки. Через сказки дети знакомятся с первыми представлениями о справедливости, честности, доброте, отзывчивости.  Сказка настраивает ребенка на сопереживание, сочувствие, проходя с героем весь путь. Мы подбираем художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач. Например, для воспитания у детей 4-5 летнего возраста (средняя группа) гуманных чувств, формирование представлений о добре и зле, мы используем сказки:  Н.К. Абрамцевой «Сказки для добрых сердец», П.П.Ершова «Конек-Горбунок», К.И.Чуковского «Айболит», Ю.И.Коваль «Сказка про тигренка на подсолнухе», Б.В.Заходера «Ма-тари-кари», К.Д.Ушинского «Ветер и солнце» и др. Воспитание у детей положительного отношения к скромности, отрицательного – к хватовству, зависти:  Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-Длинные Уши-Косые Глаза-Короткий Хвост,  В.В. Медведев «Как воробьенок придумал голосами меняться и что из этого вышло», В.Г. Сутеев « Что это за птица?» и др. Воспитание чувства дружбы, товарищества: В.Г. Сутеев «Под грибом», «Кораблик», «Мешок яблок», В.В.Бианки  «Как муравьишка домой спешил», Э.Н.Успенский  «Крокодил Гена и его друзья», Г.М. Цыферов «Жил на свете слоненок», «Как отдыхал подъемный кран», «Урок дружбы»,  С.Л. Прокофьева «Сказка про грубое слово «Уходи», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про хитрую ловушку» и др.  Формирование заботливое и внимательное отношение к маме, бабушке, к взрослым в семье: М.С. Пляцковский «Счастливый день»,  М.Горький «Воробьишко». Воспитание уважения к труду, желание делать добро: В.А.Осеева «Волшебная иголочка», «Добрая хозяюшка», В.И. Воробьев «Степа-недотепа», В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» и др.  Методы работы: Чтение произведения, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок.

Второй этап - эмоционально-оценочный.  Этот метод  позволяет реализовать свои знания в оценочных суждениях.  Беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое и  живое, содержание. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести.    На этом этапе применяются методы работы: беседа с детьми по содержанию сказки, обсуждение героев, сами ситуации, придумывание продолжения сказки. Например, при изучении сказки К.Д.Ушинского «Ветер и солнце», мы даем характеристики персонажам и беседуем по вопросам.

- Ребята, о ком говорится в сказке?

- О чем спорили ветер и солнце?

- Какой ветер? (сердитый, северный, свирепый, холодный);

 -Какое солнышко? (теплое, ласковое, доброе);

- Как повел себя путник, когда дул на него ветер?

- Как повел себя путник, когда светило солнышко?

 -Кто победил в споре?

 - Дети, какой можно сделать вывод? Кто сильнее?

 -Верно. Доброта сильнее гнева.

- А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно?

Третий этап – деятельностный. На этом этапе предусматриваются разные направления работы с детьми.  Например, драматизированное изображение событий в сказке,  способствует тому, что ребенок  мысленно содействует   героям произведения, эмоционально переживая новые для него чувства.  На третьем этапе детям предлагается игра-драматизация: Один ребенок в центре круга изображает путешественника. Остальные дети – Ветер и Солнце, образуют круг. По команде воспитателя  дует холодный ветер - дети резко машут руками, изображая ветер. По команде воспитателя: появляется ласковое солнышко - дети улыбаются и гладят ребенка. Психогимнастика: «холодно-тепло». Ведущий: ветер холодный – дети сжимаются калачиком лежа на коврике. Ведущий:  солнышко теплое – дети расслабляются лежа на спине.

Посредством изобразительной деятельности ребенок  передает свои  чувства и эмоции, впечатления от прочитанного, волнующие его  душу образы. Далее детям предлагается изобразить с помощью красок  ветер и солнце. Художественное представление усиливается при прослушивании фрагментов музыкальных произведений. Детям предлагается прослушать произведения: 3-ю часть концерта «Зима» А.Вивальди из цикла «Времена года» - для изображения ветра и концерт для скрипки с оркестром А. Вивальди №12, 2-ю часть – для изображения солнца. Свое настроение дети передают через рисунки.

  Методы работы на этом этапе: рисунки по мотивам сказки, поделки из природного материала, разыгрывание эпизодов из сказок с помощью кукол,  обыгрывание состояния, чтобы лучше их понять, проигрывание и решения разных вариантов ситуации и др.

Представления, полученные детьми из литературных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Любое авторское произведение только тогда сможет быть помощником в воспитании, когда будет тесно связано с жизнью. Поэтому крайне важно сосредоточить детей на этой связи.

       Однако следует учитывать, что ребенок может прослушать большое количество книг о добре, справедливости, дружбе, но если в окружающей  его жизни  он наблюдает ложь, грубость, лицемерие, то в его душе  возникает нравственный раскол. Поэтому важным является поведение педагогов и родителей,   взаимодействие  воспитателя с семьей по вопросам нравственного воспитания, единство требований детского сада и семьи. Для использования авторской сказки в семейном воспитании родители дошкольников должны быть подготовлены к этому процессу. Для этого в детском саду воспитателям необходимо проводить различные формы родительских собраний, консультации, беседы, на которых родители знакомились бы с методикой работы со сказкой, упражнялись в чтении сказок и составлении вопросов, участвовали в выставках рисунков, поделок,  показа результатов собственного сочинительства, показа спектаклей и др.

    Нравственное воспитание  детей средствами авторских сказок  обеспечивает  усвоение детьми основных нравственных ценностей, способствует созданию условий для свободного саморазвития личности каждого ребенка, развитию его творческих способностей, а также дает возможность воспитателям формировать у них нравственное поведение.

Литература

1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сад / Р.С.Буре, Г.Н.Година, А.Д.Шатова и др;  Под. ред А.М.Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев.: Издательство «Радянська школа», 1973. – 327 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"

   Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности н...

Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре....

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной игры. (тема по самообразованию)

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольног возраста средствами народной игры....

консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"

Духовно-нравственное воспитание как неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребёнка....

Статья «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством игры-драматизации»

Статья о значении игры-драмматизации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста...

Методическая рекомендация"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами сказки"

Духовно-нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования чел...

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами русской народной сказки "Гуси-лебеди"

Изготовление макета по сказке «Гуси-лебеди» позволяет решить проблему и реализовать поставленные задачи: - дети познакомились со сказкой; - у детей возрос интерес к чтению художественной л...