Проект
проект (старшая группа) на тему

Фронтальный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya_nash_obshchiy_dom.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Земля - наш общий дом»

 в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду

«Теремок» п.Зеленолугский

2016 г.

ПРОЕКТ «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

1.1.Проект «Земля – наш общий дом» проводится в целях повышения уровня развития экологических знаний, формирования активной гражданской позиции, развития интересов в деле сохранения и приумножения природного наследия, согласно годового плана работы на 2016-2017 учебный год.

1.2.В реализации проекта «Земля – наш общий дом» приняли участие педагоги, воспитанники, родители Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Теремок»                     п. Зеленолугский.

1.3.Решение о проведении Проекта «Земля – наш общий дом» принято на заседании педагогического совета ДОУ (протокол от 25.08.2016  №1).

АКТУАЛЬНОСТЬ

   Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для  развития детей. Продуманная организация образовательной деятельности, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезону и среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

Видный биолог, член-корреспондент Российской академии наук, руководитель Высшего экологического совета при президенте А.Яблоков уже 10 лет назад обсуждал в статье «Между нами, землянами…» проблему экологических знаний, их истинное значение на данном этапе научно-технического прогресса, подчеркивал, что необходим «новый уровень экологического сознания людей. На всем пути воспитания и обучения человека – от детского сада до вузов – экологические знания должны иметь высший приоритет. Только так можно воспитать человека, способного обращаться с природой так, чтобы не превратить ее в загнанную лошадь. Осознание серьезных экологических опасностей должно нам помочь верно, мыслить и верно действовать».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.

  Осуществление общественно-значимой деятельности направленной на использование базовых знаний субъектов педагогического процесса по экологическому образованию в практическом природоохранительном проектировании, способствующем развитию интереса в деле сохранения и приумножения природных богатств; духовно-нравственному становлению личности, формированию чувства сопричастности ко всему живому.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

·         Развитие познавательного интереса к миру природы.

·         Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

·         Развитие умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

·         Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

·         Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

·         Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.

   В реализации проекта «Земля – наш общий дом» приняли участие воспитанники 2 младшей, средней, старшей, подготовительной (логопедической) групп, родители, педагоги Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Теремок»             п. Зеленолугский.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ.

Проект «Земля – наш общий дом» был реализован с 10.10.2016 г. по 21.10.2016 г.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

1.      Концептуальный (с 10.10 по 11.10. 2016г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

2.      Формирующий (с 11.10.2016 г. по 20.10.2016 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта.

3.      Рефлексионный (21.10. 2016 г.) – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в отчетах педагогов, обсуждение деятельности в детском коллективе.

ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

№ п/п

Содержание, формы и виды деятельности

Концептуальный этап

1

Обсуждение плана-положения проекта «Земля – наш общий дом!», внесение корректив

2

Определение роли участников реализации проекта на каждом его этапе

3

Утверждение плана положения-проекта администрацией образовательного учреждения

4

Экологизация развивающей среды ДОУ                                    

Формирующий этап

1

Мини-проект «Земля - наш общий дом» 2 младшая группа                       воспитатель Королева О.И.                        

2

Мини-проект «Деревья наши друзья» средняя группа                                                воспитатель Фатеева И.А.                                                                                                  

3

Мини-проект «О чем молчат деревья» старшая группа                                            воспитатель Жужель Е.И.                                                                                                  

4

Мини-проект «Земля - наш общий дом» средняя (старшая) группы

воспитатель Шевчук Н.В. 

5

Мини-проект «Земля - наш общий дом» подготовительная (логопедическая) группа воспитатель Хомец М.П., Лобова Т.Ф.    

6

Мини-проект « Живи Земля – планета добра и красоты»               педагог-психолог Борзистая О.А.   

Рефлексионный этап

1

Интеллектуальная игра «Знатоки природы»

2

Творческая гостиная «Земля наш общий дом»                              

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

   Создание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей (специально-организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей).

·         Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.

·         Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

Аналитическая справка по итогам фронтального, экологического проекта «Земля – наш общий дом».

  С целью осуществления общественно-значимой деятельности направленной на использование базовых знаний субъектов педагогического процесса по экологическому образованию в практическом природоохранительном проектировании, способствующем развитию интереса в деле сохранения и приумножения природных богатств; духовно-нравственному становлению личности, формированию чувства сопричастности ко всему живому в МБДОУ прошел проект «Земля – наш общий дом».

  Для погружения в проект, старшим воспитателем была проведена консультация «Организация и проведение проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении», на которой рассмотрели особенности работы с детьми на всех этапах экологического проекта.  Отметили, что работа должна строиться на основе интегрированного и деятельного подходов.

  В рамках реализации проекта «Земля – наш общий дом» в МБДОУ прошли мини-проекты: «Земля - наш общий дом» для ребят 2 младшей группы                       воспитателя Королева О.И.;  «Деревья наши друзья» для детей средней группы воспитателя Фатеева И.А.; «О чем молчат деревья» для детей старшей группы  воспитателя Жужель Е.И.;  «Земля - наш общий дом»  воспитателя Шевчук Н.В.; « Живи Земля – планета добра и красоты» педагога-психолога Борзистой О.А.; «Земля - наш общий дом» педагогов подготовительной (логопедической) группы Хомец М.П., Лобовой Т.Ф. 

  Планируя образовательную деятельность, воспитатели учитывали что, выполняя задания, детям необходимо наблюдать, экспериментировать, играть, рисовать, лепить, слушать музыку, сочинять сказки и рассказы. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов являлась гибкой, т. е. педагоги в группах ненавязчиво направляли работу детей.

С воспитанниками ДОУ была проведена следующая ОД:

Экспериментально – исследовательская деятельность

- «Что легче, что тяжелее» - старшая группа Жужель Е.И.

- «Деревянный брусочек» - средняя группа Фатеева И.А.

Познавательно-исследовательская деятельность

- «Красная книга» - подготовительная (логопедическая) группа Хомец М.П.

    Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, педагоги придумали, а также подобрали из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная развивающая игровая деятельность:

- «Кого не стало?», «Выбери животного», «Дикие и домашние животные» - 2 младшая группа  Королева О.И.

- «С какого дерева листок?», «Что сначала, что потом», «Что лишнее», «Опиши, я отгадаю» - средняя группа Фатеева И.А.

- «Слово на ладошке», «Найди дерево по листочку», «Собери цветок» - старшая группа Жужель Е.И.

- «Экологическое лото», «Живые цепочки», «Кода это бывает?» - подготовительная (логопедическая) группа Хомец М.П., Лобова Т.Ф.

 С детьми проводились ситуативные беседы по экологическому воспитанию:

- «Животные и птицы – это наши друзья», «Что растет на земле», «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей» - 2 младшая группа Королева О.И.

- «Как деревья помогают человеку», «Как сберечь деревья», «Как вести себя рядом с животными», «Опасность в природе», «Что нам осень принесла» - средняя группа Фатеева И.А., Шевчук Н.В.

- «Как человек использует деревья», «Что мы знает об осени», «Когда это бывает?» - старшая группа Жужель Е.И.

- «Земля – наш общий дом», «Как правильно вести себя в природе» - подготовительная (логопедическая) группа Хомец М.П., Лобова Т.Ф.

  Игры и игровые элементы позволяли развить у ребенка самые разнообразные положительные качества и облегчили восприятие излагаемых проблем и знаний. В свободной деятельности  воспитатели  играли с детьми в подвижные игры природоведческого содержания такие как: «Гуси – лебеди», «Наседка и цыплята»,  «Хитрая лиса», в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляли знания, а полученная в ходе игры радость способствовала  интересу к природе.

  Большое значение для воспитания у детей любви к родной природе, развитию речи, имеет ежедневное общение с книгами о природе. С детьми прочитаны произведения:

- «Кошка Маруся» С. Чарушин, «Птицы» К. Ушинского, «Листопад», «Осинкам холодно» М. Пришвина, «Осень наступила» А. Плещева –               2 младшая группа Королева О.И.

- «Ребята и утята», «Журка» М. Пришвина, «Лисята» Е.Чарушин – средняя группа Шевчук Н.В.

- «Воробей» Е.Чарушин, «Овощи» Ю. Тувим, «Весенняя гостья» И.Белоусов, «Заяц и еж» братья Гримм– старшая группа Жужель Е.И.

- «Весенние воды» Ф.Ф. Тютчев, «Буря» С.Есенин, «Ветер, ветер, ты могуч» А.С. Пушкин, «Разноцветная планета» В.Орлов, «О природе» В. Бианки «История Маленького Лягушонка», «Разве озеро - свалка?» – подготовительная (логопедическая) группа Хомец М.П., Лобова Т.Ф.

  На прогулке воспитатели проводили наблюдения за сезонными изменениями в природе, птицами, растениями. Именно на прогулке дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, воды. 

  Необходимым условием для успешной реализации проекта является тесная взаимосвязь всех участников образовательного процесса. Поэтому педагоги работали над разъяснением и вовлечением в проектную деятельность не только детей, но и их родителей. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей  использовали  традиционные формы (консультации, беседы, размещали стендовую информацию).

 Особое внимание уделяли совместной деятельности детей и родителей. Проведены выставки  поделок из природного материала, родители привлекались к участию в оформлении уголка природы, (сбор природного материала), изготовлению «Красной книги». Зачастую такой вид деятельности для родителей нов и непонятен, поэтому работали они под руководством педагогов детского сада.

   Анкетный опрос родителей показал, что 100% респондентов знают, что такое экология и чем она занимается. 100% опрошенных ощущают по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию и поддерживают проводимую работу.

  Итогом проектной деятельности стала интеллектуальная игра «Знатоки природы».  В игре принимали участие 3 команды: старшей, подготовительной (логопедической) групп и команда педагогов ДОУ.

Дети и педагоги  справлялись со сложными вопросами на экологическую тематику. За каждое выполненное задание детям вручали фишки. В конце игры каждая команда получила карточки на экологическую тему.

  Активное участие педагоги (Королева О.И., Головятенко Т.Н., Жужель Е.И., Шевчук Н.В., Фатеева И.А., Хомец М.П., Бурмисова Н.Н.) приняли в творческой гостиной, на которой в интересной форме рассказали о мероприятиях проектной деятельности. Воспитатели Жужель Е.И. и Фатеева И.А. показали презентации отчеты о проделанной работе по мини - проектам.  

  Исходя из выше изложенного, можно сделать выводы. В процессе общения с природой, рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство детской личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найди с помощью наблюдений, логического мышления, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.

Рекомендации:

воспитателям Королевой О.И., Лобовой Т.Ф. активизировать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы;

- воспитателям групп привлекать к работе по мини-проектам специалистов ДОУ.

Старший воспитатель: Борзистая О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...