Методическая разработка на тему "Сказкотерапия, как средство снижения состояния тревожности и повышения самооценки у детей"
методическая разработка по теме

Ганджалян Наталья Александровна

 В последние годы количество детей с нарушениями речи в той иди иной форме и в разной степени стало расти. Если эти нарушения не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающим, что мешает детям полностью раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. все это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия, как средство снижения состояния тревожности и повышения уровня самооценки детей.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Все это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, психологическая защищенность, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу, помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять е героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:

• сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки,

• снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);

• формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:

• осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

• формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;

• развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

• активизировать и обогащать словарный запас детей;

• развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

• развивать интонационную выразительность и силу голоса;

• развивать мелкую моторику рук;

• укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учета возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями речи дошкольного возраста

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром

Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы направленности (логопедической, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка

. Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

• развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);

• развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;

• совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространенные предложения, совершенствовать диалогическую речь,

умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности:

Коррекционно - воспитательные задачи:

• воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Коррекционно - развивающие задачи:

• развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);

• развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);

• развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;

• обучать примам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Таким образом, через использование сказки, е сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи.

Основные этапы применения сказкотерапии.

Ознакомление родителей с методом сказкотерапии.

Необходимо разъяснить родителям большую значимость семейного чтения. Большой проблемой остаются семейные литературные вечера. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией, создать теплую задушевную атмосферу в доме.

Решение сказочных задач.

При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Работа со страхами детей.

(для детей логопедической группы характерна неуверенность в своих способностях, умении, стеснение, страх неправильно произнести слово).

Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку дается возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.

Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок.

Самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов:

Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица

• Групповое рассказывание сказок

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения

• Групповое придумывание сказки

При использовании сказкотерапии в развитии речи создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка, происходит совершенствование лексико–грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.