Коррекционная программа по снижению уровня тревожности и устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии "Ничего я не боюсь"
рабочая программа (старшая группа)

В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью и наличием страхов. Страх считается одной из фундаментальных эмоций человека, которая возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он рассматривается как естественное сопровождение человеческого развития, но у неблагополучных в эмоциональной сфере детей страх возникает и проявляется беспричинно. И чем сильнее эти проявления, тем больше вероятность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром.

Возникновение у ребенка этого состояния может быть обусловлено предвосхищением ситуацией, сильным испугом, имевшим место в индивидуальном опыте ребенка, насмешками сверстников. Появление страха отмечается и при громе, молнии, слушании страшилок, отрицательной оценке действий ребенка со стороны взрослых и детей.

Вредоносное влияние страхов подчеркивается многими учеными, к примеру, К.Д. Ушинский отмечал, что страх способен спровоцировать на низкий поступок, изуродовать морально и убить душу человека.

Однако страх может не только отрицательное воздействие. Он носит защитную функцию, уводя ребенка от угрозы, опасностей. В старшем  дошкольном возрасте у детей появляется стремление к преодолению страхов, чему служит обмен в кругу сверстников страшными историями. Именно их преодоление развивает в детях смелость, уверенность в себе, способность рисковать, добиваться намеченного. Но определенная форма страха, названная пассивной, у некоторых способна перейти в навязчивые формы. Преодоление таких отклонений возможно лишь при своевременном выявлении и коррекции, поддержке ребенка со  стороны близких взрослых. Наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения развития личности.

Поэтому проблема детской тревожности и страхов у детей и их своевременная коррекция на раннем этапе является весьма актуальной.

Для коррекционной работы с детьми можно выбрать один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии – сказкотерапию.

Сказка присутствует в жизни людей с давних времен. Она является средством общения для разных поколений, способом передачи знаний: знакомит с понятиями добра и зла, повествует о социальных взаимоотношениях, затрагивает тему смысла жизни человека. Однако термин «сказкотерапия» относительно новый. Многие известные психологи изучали влияние сказки на психологию человека, но именно как метод «комплексная сказкотерапия» зародилась только в 90-х годах прошлого столетия в России.

К сказкам обращались в своем творчестве известные  зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. На сегодняшний день особенно актуальна методика сказкотерапии.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Сказкотерапия – это воспитание и развитие с помощью образов и метафор, которые бессознательно влияют на чувства, эмоции и поведение. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают или о которых стесняются рассказать взрослым (страх, одиночество, неуверенность в себе, грубое отношение со стороны воспитателей или близкого человека и т. п.). Простые истории из жизни и родительские поучения о том, «как надо» и «как лучше», и уж тем более порицания и споры ребенку неинтересны и непонятны. А иногда малыши просто любят делать все наоборот, наперекор взрослым. Слушая сказку кроха автоматически идентифицирует себя с главным героем и, не осознавая этого в полной мере, проживает в своем воображении сюжет и учится на ошибках персонажа, словно на своих собственных. В то же время маленький слушатель, если сказка ему понравится, будет стремиться подражать сказочным героям не только мысленно, но и в реальной жизни.

Из всего изложенного можно сделать вывод, о том, что коррекция путем проведения сказкотерапии, является самым эффективным методом. В дошкольном возрасте информация, переданная ребенку через яркие образы, будет для него наиболее доступной. Сказка помогает ребенку переработать свою проблему через собственный эмоциональный фон, что способствует снижению уровня тревожности в дошкольном возрасте.

Цель программы: снижение уровня тревожности и устранение страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nichego_ya_ne_boyus.docx228.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №45 «Журавлики»

города Новочебоксарска  Чувашской Республики

«Ничего я не боюсь!»

D:\папка психолога\методические разработки\программа Поляна сказок\thinkstockphotos-519409937.jpg

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности и устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Подготовила:

педагог-психолог Долгова  Светлана Геннадьевна

Новочебоксарск -2018

Пояснительная записка:

В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью и наличием страхов. Страх считается одной из фундаментальных эмоций человека, которая возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он рассматривается как естественное сопровождение человеческого развития, но у неблагополучных в эмоциональной сфере детей страх возникает и проявляется беспричинно. И чем сильнее эти проявления, тем больше вероятность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром.

Возникновение у ребенка этого состояния может быть обусловлено предвосхищением ситуацией, сильным испугом, имевшим место в индивидуальном опыте ребенка, насмешками сверстников. Появление страха отмечается и при громе, молнии, слушании страшилок, отрицательной оценке действий ребенка со стороны взрослых и детей.

Вредоносное влияние страхов подчеркивается многими учеными, к примеру, К.Д. Ушинский отмечал, что страх способен спровоцировать на низкий поступок, изуродовать морально и убить душу человека.

Однако страх может не только отрицательное воздействие. Он носит защитную функцию, уводя ребенка от угрозы, опасностей. В старшем  дошкольном возрасте у детей появляется стремление к преодолению страхов, чему служит обмен в кругу сверстников страшными историями. Именно их преодоление развивает в детях смелость, уверенность в себе, способность рисковать, добиваться намеченного. Но определенная форма страха, названная пассивной, у некоторых способна перейти в навязчивые формы. Преодоление таких отклонений возможно лишь при своевременном выявлении и коррекции, поддержке ребенка со  стороны близких взрослых. Наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения развития личности.

Поэтому проблема детской тревожности и страхов у детей и их своевременная коррекция на раннем этапе является весьма актуальной.

Для коррекционной работы с детьми можно выбрать один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии – сказкотерапию.

Сказка присутствует в жизни людей с давних времен. Она является средством общения для разных поколений, способом передачи знаний: знакомит с понятиями добра и зла, повествует о социальных взаимоотношениях, затрагивает тему смысла жизни человека. Однако термин «сказкотерапия» относительно новый. Многие известные психологи изучали влияние сказки на психологию человека, но именно как метод «комплексная сказкотерапия» зародилась только в 90-х годах прошлого столетия в России.

К сказкам обращались в своем творчестве известные  зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. На сегодняшний день особенно актуальна методика сказкотерапии.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Сказкотерапия – это воспитание и развитие с помощью образов и метафор, которые бессознательно влияют на чувства, эмоции и поведение. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают или о которых стесняются рассказать взрослым (страх, одиночество, неуверенность в себе, грубое отношение со стороны воспитателей или близкого человека и т. п.). Простые истории из жизни и родительские поучения о том, «как надо» и «как лучше», и уж тем более порицания и споры ребенку неинтересны и непонятны. А иногда малыши просто любят делать все наоборот, наперекор взрослым. Слушая сказку кроха автоматически идентифицирует себя с главным героем и, не осознавая этого в полной мере, проживает в своем воображении сюжет и учится на ошибках персонажа, словно на своих собственных. В то же время маленький слушатель, если сказка ему понравится, будет стремиться подражать сказочным героям не только мысленно, но и в реальной жизни.

Из всего изложенного можно сделать вывод, о том, что коррекция путем проведения сказкотерапии, является самым эффективным методом. В дошкольном возрасте информация, переданная ребенку через яркие образы, будет для него наиболее доступной. Сказка помогает ребенку переработать свою проблему через собственный эмоциональный фон, что способствует снижению уровня тревожности в дошкольном возрасте.

Цель программы: снижение уровня тревожности и устранение страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

Задачи программы:

  1. Установление положительных взаимоотношений психолога с детьми.
  2. Развитие эмоционально-личностной сферы.
  3. Повышение уверенности в себе.
  4. Использование средств сказкотерапии, арт-терапии, игровой терапии для коррекции страхов и снижения уровня тревожности.
  5. Совершенствование коммуникативных навыков.
  6. Развитие воображения и творческих способностей.

Целевой группой реализации программы являются дети старшего дошкольного возраста с различной степенью выраженности страхов и  тревожности. Режим проведения занятий – один раз в неделю в малых подгруппах (подгруппа детей из 3-4 человек) во вторую половину дня.  Продолжительность одного занятия 30-35 минут. Программа состоит из 6 занятий.

Основанием для включения в группу для занятий являются диагностические результаты тестов: на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках» и тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо".

Результатом реализации программы должно стать:

  • формирование чувства уверенности в себе;
  • снижение уровня  тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • совершенствование коммуникативных навыков.

Содержание программы:

№ п\п

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

Занятие «Знакомство»

Установление положительных взаимоотношений психолога с детьми, знакомство с 1 методом устранения страха, развитие воображения.

  1. Упражнение «Ладошки».
  2. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Волшебный цветок».
  3. Упражнение «Чего боится сказочный герой».
  4. Упражнение «Помоги другу».
  5. Упражнение “ Я тебя не боюсь”
  6. Упражнение «Путешествие по сказочному лесу».
  7. Ритуал «выхода» из сказки.
  8. Упражнение «Клубочек».
  9. Рефлексия.

2.

Занятие «Я не боюсь, у меня все получится»

Развитие уверенности в себе, снижение уровня  тревожности и боязливости.

1. Приветствие.

2. Ритуал «входа» в сказку.

3. Знакомство со сказкой.

4. Обсуждение сказки.

5. Пальчиковая игра «Десять птичек-стайка».

6. Рисование страха на воздушном шарике.

7. Ритуал «выхода» из сказки.

8. Упражнение «Клубочек».

9. Рефлексия.

3.

Занятие «Мне не страшно»

Коррекция различных страхов, тревожности 

1. Приветствие.

2.Ритуал «входа» в сказку. 

3. Знакомство со сказкой.

4. Обсуждение сказки.

5. Упражнение «Море волнуется».

6. Упражнение «Рисование страха»

7.Упражнение «Превращение страха»

8. Ритуал «выхода» из сказки

9. Рефлексия.

4.

Занятие «Я такой же, как все»

Формирование положительного образа я, чувства собственной значимости.

Снижение уровня тревожности.

Развитие творческих способностей.

Совершенствование коммуникативных навыков.

1. Приветствие.

2.Ритуал «входа» в сказку.

3. Упражнение «На волшебной поляне»

4. Упражнение «Бутон»

5. Знакомство со сказкой.

6. Музыкальная разминка.

7. Рисование сказочного цветка.

8. Ритуал «выхода» из сказки

9. Рефлексия.

5.

Занятие «Не темно и не страшно»

Коррекция страха темноты и одиночества, повышенной тревожности, развитие творческих способностей.

  1. Упражнение «Ладошки».
  2. Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Волшебный цветок». 
  3. Знакомство со сказкой.
  4. Обсуждение сказки.
  5. Упражнение “ Росточек под солнцем”
  6.  Упражнение “ Неоконченные предложения»
  7. Упражнение “Солнце в ладошке”
  8. Рефлексия.

6.

Занятие  «Я хочу дружить»

Коррекция страха общения, совершенствование коммуникативных навыков, формирование положительного образа я.

1. Приветствие.

2. Ритуал «входа» в сказку.

3. Знакомство со сказкой.

4. Обсуждение сказки.

5. Упражнение “Смелые ребята”.

6. Рисование сказочной страны.

7. Упражнение “За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.”

8. Рефлексия.

Каждое занятие включает три части: вводную (ритуал «входа» в сказку), основную (коррекционно-развивающую) и заключительную (ритуал «выхода» из сказки). Каждая часть решает несколько самостоятельных задач, определяющих ее содержание.

Вводная часть ставит своей целью создать настрой на совместную работу.

Основная часть занятия занимает большую часть времени и по своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного занятия.

Заключительная часть ставит своей целью закрепление нового опыта, подготовка ребенка к взаимодействию в привычной   социальной среде.

 Обсуждение итогов занятия проводится в кругу в форме беседы по вопросам, позволяющим обмениваться впечатлениями и мнениями.

Оценка эффективности реализации программы

До начала реализации программы проводятся тесты: на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках» и тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо" позволяющие выявить уровень тревожности и наличие страхов у детей. По итогам реализации программы проводится повторная диагностика по тем же методикам. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов реализации программы позволяют сделать вывод о формировании чувства уверенности в себе, снижении тревожности и снижении количества страхов.

Список средств обучения:

  1. Канцтовары: краски, карандаши, фломастеры, гуашь, альбомные листы, ножницы, журналы, ватман.
  2. Игрушка волшебный цветок.
  3. Мольберты, наборы цветных мелков.
  4. Гелиевые шары.
  5. Музыкальное сопровождение, ноутбук, проектор.

Диагностический инструментарий: 

1. Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках» (Приложение 1).

2. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо" (Приложение 2).

Информационные ресурсы программы:

  1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста.- Детство-Пресс, 2011 г.
  2. Вачков И.В. Сказкотерапия в работе детского психолога.- Журнал "Современное дошкольное образование", №4, 2008.
  3. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2012г.
  4. Краснова С.Г. Психические состояния и социально-личностное развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. - Чебоксары: «Новое время», 2008.
  5. Тренинг по сказкотерапии/Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2006.
  6. https://infourok.ru/skazkoterapiya-kak-uslovie-snizheniya-trevozhnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-2321784.html
  7. http://www.parents.ru/article/skazkoterapiya
  8. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/210413/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Кто такой тревожный ребенок? Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу...

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Преодоление тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста».

Настоящая  рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Голубок» г. Сальска разработана в соответствии с Федеральными гос...

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности  у детей старшего дошкольного возраста. Цель работы состояла в снижении уровня тревожности  у детей старшего дошкольного возраста....

Программа по самообразованию "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и моделирования на кинетическом песке

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественн...

Авторская программа психокоррекционной работы педагога-психолога по преодалению страха у детей старшего дошкольного возраста.

Организация психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми переживающими страх....

Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности и страха у детей старшего дошкольного возраста»

Наличие детей с повышенной тревожностью и регулярные запросы, поступающие от педагогов и родителей,  сталкивающиеся с детьми у которых наблюдается наличие выраженных страхов, указывает на необход...