Возможности моделирования из бумаги в процессе развития технического мышления старших дошкольников
материал (подготовительная группа) на тему

Синельникова Лариса Ивановна

Возможности моделирования из бумаги в процессе развития технического мышления старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности моделирования из бумаги                                                                         в процессе развития технического мышления старших дошкольников

Выступление на окружном семинаре:

«Создание условий для формирования предпосылок                                          технического мышления у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Синельникова Л.И.

воспитатель I квалификационной категории

Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта. В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития конструктивных способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.

Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А. В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности - в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других. Действуя с наглядными моделями, дети легко понимают такие отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить ни на основе словесных объяснений, ни при действии с реальными предметами.

В своей практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста часто использую моделирование и конструирование. Они имеют чрезвычайно важное  значение  для формирования личности ребенка, с помощью этих видов деятельности у старших дошкольников развиваются:

- конструкторские способности, 

- техническое мышление,

- происходит процесс познания окружающей действительности.                          Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками» - складывать.

В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения. Меня, как педагога заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития интеллектуальных способностей детей, развития произвольности всех психических процессов, повышения эффективности обучаемости на основе яркого эмоционального самовыражения.

Значение оригами для развития ребёнка:

  • Развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер.
  • Учит детей различным приёмам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  • Развивает концентрацию внимания, умение сосредоточиться.
  • Стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.
  • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.
  • Развивает пространственное воображение.
  • Активизирует воображение детей и фантазию.
  • Развивает художественный вкус и творческие способности.
  • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Процесс конструирования из бумаги можно выполнять следующим образом:

  1. По образцу
  2. Конструирование по условию
  3. По замыслу
  4. По теме.

На занятиях, посвящённых конструированию из бумаги, использую следующие технологии: 

  • Технология нарезания
  • Технология скручивания
  • Нетрадиционные техники
  • Плоскостные с наложением
  • Технология сгибания
  • Технология складывания
  • Аппликация с наложением
  • Технология обрывания
  • Аппликация с оттиском
  • Объемные аппликации
  • Технология скатывания
  • Технология аппликации                        с росписью
  • Технология мозаики
  • С элементами оригами
  • Аппликация из обоев
  • Технология                                  оживки-прорисовки
  • Технология бумагопластика.

Через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применения разных способов и приемов дети учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.  Конструирование из бумаги представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу - плоский материал - надо перевести в объемные формы. Потому с самого начала приучаю детей простейшим приемам складывания, воспроизведения действий, показанных взрослым, и это не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соизмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали, что требует известного волевого и мыслительного напряжения. Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. При этом необходимо помнить, что на качество изделий влияет не только выбор заготовки, а, в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому, прежде всего, приучаю детей приемам складывания квадрата.

Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки - это базовые формы, умение складывать которые - залог успеха в достижении результата.

Учитывая, что занятия оригами – довольно кропотливый труд, я применяю различные формы работы с детьми. Объяснение начинаю с загадки, вношу готовую модель поделки, провожу дидактические игры. Занятия интересны детям ещё и потому, что данная деятельность имеет практический результат. Чтобы процесс  складывания поделок в технике оригами постоянно вызывал у детей интерес, в свободной деятельности предлагаю смастерить уже известную модель. Это позволяет освоить последовательность основных приёмов и расширить базу для творческих изысканий в дальнейшем.

Также, занятия оригами провожу, используя межпредметную связь с занятиями по окружающему миру (знакомство с животными и растительным миром), математики (изучение геометрических фигур – составные части конструкций), изобразительного искусства (подбор цвета, умение располагать фигуры в пространстве: ближе, дальше), развития речи (составление рассказов по сделанным иллюстрациям), чтение (сочинение небольших стихотворений к поделкам).

Материал по оригами использую в соответствии с запланированными темами занятий, а сложенные детали игрушек применяю как материал для занятий по формированию у детей количественных представлений и овладения счетом, а также этот материал поможет оформить комнату к празднику, сделать подарки для родителей.

Главным условием развития мышления у ребенка является позиция взрослого, имеющая в каждой возрастной период свою специфику.

Сегодня для меня конструирование бумажных моделей – очень увлекательное занятие. Нельзя недооценивать значение техники бумажного моделирования в развитии детей. Несмотря на простоту исходного материала, это занятие требует концентрации внимания, аккуратности действий и точности в исполнении. Многократное складывание листа, надрезы, склеивание позволяют развивать у детей мелкую моторику, точный глазомер, пространственное воображение, фантазию, вырабатывает усидчивость и терпение.

Помимо оригами, в процессе конструирования из бумаги использую другую японскую технику, похожую на оригами. Эта техника киригами, которая заключается в складывании бумаги и вырезании её в различных направлениях. Так можно создавать различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п.

Техники оригами и киригами обладают большой художественностью, в процессе их исполнения происходит эффективное формирование конструктивных умений (сравнение, анализ, синтез, классификация), которые и способствуют  формированию технического мышления.

Список использованной литературы

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ. /общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. - М.: Прогресс, 1987.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 144с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1980. – 80 с.
  4. Гульянц, Э.К. Учите детей мастерить: методическое пособие для воспитателей / Э.К. Гульянц. -М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
  5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. / Худож. А.Ю. Долбишева, В.Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 144 с.
  6. Дорохова E.С. Программа по знакомству с изобразительным искусством и изобразительной деятельностью. // Дошкольное воспитание. - № 2. – 1998. – С. 40.