Формирование технического мышления старших дошкольников средствами Лего-конструирования
статья (старшая группа) на тему

Попова Ольга Николаевна

Выступление на окружном семинаре"Создание условий для формирования предпосылок технического мышления у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon popova_o.n.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование технического мышления старших                       дошкольников средствами Лего-конструирования

Выступление на окружном семинаре:

«Создание условий для формирования предпосылок                                          технического мышления у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Попова О.Н.

воспитатель высшей

квалификационной категории

Мышление является высшим познавательным процессом. Это особого рода умственная практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Оно представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.

Техническим мышлением называют вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата. При этом рационализация, изобретение и открытие как результаты научно-технического творчества порождают качественно новые результаты в области науки и техники и отличаются оригинальностью и уникальностью.

 Таким образом, техническое мышление направляется желанием, стремлением дойти до истины, обнаружить структурное ядро, перейти от неопределенного отношения к ясному видению.

Дошкольный возраст - время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим особое значение отведено конструированию.

Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. По своей сути, Лего - конструирование относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Деятельность с конструктором «Лего», как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребёнка, что часто её рассматривают как конструктивно – игровую деятельность, что не противоречит возрастным особенностям детей.

Использование конструктора «Лего» позволяет развивать у детей:

- творческий потенциал;

- мыслительно–коммуникативные возможности;

- речь;

- знания об окружающем мире;

- внимание, память, мышление, умение сосредоточиться;

- элементарные математические представления.

Начиная с конструирования простых фигур, ребёнок совершенствует свои навыки, видя свои успехи, становится более уверенным в себе и переходит к более сложному этапу обучения.

 Игры с «Лего-конструкторами» выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире, пространстве и времени. Конструктор помогает воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат, расширяя представления об окружающем мире. Опыт, получаемый ребёнком в ходе лего-конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Часто предлагаю детям такие конструкторские задачи, которые заставляли бы их мыслить, изобретать. А если деятельность ребёнка носит творческий характер, она заставляет его думать, становиться привлекательной и позволяет открывать в самом себе новые возможности, а это является сильным и действенным стимулом к занятиям по лего-конструированию.

Работу по Лего-конструированию веду в непосредственной и совместной образовательной деятельности с детьми. Тематика непосредственной образовательной деятельности разработана в соответствии с возрастом детей, календарно-тематическим планом.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для воспитанников деятельности. В группе старшего дошкольного возраста применяю:

           Виды, формы, методы и приемы использования Лего-конструктора.

Виды НОД

По схеме

По образцу

По собственному замыслу

По карточкам с моделями

Формы работы с детьми

Создание совместных построек

Беседы

Разнообразные игры

Изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности

Создание макетов

Проектная деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

Экспериментирование

Оформление выставок

Продуктивная деятельность

Применяемые методы

Наглядно-практические

Словесные

Проблемные ситуации

Анализ образцов

Игровые

Игровые приёмы

Дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти

Сюрпризные моменты

Игровой сюжет

Основные принципы обучения детей

Последовательность

Доступность

Индивидуальный подход к каждому ребёнку

Эффективность форм взаимодействия

Непосредственно образовательная деятельность по Лего-конструированию провожу в игровой форме:

- дети в ходе игры обследуют детали конструктора, выделяя сенсорные признаки;

- в соответствии с замыслом и темой выполняют поделки из деталей;

- используют постройки для организации игр в совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей через Лего-конструирование

Образовательная область

Область применения Лего-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО

Социально-коммуникативное развитие

Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом.

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие

Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего-конструктора.

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие.

Работа на логопункте с учителем логопедом при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование.

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

Творческое конструирование – создание замысла из деталей Лего-конструктора.

реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.

Физическое развитие

 Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

 Использование технологии Легоконструирования для воспитанников дошкольного возраста является великолепной возможностью развивать конструктивное мышление детей в творческой увлекательной форме. Для активизации процесса мышления необходимо создание проблемной ситуации, проявляющейся как нельзя лучше в деятельности.

Конструктивная деятельность является эффективным средством создания проблемной ситуации. В процессе конструирования дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением соизмерять длину, ширину, высоту предметов и т.д.

 Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием математического мышления, логико-конструктивного способа познания математического содержания.

 Развитие технического мышления детей старшего дошкольного возраста теснейшим образом связано с интеллектуальным (языковое развитие,  концептуальное мышление, способности: планировать, оценивать, классифицировать) развитием ребенка; развивает творческий потенциал (творческая фантазия, нацеленность на успех и т.д.), а также его личностные

Конструктивные умения - это:

  умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться);

 умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);

 умение расчленить, выделить составные части (анализировать);

  умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.

Таким образом, конструктивные умения способствуют развитию технического мышления.

 Хочу рассказать об одной из эффективных форм работы с детьми по развитию конструктивных умений и способностей - проектной деятельности.

 В сентябре прошлого года в нашем детском саду «Солнышко»  с. Борское мы впервые провели творческо - исследовательский проект «Мини – погрузчик для БМВ» с использованием Легоконструктора. Участвовали дети подготовительной группы. А началось все с того, что однажды дети с родителями ехали из гостей и  на одной из сельских дорог  увидели бойлер с надписью «Вода» и заинтересовались как минеральная вода из Борского становится той вкусной водой в зеленой бутылке, которую продают во всех магазинах.

1. На подготовительном этапе дети совместно с родителями (педагогами):

вели сбор информации о том, как и где набирает воду бойлер, в каких скважинах;

читали энциклопедии, «Почемучки», знакомились со свойствами воды;

читали стихи,  рассказы о волшебнице воде;

провели серию опытов по самостоятельной очистке воды от примесей, сравнивая фильтры очистки;

был организован конкурс рисунков;

поход на экскурсию на мини – завод по производству Борской минеральной воды БМВ.

2. Основной этап:

из легоконструктора конструировали: сборник отстаивания,  сатуратационную установку, разливочно – укупорочный автомат, термоусадочный автомат или термоусадочную печку т.е. полностью линию для изготовления минеральной воды как на мини - заводе.

В ходе экскурсии дети заметили, что весь конвейер автоматизирован на БМВ, кроме последней точки, и решили создать автомат, который захватывал бы палетки с минералкой и складывал бы их на поддон, потому что людям это очень трудно – целую смену складывать упаковки с  минералкой. Поэтому предложили сделать мини - робот  погрузчик.

В марте 2016 года своего мини – робота погрузчика для БМВ дети представляли на региональных отборочных соревнованиях по робототехнике «ИКаРёнок» в образовательных учреждениях Самарской области.

Обобщая вышеизложенное, хочется сделать вывод о том, что развитие конструктивных умений и способностей детей старшего дошкольного возраста – это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и технического мышления.

Литература.

1. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. - № 3. с. 6.

2. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В.П.Бедерханова //Развитие личности. - 2010. - № 1. - с. 24 – 36.

3. Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ .2006. - № 7. с 76-83.

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с. 5. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2012. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя. – М., 2013.

7. Горлицкая С.И. История метода проектов// Компьютерные инструменты в образовании – 2001. - №5. - с. 4-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности моделирования из бумаги в процессе развития технического мышления старших дошкольников

Возможности моделирования из бумаги в процессе развития технического мышления старших дошкольников...

Формирование позитивного мышления старших дошкольников. Проект образовательной работы

Формирование позитивного мышления старших дошкольников. Проект образовательной работы...

Моя педагогическая находка. РМО "Развитие учебной деятельности старших дошкольников посредством ЛЕГО - конструирования"

Использование Лего - конструирование в образовательных областях.https://yadi.sk/i/fv_ARFFDiPulWA...

Консультация для педагогов: «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами математики»

Перед педагогами дошкольных учреждений стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.Главная цель: вырастить де...

Консультация для педагогов: «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами математики»

Перед педагогами дошкольных учреждений стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.Главная цель: вырастить де...

Буклет Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики

методич. материалы Скачать материал Для чего и как необходимо развивать логическое мышление у дошкольников? Логическое мышление – процесс, который помогает человеку не только усваивать и прео...