Моя педагогическая находка. РМО "Развитие учебной деятельности старших дошкольников посредством ЛЕГО - конструирования"
учебно-методический материал (средняя группа)

Алхасова Рафинат Алибашировна

Использование Лего - конструирование в образовательных областях.

https://yadi.sk/i/fv_ARFFDiPulWA

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДС «Буратино» г. Тарко-Сале Пуровского района

РМО

Тема: «Развитие учебной деятельности у старших дошкольников посредством использования Лего-конструирования»

Подготовила: воспитатель

Алхасова Рафинат Алибашировна

Тема: «Развитие учебной деятельности у старших дошкольников посредством использования Лего-конструирования»

Цель:
создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования.

Задачи:

  • Внедрить в практику новые подходы к организации образовательной среды, обеспечивающий полноценное развитие дошкольников;
  • Развивать конструктивные навыки, творческие, познавательно-интеллектуальные способности воспитанников средствами технологии ЛЕГО-конструирование;
  • Воспитывать стремление к активной деятельности.

Современная система образования требует от воспитателя искать новые пути и методы работы с детьми. Я стараюсь искать что – то новое, и не отставать от инновационных технологий в области дошкольного воспитания.

Моей педагогической находкой стал всем известный набор для конструирования LEGO

Почему именно LEGO?  Потому, что это одна из самых любимых игр детей в моей группе. По моему мнению, эффективность и польза применения ЛЕГО в непосредственно – образовательной деятельности дает несомненное преимущество перед любым другим дидактическим или игровым материалом. Это доступный и яркий игровой материал. Он имеется в каждом дошкольном образовательном учреждении. Ребёнку легче, усваивать материал, когда ему интересно.

Успех обучения зависит от желания ребёнка познавать. Значит наша цель – привить интерес к знаниям, способность их получать, опираясь на занимательный и в тоже время содержательный материал.

Одним из таких способов является использование конструктора ЛЕГО. Лего – позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Посредством использования LEGO можно эффективно решать образовательные задачи.

Сегодня я расскажу вам о некоторых вариантах применения LEGO в различных областях.

Начну с познавательного развития. Математика.

Лего в математике я использую  в ориентировке в пространстве.

Понятия слева-справа, вверху, внизу    (СЛАЙД)

Можно придумать разные варианты заданий:

  • Поставь желтый кубик, слева от желтого кубика — красный, а справа – зеленый.
  • расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный — слева, а зеленый справа;

 «Собери модель по ориентирам»

Для закрепления цвета, развития внимания.

Педагог диктует, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "слева от", "справа от". 
* Состав числа. С деталями ЛЕГО очень легко и просто объяснить состав числа

Можно дать задание: сделай ряд из 5 кубиков (произвольное число до 10)

Можно в виде игры. (На поляне летало 5 пчел, одна пчела (отодвигаем в сторону кубик) присела на цветок. Сколько пчел на поляне? (5)

Что они делают? Один на цветке, 4 – летает. Вывод: 5 это 1 и 4.

 Построй цифры

Игра «Зеркало» - знакомство с понятием «Симметрия» (СЛАЙД)

  • Раздаю детям платы с набранной половиной узора, и они должны, соблюдаясимметрию, набрать вторую половину узора.

«Математический поезд»

На каждой платформе-вагончике приклеила числа от 1 до 10. Или можно использовать наборы цифр. Игровая ситуация: вагончики потерялись или перепутались и нужно поставить их на свое место. Ребенок учится считать, запоминать порядковый счет. Можно варьировать игру, детям дается задание загрузить в каждый вагон столько кирпичиков, чтобы их количество соответствовало цифре. Это поможет визуально определять, где больше кирпичиков, а где меньше. Одновременно в этой игре можно закрепить и порядковый счет. (первый вагончик, второй, третий…), склонять их по падежам (нет пятого вагончика, дадим третьему вагончику кирпичик)

«Счетная лесенка»

Для формирования представления о количестве (больше - меньше), о величине, прямой, обратный счет, порядковый, пространственные представления (верх-вниз), цветовосприятие. Дети конструируют лесенку самостоятельно или с помощью педагога, прикрепляя столько кирпичиков сколько обозначает цифра.

«ЛЕГО-КЛАД»

На лего пластину прикрепляются детали разных цветов. Под одной из них спрятан клад (любая маленькая игрушка или фигурка, которая помещается под кубиком лего). Ребенок ищет клад по подсказкам педагога: «Клад не под красной фигурой», значит все красные фигуры можно убрать. «Клад не под синей  фигурой» — и мы убираем все квадратики. Так продолжается пока не останется одна единственная фигура.

(СЛАЙД)

 Сравнение веса предметов в кубиках конструктора. Вместо гирек можно использовать блоки Лего. Например, одна из машинок в нашей группе весила 4 Лего -кубика.

С помощью Лего знакомимся с цифрами

У нас довольно много конструктора, поэтому на некоторых из них я написала цифры. С таким набором можно и паровозики строить с вагонами по порядку, и башни для счета этажей. Эта же последовательность цифр хорошо подходит для запоминания обратного счета и «соседей» числа.

 «Чудесный мешочек»

Ребенок на ощупь определяет количество кнопочек на детали.

Приводить примеры можно достаточно долго. Дидактические пособия к играм легко можно сделать своими руками, и дети с удовольствием в них играют.

Приведу пример применения LEGO в процессе подготовки к обучению грамоте. 

Игра «Путешествие в Звукоград». (Слайд)

Построение из LEGO звуковых схем слов (красный кубик - гласный звук, синий кубик - твердый согласный звук, зеленый кубик - мягкий согласный звук).

Игра «Веселый алфавит».

Конструирование букв азбуки из LEGO.

«Звуковая пирамида»

Играем со звуком А.  Даём ребёнку инструкцию: «Если услышишь звук А – возьмёшь красный кирпичик, если любой другой звук – жёлтый.

Согласные твёрдые и согласные мягкие звуки

Когда ребёнок успешно справился с этой работой, можно усложнить задание. Для этого берём кирпичики красного, синего и зелёного цветов. Начинаем строить пирамиду, произнося все звуки: и гласные, и согласные твёрдые, и согласные мягкие)

 С помощью игры «Строим пирамиду» дети легко запоминаю звуки.

«Найди место звука в слове»  (СЛАЙД)

 

Упражнять детей в нахождении места звука в слове (В начале, середине или конце).

предлагаю картинку и называю звук, место которого ребенок должен определить в слове. Ребенок кладет под картинку длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет кирпичик в то место, где слышит звук: в начале, середине или конце слова.

Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой, детям можно предложить выложить букву на планшете с помощью лего-элементов.

Можно дать задания  вида:

  • построй букву с которой начинается названный предмет
  • построй букву, с которой начинается твое имя 
  • количес тво слов в предложении(из деталей конструктора на строительную плату дети выкладывают количество кирпичиков, соответствующее количеству слов в предложении)
  • определение количества предложений в тексте (дети выкладывают столько кирпичиков, сколько услышали предложений)

Развитие речи детей на основе ЛЕГО-конструирования. (СЛАЙД)

  • Можно Предложить детям на трёх пластинах построить рассказанную педагогом сказку. Каждая группа (из 2-3 человек) строит свою часть сказки. Затем дети по своим опорным постройкам сами пересказывают сюжет.
  • Подобрать  книгу и попросить детей построить историю на основе иллюстраций. Можно разделить на команды, тогда каждая команда строит свою иллюстрацию, а потом поэтапно по своим постройкам пересказывают содержание по очереди каждая команда.
  • Предложить  детям построить сцену из прочитанной сказки, которую они считают наиболее важной или интересной, и объяснить почему.
  • Чтобы усложнить задачу, можно предложить построить  начало и конец сказки или рассказа, а детям предложите вспомнить середину. . Можно проделать то же с началом и концом сказки
  • - "Расскажи, что построил" - в этой игре ребёнок рассказывает о последовательности своих действий, что способствует развитию речи;

Конструктор Лего можно использовать и на рисовании. (СЛАЙД)

Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные поделки, рисунки, даже не имея никаких художественных навыков. Одним из таких приемов, я и решила взять, технику рисования - штампирование конструктором Лего. Для начала выбираем деталь из конструктора ЛЕГО. Тыльная сторона конструктора ЛЕГО обмакивается в губку предварительно смоченную гуашью (разного цвета) или при помощи кисточки покрываем краской ту часть, которая будет оставлять отпечаток и прикладывается к листу бумаги.

Работа с применением ЛЕГО делает процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала

Таким образом, я считаю, что данная инновационная ЛЕГО-технология может успешно применяться во всех возрастных группах общеразвивающей направленности, а при правильном подходе и организации даст положительный результат в работе педагога.

Свое выступление хочу закончить словами Василия Александровича Сухомлинского.

«Чем больше творчества  в руке, тем умнее ребенок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие интеллектуальных и математических способностей дошкольников посредством лего-конструирования» «Изучаем ЛЕГО математику»

     Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных инте...

Статья "Развитие речевой деятельности детей дошкольников посредством лего-конструирования"

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ  ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ...

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей "Путешествие в мир профессий"

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свой зам...

Практикум на тему: Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством лего конструирования в рамках дополнительной образовательной программы «Удивительный мир Лего»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию Лего – конструирования как эффективного средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников....

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей «Путешествие в мир профессий»

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей«Путешествие в мир профессий»...

Творческий доклад «Развитие познавательной активности дошкольников посредством лего-конструирования»

Лего-конструирование помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всесторон...