Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей "Путешествие в мир профессий"
проект (подготовительная группа)

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свой замысел, познают мир.В играх современных дошкольников преобладают бытовые и телевизионные сюжеты. Одной из причин недостаточного развития сюжетно-ролевой  игры современных дошкольников является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей. Знакомство с профессиями родителей не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, а также способствует обогащению сюжета в ролевой игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_professiy.docx61.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №26

(дошкольное отделение)

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой

деятельности старших дошкольников посредством

ознакомления с профессиями родителей

«Путешествие в мир профессий»

Жукова Оксана Михайловна

воспитатель первой

квалификационной категории

Каргина Олеся Васильевна

воспитатель первой

квалификационной категории

г. Новосибирск

Паспорт проекта

Полное наименование проекта

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности  старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей

«Путешествие в мир профессий»

Автор  и исполнитель проекта

Воспитатель первой квалификационной категории дошкольного отделения МБОУ СОШ №26 Жукова Оксана Михайловна, воспитатель первой квалификационной категории дошкольного отделения МБОУ СОШ №26  Каргина Олеся Васильевна

Место реализации

МБОУ СОШ № 26 г. Новосибирск, ул.25 лет Октября 11/1 

Сроки   реализации проекта

4 марта-22 марта 2019 года

Проблема

В ходе  наблюдений было выявлено, что дети отдают предпочтение продуктивной деятельности в ущерб игровой.

Цель проекта

Создать условия для развития игровой деятельности дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей

Тип и вид проекта

По количеству участников:  коллективный

По продолжительности: краткосрочный

По доминирующей линии в проекте:

информационно - познавательный;

По содержанию: социально-педагогический;

По характеру контактов: в контакте с семьей (открытый проект).

Участники проекта

Воспитанники старшей группы № 12 МБОУ СОШ № 26, их родители, воспитатели старшей группы №12  МБОУ СОШ №26 Жукова Оксана Михайловна, Каргина Олеся Васильевна

Основные ожидаемые результаты

Для детей:

  • Обогащение содержания игровой деятельности дошкольников.
  • Знание детьми  разных видов  профессий взрослых.
  • Пополнение словарного запаса детей названиями профессий и предметов, используемых в работе. 

Для педагогов:

  • Повышение профессиональной компетенции педагогов по работе с использованием проектного метода и выбора разнообразных форм и методов работы.
  • Пополнение предметно-пространственной среды групп  необходимым дидактическим, методическим, демонстрационным  материалом.

Для родителей:

  • Вовлечение родителей в процесс ознакомления детей с профессиями, с предметами, используемыми в процессе работы.

Актуальность 

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свой замысел, познают мир. Именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самопознания и пр. В последнее время дети все чаще отдают предпочтение не игре, а другим видам детской деятельности (рисованию, конструированию, просмотру мультфильмов и т.д.), поэтому игра не развивается, становится более примитивной по тематике и по содержанию. В играх современных дошкольников преобладают бытовые и телевизионные сюжеты. Одной из причин недостаточного развития сюжетно-ролевой  игры современных дошкольников является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей. Знакомство с профессиями родителей не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, а также способствует обогащению сюжета в ролевой игре.

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Высокая познавательная активность детей.
  • Интерес к игровой и продуктивным видам деятельности.
  • Большая эмоциональная отзывчивость.
  • Недостаточное развитие сюжетно-ролевых игр.
  • Ограниченные представления о профессиях.
  • Недостаточное материально-техническое оснащение.

Благоприятные возможности

Риски

  • Имеется методическая литература по проектной деятельности и ознакомления с трудом взрослых.
  • Наличие условий для развития у детей познавательных способностей и игровой деятельности.
  • Заинтересованность родителей.
  • Слабая активность родителей.
  • Небольшое разнообразие профессий среди родителей группы.

Цель проекта:

Создать условия для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей.

Задачи проекта:

  • Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов для ознакомления с профессиями взрослых (родителей).
  • Создать условия для закрепления представлений о труде взрослых через различные формы работы и виды деятельности.
  • Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

                   Механизм реализации проекта

Для успешного решения поставленных задач проекта необходимо наметить пути их реализации в три этапа.

1 этап – подготовительный.

  1. Определение целей и задач проекта.
  2. Сбор материала,   подбор вопросов для беседы  по ознакомлению детей с профессиями, прогнозирование результата.
  3.  Изучение литературы  и понятий по  теме проекта.
  4.  Сбор информации о труде родителей, подбор и систематизация фотоматериалов  о  профессиях  родителей и видеоматериалов с рабочих мест родителей.
  5. Оформление стенда для мотивации родителей к участию в проекте.
  6. Организация развивающей предметной среды:
  • подбор художественной литературы, стихов, пословиц, загадок с учетом возраста детей,
  •  подбор иллюстративного материала, раскрасок с профессиями,
  • подбор и приобретение   дидактических и  настольных игр по данной теме,
  •  пополнение игрового уголка атрибутами к сюжетно-ролевым играм.

2 этап – практический

Реализация проекта по образовательным областям

Образовательные области

Виды деятельности

 

Познавательное развитие 

1. Познавательные занятия и беседы:

  • «Из истории профессий»,
  • «Все работы хороши, выбирай на вкус»,
  • «К дедушке на ферму»,
  • «Защитники России»,
  • «Библиотека»,
  • «Предметы – помощники»,
  • «Школа. Учитель»,
  • «Сельскохозяйственный труд» и др.

2.Дидактические игры:

  • «Кому что нужно»,
  • «Для чего нужен этот предмет?»,
  • «Умные машины»,
  • «Хорошо - плохо»,
  • «Кем я хочу стать?»,
  • «От слова к слову»,
  • ««Знаю все профессии»,
  • «Собираемся на работу»,
  • «Угадайте, что я делаю»,
  • «Кто знает больше профессий»,
  • «Произнеси правильно»,
  • «Добавь словечко»,
  • «Что сначала, что потом».

3.Настольно-печатные игры: «Профессии», «Назови профессию», «Лото. Профессии», «Что откуда?», «Дорожные знаки»

4.Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»

5. Рассматривание профессиональных журналов

6. Просмотр видеороликов о профессиях родителей, снятых самими родителями со своих рабочих мест

Художественно-эстетическое развитие

1. Рисование «Все работы хороши, выбирай на вкус».

2. Аппликация «Артист».

3. Работа с раскрасками.

4. Создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр. К игре «Магазин» - изготовление продуктов  из соленого теста.

Физическое развитие

1.Подвижные игры:

  • «Почтальон»,
  • «Водители»,
  • «Летчики»,
  • «Изобрази профессию»,
  • «Пожарные на учениях».

2. Физкультминутки. 

Социально – коммуникативное развитие

 

1. Проведение недели родительских профессий (в группу приходили родители воспитанников, рассказывали о своей профессии, приносили орудия труда, фотоматериалы).

2. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Магазин»,
  • «Кафе»,
  • «Школа»,
  • «СТО»,
  • «Поликлиника»,
  • «Детский сад»,
  • «Салон красоты»,
  • «Мы - строители»,
  • «Мы – пожарные».

3. Трудовое воспитание:

- Беседы о труде взрослых 

- Трудовая деятельность на прогулке и в группе

Речевое развитие

1. Чтение и разучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок  о людях разных профессий.

2.  Драматизация отрывков художественных произведений С. Михалков «А что у вас?».

3. Составление рассказов на тему: «Кем работают мои родители ».

4.Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Почта», Д. Родари «Чем пахнут ремесла» С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-милиционер», К. И. Чуковский «Айболит»,  «Кем быть? » В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер

3 этап - заключительный

-    беседа с воспитанниками, с целью выявление знаний воспитанников о           профессиях;

-   пополнение предметно-развивающей среды атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подаренных родителями в рамках недели родительских профессий;

-     изготовление  фотоальбома «Профессии наших родителей»;

 -   вечер досуга «Праздник профессий».

Заключение

В основу настоящего проекта легли следующие принципы обучения и воспитания:

  1. Принцип целенаправленности – цели и задачи данного проекта будут решены при создании необходимых условий для развития интереса у детей к игре.
  2. Принцип доступности – учет возрастных особенностей, интересов и актуального уровня развития познавательной активности детей.
  3. Принцип наглядности – использование предметов, картинок, видео- и фотоматериалов, наглядных образцов.
  4. Принцип связи обучения с жизнью – приобретенные детьми знания используются в игре, труде, жизни.

Обобщая опыт проделанной нами работы, мы можем отметить: проектная деятельность создает условия для включения в образовательный процесс родителей, что является одним из основных условий для достижений наилучших результатов. В процессе реализации проекта дети получили знания о работе родителей, которые начали с успехом  применять в сюжетно-ролевых играх. В группе пополнена предметно-развивающая среда атрибутами к сюжетно-ролевым играм. Дети стали более активно взаимодействовать в игре, объединяться в группы. Игровые интересы детей стали более устойчивыми, сюжеты игр обогатились благодаря полученным знаниям о профессиональных отношениях между людьми.

Таким образом,  мы можем с уверенностью сказать, что правильно организованная работа по обогащению представлений о профессиях родителей  существенно разнообразит сюжетно-ролевую игру.

Список литературы и информационные ресурсы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 3. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М.: Школьная Пресса, 2010.
  2. Детская энциклопедия «Всё обо всём» - М. Физиологическое общество «СОЛВО», ТКО, АСТ, 1994.
  3. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования,2012г.
  4. Мы в профессии играем // www.solnet
  5. Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005г.
  6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. :ТЦ Сфера, 2005 г.
  7. Профессии родителей // http://nsportal.ru
  8. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста - / сост. Н.П. Ильчук и др.- М.: АСТ, 1998
  9. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Книга  для воспитателя детского сада / Сост. З. Я. Рез Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. – М, 1990.
  10. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М. : Издательство Эксмо, 2005 г.
  11. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005 г.