Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей «Путешествие в мир профессий»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой

деятельности старших дошкольников посредством

ознакомления с профессиями родителей

«Путешествие в мир профессий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx61.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №26

(дошкольное отделение)

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой

деятельности старших дошкольников посредством

ознакомления с профессиями родителей

«Путешествие в мир профессий»

Шарыпова Наталья Косимжяновна

воспитатель

г. Новосибирск

Паспорт проекта

Полное наименование проекта

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности  старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей

«Путешествие в мир профессий»

Автор  и исполнитель проекта

Воспитатели

Место реализации

МБОУ СОШ № 26 г. Новосибирск, ул.25 лет Октября 11/1 

Сроки   реализации проекта

4 марта-22 марта 2019 года

Проблема

В ходе  наблюдений было выявлено, что дети отдают предпочтение продуктивной деятельности в ущерб игровой.

Цель проекта

Создать условия для развития игровой деятельности дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей

Тип и вид проекта

По количеству участников:  коллективный

По продолжительности: краткосрочный

По доминирующей линии в проекте:

информационно - познавательный;

По содержанию: социально-педагогический;

По характеру контактов: в контакте с семьей (открытый проект).

Участники проекта

Воспитанники старшей группы № 2 МБОУ СОШ № 26, их родители, воспитатели старшей группы №2  МБОУ СОШ №26

Основные ожидаемые результаты

Для детей:

  • Обогащение содержания игровой деятельности дошкольников.
  • Знание детьми  разных видов  профессий взрослых.
  • Пополнение словарного запаса детей названиями профессий и предметов, используемых в работе. 

Для педагогов:

  • Повышение профессиональной компетенции педагогов по работе с использованием проектного метода и выбора разнообразных форм и методов работы.
  • Пополнение предметно-пространственной среды групп  необходимым дидактическим, методическим, демонстрационным  материалом.

Для родителей:

  • Вовлечение родителей в процесс ознакомления детей с профессиями, с предметами, используемыми в процессе работы.

Актуальность 

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свой замысел, познают мир. Именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самопознания и пр. В последнее время дети все чаще отдают предпочтение не игре, а другим видам детской деятельности (рисованию, конструированию, просмотру мультфильмов и т.д.), поэтому игра не развивается, становится более примитивной по тематике и по содержанию. В играх современных дошкольников преобладают бытовые и телевизионные сюжеты. Одной из причин недостаточного развития сюжетно-ролевой  игры современных дошкольников является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей. Знакомство с профессиями родителей не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, а также способствует обогащению сюжета в ролевой игре.

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Высокая познавательная активность детей.
  • Интерес к игровой и продуктивным видам деятельности.
  • Большая эмоциональная отзывчивость.
  • Недостаточное развитие сюжетно-ролевых игр.
  • Ограниченные представления о профессиях.
  • Недостаточное материально-техническое оснащение.

Благоприятные возможности

Риски

  • Имеется методическая литература по проектной деятельности и ознакомления с трудом взрослых.
  • Наличие условий для развития у детей познавательных способностей и игровой деятельности.
  • Заинтересованность родителей.
  • Слабая активность родителей.
  • Небольшое разнообразие профессий среди родителей группы.

Цель проекта:

Создать условия для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей.

Задачи проекта:

  • Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов для ознакомления с профессиями взрослых (родителей).
  • Создать условия для закрепления представлений о труде взрослых через различные формы работы и виды деятельности.
  • Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

                   Механизм реализации проекта

Для успешного решения поставленных задач проекта необходимо наметить пути их реализации в три этапа.

1 этап – подготовительный.

  1. Определение целей и задач проекта.
  2. Сбор материала,   подбор вопросов для беседы  по ознакомлению детей с профессиями, прогнозирование результата.
  3.  Изучение литературы  и понятий по  теме проекта.
  4.  Сбор информации о труде родителей, подбор и систематизация фотоматериалов  о  профессиях  родителей и видеоматериалов с рабочих мест родителей.
  5. Оформление стенда для мотивации родителей к участию в проекте.
  6. Организация развивающей предметной среды:
  • подбор художественной литературы, стихов, пословиц, загадок с учетом возраста детей,
  •  подбор иллюстративного материала, раскрасок с профессиями,
  • подбор и приобретение   дидактических и  настольных игр по данной теме,
  •  пополнение игрового уголка атрибутами к сюжетно-ролевым играм.

2 этап – практический

Реализация проекта по образовательным областям

Образовательные области

Виды деятельности

 

Познавательное развитие 

1. Познавательные занятия и беседы:

  • «Из истории профессий»,
  • «Все работы хороши, выбирай на вкус»,
  • «К дедушке на ферму»,
  • «Защитники России»,
  • «Библиотека»,
  • «Предметы – помощники»,
  • «Школа. Учитель»,
  • «Сельскохозяйственный труд» и др.

2.Дидактические игры:

  • «Кому что нужно»,
  • «Для чего нужен этот предмет?»,
  • «Умные машины»,
  • «Хорошо - плохо»,
  • «Кем я хочу стать?»,
  • «От слова к слову»,
  • ««Знаю все профессии»,
  • «Собираемся на работу»,
  • «Угадайте, что я делаю»,
  • «Кто знает больше профессий»,
  • «Произнеси правильно»,
  • «Добавь словечко»,
  • «Что сначала, что потом».

3.Настольно-печатные игры: «Профессии», «Назови профессию», «Лото. Профессии», «Что откуда?», «Дорожные знаки»

4.Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»

5. Рассматривание профессиональных журналов

6. Просмотр видеороликов о профессиях родителей, снятых самими родителями со своих рабочих мест

Художественно-эстетическое развитие

1. Рисование «Все работы хороши, выбирай на вкус».

2. Аппликация «Артист».

3. Работа с раскрасками.

4. Создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр. К игре «Магазин» - изготовление продуктов  из соленого теста.

Физическое развитие

1.Подвижные игры:

  • «Почтальон»,
  • «Водители»,
  • «Летчики»,
  • «Изобрази профессию»,
  • «Пожарные на учениях».

2. Физкультминутки. 

Социально – коммуникативное развитие

 

1. Проведение недели родительских профессий (в группу приходили родители воспитанников, рассказывали о своей профессии, приносили орудия труда, фотоматериалы).

2. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Магазин»,
  • «Кафе»,
  • «Школа»,
  • «СТО»,
  • «Поликлиника»,
  • «Детский сад»,
  • «Салон красоты»,
  • «Мы - строители»,
  • «Мы – пожарные».

3. Трудовое воспитание:

- Беседы о труде взрослых 

- Трудовая деятельность на прогулке и в группе

Речевое развитие

1. Чтение и разучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок  о людях разных профессий.

2.  Драматизация отрывков художественных произведений С. Михалков «А что у вас?».

3. Составление рассказов на тему: «Кем работают мои родители ».

4.Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Почта», Д. Родари «Чем пахнут ремесла» С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-милиционер», К. И. Чуковский «Айболит»,  «Кем быть? » В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер

3 этап - заключительный

-    беседа с воспитанниками, с целью выявление знаний воспитанников о           профессиях;

-   пополнение предметно-развивающей среды атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подаренных родителями в рамках недели родительских профессий;

-     изготовление  фотоальбома «Профессии наших родителей»;

 -   вечер досуга «Праздник профессий».

Заключение

В основу настоящего проекта легли следующие принципы обучения и воспитания:

  1. Принцип целенаправленности – цели и задачи данного проекта будут решены при создании необходимых условий для развития интереса у детей к игре.
  2. Принцип доступности – учет возрастных особенностей, интересов и актуального уровня развития познавательной активности детей.
  3. Принцип наглядности – использование предметов, картинок, видео- и фотоматериалов, наглядных образцов.
  4. Принцип связи обучения с жизнью – приобретенные детьми знания используются в игре, труде, жизни.

Обобщая опыт проделанной нами работы, мы можем отметить: проектная деятельность создает условия для включения в образовательный процесс родителей, что является одним из основных условий для достижений наилучших результатов. В процессе реализации проекта дети получили знания о работе родителей, которые начали с успехом  применять в сюжетно-ролевых играх. В группе пополнена предметно-развивающая среда атрибутами к сюжетно-ролевым играм. Дети стали более активно взаимодействовать в игре, объединяться в группы. Игровые интересы детей стали более устойчивыми, сюжеты игр обогатились благодаря полученным знаниям о профессиональных отношениях между людьми.

Таким образом,  мы можем с уверенностью сказать, что правильно организованная работа по обогащению представлений о профессиях родителей  существенно разнообразит сюжетно-ролевую игру.

Список литературы и информационные ресурсы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 3. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М.: Школьная Пресса, 2010.
  2. Детская энциклопедия «Всё обо всём» - М. Физиологическое общество «СОЛВО», ТКО, АСТ, 1994.
  3. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования,2012г.
  4. Мы в профессии играем // www.solnet
  5. Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005г.
  6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. :ТЦ Сфера, 2005 г.
  7. Профессии родителей // http://nsportal.ru
  8. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста - / сост. Н.П. Ильчук и др.- М.: АСТ, 1998
  9. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Книга  для воспитателя детского сада / Сост. З. Я. Рез Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. – М, 1990.
  10. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М. : Издательство Эксмо, 2005 г.
  11. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности и создание условий по развитию представлений старших дошкольников о России как государстве.

Развитие  представлений  дошкольников  о  России  как  государстве.Проблема  воспитания  гражданственности  в  последние  десятилетия...

Создание условий для эмоционального благополучия старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством коррекционно-развивающего обучения

На сегодняшний день дети дошкольного возраста с нарушениями речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Анализ имеющихся теоретических трудов специалистов в ...

Создание условий для развития творческой деятельности дошкольника в условиях семьи

 В статье "Создание условий для развития творческой деятельности дошкольника в условиях семьи" даются рекомендации для родителей по организации творческой деятельности дошко...

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей "Путешествие в мир профессий"

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свой зам...

проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями «Портфель - мир профессии»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...

Статья "Профессиональное самоопределение старших дошкольников (из опыта работы кружка "Путешествие в мир профессий")

В статье "Профессиональное самоопределение старших дошкольников (из опыта работы кружка "Путешествие в мир профессий") автор, Каптуренко О.В., рассказывает, как проходят занятия кружка,...

Статья Психолого-педагогические подходы к понятию познавательного интереса и условия его развития у старших дошкольников

Психолого-педагогические подходы к понятию познавательного интереса и условия его развития у старших дошкольников...