ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
статья (старшая группа)
Статья посвящена вопросу формирования технического мышления на основе функциональной грамотности детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется взаимодействию между родителями и педагогами в решении вопроса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Мамонова Жанна Владимировна
воспитатель, МБДОУ д/с №56
г. Белгород
Андреева Ольга Николаевна
воспитатель, МБДОУ д/с №56
г. Белгород
С раннего возраста ребенок находится в окружении разнообразной техники, электроники и даже роботов. Современный мир требует от подрастающего поколения новых навыков, включая способность мыслить логически, анализировать, проектировать и моделировать. Именно поэтому зачатки инженерного мышления необходимо формировать уже в дошкольном возрасте. Ребенок должен не просто взаимодействовать с техникой, но и понимать принципы ее работы, получать представление о начальном моделировании как об одной из форм научно-технического творчества.
Каждый ребенок по своей природе — исследователь и потенциальный изобретатель. Дошкольный возраст — это период, когда дети активно изучают окружающий мир, стремятся понять, как устроены предметы, явления, механизмы. Разбирая игрушки, малыш не обязательно стремится их сломать — чаще всего он хочет понять: почему крутятся колесики, откуда идет звук, почему неваляшка не падает. Это проявление естественного любопытства и желания постичь законы окружающего мира.
Если взрослые правильно организуют техническое творчество детей, они не только удовлетворят их исследовательский интерес, но и включат в полезную, продуктивную деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности. Важно понимать, что техническое творчество — это особый вид деятельности, результатом которой становится продукт, обладающий практической ценностью и новизной, пусть даже субъективной, с точки зрения самого ребенка.
Значение технического творчества в дошкольном возрасте
Техническое творчество помогает ребенку развивать не только интерес к технике, но и к научным знаниям в целом. Оно способствует формированию первых представлений о профессиях инженерно-технического направления, развивает логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, внимание и память. В процессе изобретения, конструирования, моделирования дети учатся ставить цели, планировать свои действия, искать и находить решения, применять знания на практике.
Особенность детского творчества состоит в том, что новизна, которую открывает ребенок, носит субъективный характер. То, что взрослому кажется банальным и простым, для ребенка может быть настоящим открытием. Именно это делает техническое творчество уникальным образовательным процессом, в котором каждый малыш может почувствовать себя первооткрывателем, изобретателем, творцом.
Роль педагога в формировании технического мышления
Педагоги уверены: техническому творчеству можно научить каждого ребенка, если начинать с самого раннего возраста. Задача взрослого — не просто показать, как работает тот или иной механизм, а создать условия, в которых ребенок сам будет стремиться понять, исследовать, моделировать. Это возможно только при правильно организованной предметно-пространственной среде и грамотном педагогическом сопровождении.
Основой организации технического творчества является создание проблемных ситуаций и формулировка задач конструкторского характера. Эти задачи должны включать в себя:
- развитие технического мышления;
- формирование пространственного воображения и представлений;
- развитие конструкторской смекалки;
- умение применять полученные знания в решении конкретных практических задач.
Требования ФГОС и особенности образовательной среды
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования делает акцент не на достижениях ребенка, а на создании условий, способствующих его развитию. Учитывая специфику дошкольного возраста — пластичность, гибкость, высокий разброс темпов развития — взрослые должны сконцентрироваться на создании безопасной, интересной, развивающей среды, способствующей свободному выбору деятельности и активному познанию мира.
Требования к предметно-пространственной среде в ДОУ предполагают поддержку детской инициативы во всех видах деятельности. Оборудование и материалы должны стимулировать:
- игровую, исследовательскую и творческую активность;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
- эмоциональное благополучие ребенка;
- свободу самовыражения и самореализации.
Робототехника для дошкольников
Отдельного внимания заслуживает центр робототехники, где дети в игровой форме приобщаются к основам науки, технологии, инженерии и математики. Работа в этом центре направлена на изучение трех ключевых направлений:
- Конструирование — умение собирать механизмы по схеме и самостоятельно.
- Механика и физика — знакомство с принципами движения, передачей энергии, равновесием.
- Электроника и программирование — начальные навыки управления механизмами, изучение простейших алгоритмов.
Робототехника не только развивает техническое мышление, но и способствует развитию мелкой моторики, внимания, памяти, алгоритмического и критического мышления. Дети получают первый опыт инженерной деятельности, исследуют явления окружающего мира и закономерности, лежащие в основе действия различных механизмов.
Вывод
Формирование инженерного мышления у детей — важнейшая задача современного дошкольного образования. Техническое творчество, организованное в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет развивать у дошкольников познавательные и практические навыки, творческое и логическое мышление, интерес к исследовательской деятельности и научному познанию.
Создание развивающей предметно-пространственной среды, таких центров, как «Детский технопарк», позволяет вывести образовательный процесс на качественно новый уровень. Важно, чтобы дети с малых лет учились не только воспринимать информацию, но и применять ее, конструировать, моделировать, изобретать. Таким образом, мы закладываем фундамент будущих инженерных и научных компетенций, формируя поколение творческих, инициативных и мыслящих людей.
Список литературы:
1. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020
3. Царегородцева, Е. А. Формирование когнитивного опыта как основы функциональной грамотности старших дошкольников / Е. А. Царегородцева // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2020
4. Варавина, О. С. Формирование функциональной грамотности детей старших дошкольников возраста // Педагогический поиск. - 2020. - № 3
5. Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование технического мышления старших дошкольников средствами Лего-конструирования
Выступление на окружном семинаре"Создание условий для формирования предпосылок технического мышления у детей дошкольного возраста"...

Статья «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок -ТВ"
Опыт работы «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок - ТВ»...

«Формирование креативного мышления, как одно из направлений функциональной грамотности детей в среднем дошкольном возрасте».
Одно из направлений функциональный грамотности- креативное мышление, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знан...

Конспект по основам функциональной грамотности у старших дошкольников «Информационная фабрика, путешествие по Ярославлю. Занятие 1.»
Конспект из серии занятий по формированию функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Основы функциональной грамотности дошкольников»
Современный ребёнок – это житель XXIвека, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени и прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распрост...
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Каждый ребенок по своей природе — исследователь и потенциальный изобретатель. Дошкольный возраст — это период, когда дети активно изучают окружающий мир, стремятся понять, как устроены пре...
