Конспект по основам функциональной грамотности у старших дошкольников «Информационная фабрика, путешествие по Ярославлю. Занятие 1.»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Баканова Ульяна Викторовна

Конспект из серии занятий по формированию функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по основам функциональной грамотности у старших дошкольников

«Информационная фабрика, путешествие по Ярославлю. Занятие 1.»

Цель: Формирование у старших дошкольников основ работы с информацией.

Задачи:

Обучающие:

  • Закреплять знания про основные этап работы с информацией.
  • Продолжать работу по формированию умений сбора информации с помощью органов чувств.

Развивающие:

  • Развивать способность к анализу и синтезу при обработке информации.
  • Обеспечить ситуации, способствующие развитию логическое мышление.
  • Развивать связную и монологическую речь, через ответы на вопросы.

Воспитывающие:

  • Формировать умение слушать собеседника и не перебивать при его ответе.
  • Создать условия для формирования интереса к истории   малой родине – г.Ярославля.
  • Создать условия для публичного выступления.

Ход.

-Здравствуйте, ребята. Напомните мне пожалуйста, куда мы с вами в прошлый раз отправлялись и чем там занимались? (ответы детей)

- Верно, в прошлый раз мы были на фабрике информации и учились с ней работать : собирать информацию, обрабатывать её и изготавливать итоговый продукт.

- Ребята, совсем скоро к нам приедут гости и они очень хотят узнать про наш город что- то интересное.

- Мы сможем им помочь? (ответы детей)

- Вы много знаете про наш город? ( ответы детей)

- А как вы думайте, где нам найти ещё больше информации ?

- Тогда я вас снова приглашаю на нашу информационную фабрику, где мы будем собирать, обрабатывать информацию и как-то ей сможем поделиться с нашими гостями.

1. Станция – сбор информации.

- Ребята, напомните пожалуйста, какие органы – помощники для сбора информации есть у всех нас? (ответы детей)

- Правильно, все органы чувств : глаза, уши и кожа.

- Предлагаю, как и в прошлый раз собрать информацию с помощью нашего слуха.

- Но сначала поднимите руку , кто знает, как называется наш город? (ответы детей)

- Почему Ярославль так называется? ( ответы детей)

- Вот уже некоторую информацию вы смогли получить друг от друга. А я тоже кое-что знаю про историю возникновения нашего города и хочу вам рассказать.

Рассказ о истории возникновения Ярославля.

Как-то раз князь Ярослав Мудрый, проплывая на ладье по Волге, приметил удобное место для защитной крепости. Но люди, живущие в тех местах, не захотели жить по воле князя и выпустили н а него лютую медведицу. Состоялся бой, из которого Ярослав вышел победителем. он секирой зарубил зверя. Местные жители, видя силу и храбрость князя подчинились ему. Место, где они жили назвали Ярославлем, то есть городом Ярослава.

-Интересно было? Что запомнили?(ответы детей)

- Красивый наш город?

- Давайте по нему прогуляемся.

Физкультминутка

Мы по городу гуляем (ходьба на месте)

Всё вокруг мы замечаем (руки над головой)

В центре парк тенистый (руки перед грудью)

В парке дуб ветвистый ( на носочках, руки вверх)

Вот проспект широкий ( приседаем, разводим руки в стороны)

Небоскрёб высокий (встаём на носочки, руки вверх)

Рядом дом одноэтажный, (Показываем рукой перед собой)

Но для нас он очень важный, (грозим пальцем)

Потому что в нём – музей ( класс!)

Пригласим туда друзей (приглашающий жест)

Если в центр мы пойдем, то на площадь попадём. ( идём на месте, кружимся вокруг себя)

Кремль на площади стоит, (стоим как солдатки)

Нам о прошлом говорит.

Город – Ярославль зовётся,(хлопаем в ладоши)

Хорошо нам в нём живётся! (показываем «класс»).

- Ребята, выберите значок, какую вы сейчас собирали информацию?

- Верно, информация словесная, помогали нам ее собирать уши.

- Чем еще можно собрать информацию про Ярославль?

- Да, нам помогут глаза.

- Ребята, найдите пожалуйста информацию о том, как можно обозначить наш город. Есть у него знак? ( детям предлагаются различные иллюстрации с достопримечательностями Ярославля и гербами разных городов золотого кольца).

- Почему именно эту картинку (герб Ярославля) вы выбрали?

- Давайте рассмотрим герб,и глазами соберём информацию о том, что нам может рассказать каждая часть герба.

Беседа с детьми о гербе Ярославля, закрепление истории возникновения города.

- Молодцы, ребята, я предлагаю вам ещё собрать информации глазами, через просмотр мультфильма о истории нашего города.

- Ребята, как вы думайте, где я нашла этот мультфильм (ответы детей)

- Верно в интернете. Можно считать это источником информации?

- Да, можно. А теперь у меня вопрос для самого внимательного сборщика информации: как называлось место, где произошла битва князя Ярослава и медведя? (ответы детей)

- Это медвежий угол. Кто-то может быть знает, как это место называется у нас в городе?

- Стрелка – это место действительно считается, тем местом, где и случился бой. И именно здесь бы срублен первый город.

- Давайте же найдем это место на картинке и на карте. Собираем визуальную информацию!

(детям предлагается найти фотографию стрелки среди других мест Ярославля.  А после дети сами ищут на карте где находится Стрелка, помощь воспитателя по необходимости).

- Ребята, давайте вспомним как мы потрудились на станции сбора информации. Какую визуальную информацию (значок) про Ярославль вы сегодня собрали? (ответы детей).

-А какую словесную (значок) смогли услышать?

- Отлично, тогда двигаемся на станцию обработки информации.

2. Станция обработки информации.

- Уважаемые работники фабрики информации, что мы будем делать на этой станции, кто помнит?

- Как мы будем обрабатывать то, что смогли собрать?

- Ребята, надо просто подумать, как мы сможем не только рассказать, но и показать нашим гостям то, что вы узнали про Ярославль?

- Хорошие у вас предложения. А что мы сможем сделать сами, руками, чтобы наше путешествие не только запомнилось, но и осталось навсегда? Чтобы можно было не только о нем вспоминать, но и поиграть  ,например?

- Тогда сделаем игру про Ярославль?

- Переходим на станцию итоговый продукт.

3. Станция итоговый продукт.

-На нашей фабрике уже есть заготовки для игры. Ребята, игровое поле пока совсем пустое, начнем его оформлять?

Дети делятся на три группы и каждая группа оформляет своё игровое поле.

-Рассмотрим игровое поле. Синий цвет- это реки Волга и Которосль, а зеленый – наш город. Начало игры будет с места, где наш город появился. Вспоминайте, как это место называется и где оно на игровом поле?

-Давайте приклеим фотографию стрелки рядом со словом «старт».

- С каким символом Ярославля вы ещё сегодня познакомились?

- Давайте приклеим герб нашего города.

- Ребята, готова ли наша игра? Как вы думайте , чего не хватает на игровом поле?

- Вы правы нам не хватает всех самых интересных мест города. И сегодня вы попробуйте сами, дома собрать про эти места информацию.

Проводится жеребьевка, по итогам которой каждому ребёнку достается один объект с достопримечательностями Ярославля. Про который он должен дома собрать информацию и на следующем занятии поделиться с остальными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок -ТВ"

Опыт работы «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной  грамотности в детской телестудии "Сибирячок - ТВ»...

Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе на тему: ПУТЕШЕСТВИЕ С МОНЕТКОЙ ПО СТРАНЕ ЭКОНОМИКЕ"

Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей  группе на тему: ПУТЕШЕСТВИЕ С МОНЕТКОЙ ПО СТРАНЕ ЭКОНОМИКЕ" Автор: Иванова Ольга Александровна ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ "Чеховский д...

Конспект НОД по финансовой грамотности для старших дошкольников «Кошелёк»

Конспект НОД по финансовой грамотности для старших дошкольников «Кошелёк»Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пла...

Формирование функциональной грамотности у старших дошкольников: приемы запоминания и практика использования мнемотехники

Презентация и консультация: "Формирование функциональной грамотности у старших дошкольников: приемы запоминания и практика использования мнемотехники"...

Выступление в ДОУ на тему: «Нетрадиционные формы педпроцесса для формирования функциональной грамотности у старших дошкольников»

Ребенок не хочет брать готовые знанияи будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.Но зато он охотно пойдет за своим наставникомискать эти самые знания и овладевать ими.Шалва Амонашвили...

Консультация для родителей «Основы функциональной грамотности дошкольников»

Современный ребёнок – это житель XXIвека, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени и прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распрост...