«Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Кидышина Мария Ивановна

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»

К.Е.Тимирязев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx53.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»

К.Е.Тимирязев

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

В контексте ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

Основные цели и задачи развития познавательно-исследовательской деятельности:

  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
  • Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Основные функции познавательно-исследовательской деятельности.

1.Развитие познавательной инициативы ребенка – любознательности.

2. Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта:

причинно-следственных, родо-видовых, пространственных и временных отношений;

3. Схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями

окружающего мира.

4. Развитие восприятия мышления, речи – словесного анализа – рассуждения – в

процессе активных действий.

Структура детского исследования, конкретные этапы:

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• Выдвижение гипотезы;

• Поиск и предложение возможных вариантов решения;

• Сбор материала;

• Обобщение полученных данных.

Виды познавательно-исследовательской деятельности:

1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от детей. Они как бы бескорыстно взаимодействуют с разными объектами, затем выступают как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность.

2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Содержание психолого-педагогической работы

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны; сравнивать знакомые предметы, подбирать предметы по тождеству, группировать их по способу использования. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Учить детей называть свойства предметов.

Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.

Продуктивная (конструктивная) деятельность. Продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, пластина, призма, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных отношений. По окончании игры приучать убирать игрушки на место. Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

Методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности.

Методы: опыты и эксперименты, наблюдения, метод проектов.

Приемы: дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации, моделирование (создание моделей объектов живой и неживой природы), постановка и решение проблемных педагогических ситуаций, «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, использование художественного слова, трудовые поручения и действия, фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлено на развитие внимания, памяти, творческого воображения, умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку и представлена несколькими темами:

  1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах).
  2. Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок и их свойства, Земля, космос и солнечная система).
  3. Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество).
  4. Человек.
  5. Рукотворный мир (материалы и их свойства, предмет-результат деятельности человека, преобразование предметов).

Эксперимент – это научно-поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления, в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

Опыт – основной метод исследования, целенаправленное действие при успешной реализации, которого подтверждается или опровергается. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

«Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

опыты1

МАДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида

города Сыктывкара

Составители Кидышина М.И., Риде Ю.А.

Сыктывкар, 2016

 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»

К.Е.Тимирязев

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

В контексте ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

Основные цели и задачи развития познавательно-исследовательской деятельности:

  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
  • Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Основные функции познавательно-исследовательской деятельности.

1.Развитие познавательной инициативы ребенка – любознательности.

2. Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта:

причинно-следственных, родо-видовых, пространственных и временных отношений;

3. Схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями

окружающего мира.

4. Развитие восприятия мышления, речи – словесного анализа – рассуждения – в процессе активных действий.

Структура детского исследования, конкретные этапы:

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• Выдвижение гипотезы;

• Поиск и предложение возможных вариантов решения;

• Сбор материала;

• Обобщение полученных данных.

Виды познавательно-исследовательской деятельности:

1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от детей. Они как бы бескорыстно взаимодействуют с разными объектами, затем выступают как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность.

2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко). Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость). Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная, столовая, кухонная).

 Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.д.). Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название форм.

Продуктивная (конструктивная) деятельность. Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения. Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали. Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд). Учить объединять постройки по сюжету.

Методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности.

Методы: опыты и эксперименты, наблюдения, метод проектов.

Приемы: дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации, моделирование (создание моделей объектов живой и неживой природы), постановка и решение проблемных педагогических ситуаций, «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, использование художественного слова, трудовые поручения и действия, фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлено на развитие внимания, памяти, творческого воображения, умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку и представлена несколькими темами:

  1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах).
  2. Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок и их свойства, Земля, космос и солнечная система).
  3. Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество).
  4. Человек.
  5. Рукотворный мир (материалы и их свойства, предмет-результат деятельности человека, преобразование предметов).

Эксперимент – это научно-поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления, в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

Опыт – основной метод исследования, целенаправленное действие при успешной реализации, которого подтверждается или опровергается. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

«Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

опыты1

МАДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида

города Сыктывкара

Составители Кидышина М.И., Риде Ю.А.

Сыктывкар, 2016

 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»

К.Е.Тимирязев

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

В контексте ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

Основные цели и задачи развития познавательно-исследовательской деятельности:

  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
  • Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Основные функции познавательно-исследовательской деятельности.

1.Развитие познавательной инициативы ребенка – любознательности.

2. Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта:

причинно-следственных, родо-видовых, пространственных и временных отношений;

3. Схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями

окружающего мира.

4. Развитие восприятия мышления, речи – словесного анализа – рассуждения – в процессе активных действий.

Структура детского исследования, конкретные этапы:

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• Выдвижение гипотезы;

• Поиск и предложение возможных вариантов решения;

• Сбор материала;

• Обобщение полученных данных.

Виды познавательно-исследовательской деятельности:

1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от детей. Они как бы бескорыстно взаимодействуют с разными объектами, затем выступают как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность.

2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

 Первичные представления об объектах окружающего мира. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине. Учить определять цвет, форму, величину, вес предметов. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.). Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств. Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), с цветами. Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания, характеризуя ощущения. Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности. Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Продуктивная (конструктивная) деятельность. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали; учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга. Обучать приемам конструирования из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материал. Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках бросовый материал.

Методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности.

Методы: опыты и эксперименты, наблюдения, метод проектов.

Приемы: дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации, моделирование (создание моделей объектов живой и неживой природы), постановка и решение проблемных педагогических ситуаций, «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, использование художественного слова, трудовые поручения и действия, фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлено на развитие внимания, памяти, творческого воображения, умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку и представлена несколькими темами:

  1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах).
  2. Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок и их свойства, Земля, космос и солнечная система).
  3. Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество).
  4. Человек.
  5. Рукотворный мир (материалы и их свойства, предмет-результат деятельности человека, преобразование предметов).

Эксперимент – это научно-поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления, в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

Опыт – основной метод исследования, целенаправленное действие при успешной реализации, которого подтверждается или опровергается. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

 «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

опыты1

МАДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида

города Сыктывкара

Составители Кидышина М.И., Риде Ю.А.

Сыктывкар, 2016

 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»

К.Е.Тимирязев

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

В контексте ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

Основные цели и задачи развития познавательно-исследовательской деятельности:

  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
  • Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Основные функции познавательно-исследовательской деятельности.

1.Развитие познавательной инициативы ребенка – любознательности.

2. Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта:

причинно-следственных, родо-видовых, пространственных и временных отношений;

3. Схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями

окружающего мира.

4. Развитие восприятия мышления, речи – словесного анализа – рассуждения – в процессе активных действий.

Структура детского исследования, конкретные этапы:

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• Выдвижение гипотезы;

• Поиск и предложение возможных вариантов решения;

• Сбор материала;

• Обобщение полученных данных.

Виды познавательно-исследовательской деятельности:

1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от детей. Они как бы бескорыстно взаимодействуют с разными объектами, затем выступают как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность.

2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Первичные представления об объектах окружающего мира. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.). Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный и др.). Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).

Сенсорное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.). Совершенствовать глазомер. Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.

Проектная деятельность. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта. Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.) Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность — это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.

Продуктивная (конструктивная) деятельность. Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции. Закреплять умение выделять основные части и характерные детали конструкций. Помогать анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки. Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Закреплять умение заменять одни детали другими. Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Закреплять умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

Методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности.

Методы: опыты и эксперименты, наблюдения, метод проектов.

Приемы: дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации, моделирование (создание моделей объектов живой и неживой природы), постановка и решение проблемных педагогических ситуаций, «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, использование художественного слова, трудовые поручения и действия, фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлено на развитие внимания, памяти, творческого воображения, умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку и представлена несколькими темами:

  1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах).
  2. Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок и их свойства, Земля, космос и солнечная система).
  3. Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество).
  4. Человек.
  5. Рукотворный мир (материалы и их свойства, предмет-результат деятельности человека, преобразование предметов).

Эксперимент – это научно-поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления, в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

Опыт – основной метод исследования, целенаправленное действие при успешной реализации, которого подтверждается или опровергается. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

 «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

опыты1

МАДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида

города Сыктывкара

Составители Кидышина М.И., Риде Ю.А.

Сыктывкар, 2016

 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»

К.Е.Тимирязев

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

В контексте ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

Основные цели и задачи развития познавательно-исследовательской деятельности:

  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
  • Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Основные функции познавательно-исследовательской деятельности.

1.Развитие познавательной инициативы ребенка – любознательности.

2. Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта:

причинно-следственных, родо-видовых, пространственных и временных отношений;

3. Схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями

окружающего мира.

4. Развитие восприятия мышления, речи – словесного анализа – рассуждения – в

процессе активных действий.

Структура детского исследования, конкретные этапы:

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• Выдвижение гипотезы;

• Поиск и предложение возможных вариантов решения;

• Сбор материала;

• Обобщение полученных данных.

Виды познавательно-исследовательской деятельности:

1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от детей. Они как бы бескорыстно взаимодействуют с разными объектами, затем выступают как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность.

2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Первичные представления об объектах окружающего мира. Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Расширять представления о качестве поверхности предметов и объектов. Учить применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.). Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментам и наблюдениям.

Сенсорное развитие. Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности. Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности. Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств. Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.). Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету). Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.

Проектная деятельность. Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную). В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников. Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера. В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм. Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.

Продуктивная (конструктивная) деятельность. Развивать умение сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Закреплять умение создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Закреплять умение создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.). Закреплять умение разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).

Методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности.

Методы: опыты и эксперименты, наблюдения, метод проектов.

Приемы: дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации, моделирование (создание моделей объектов живой и неживой природы), постановка и решение проблемных педагогических ситуаций, «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, использование художественного слова, трудовые поручения и действия, фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлено на развитие внимания, памяти, творческого воображения, умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку и представлена несколькими темами:

  1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах).
  2. Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок и их свойства, Земля, космос и солнечная система).
  3. Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество).
  4. Человек.
  5. Рукотворный мир (материалы и их свойства, предмет-результат деятельности человека, преобразование предметов).

Эксперимент – это научно-поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления, в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

Опыт – основной метод исследования, целенаправленное действие при успешной реализации, которого подтверждается или опровергается. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

«Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

опыты1

МАДОУ «Детский сад № 104 общеразвивающего вида

города Сыктывкара

Составители Кидышина М.И., Риде Ю.А.

Сыктывкар, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Что за чудо этот сок?!".

Данная работа посвящена познавательной, опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития по...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...