«Детские игры – дело серьезное»
консультация по теме

Григорьева Татьяна Алексеевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult._detskie_igry.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

    Самая главная деятельность дошкольника - игра.

Поскольку для большинства работающих взрослых игра - это отдых, развлечение, то игру ребенка они воспринимают как что-то несерьезное, как своего рода развлечение. Но для дошкольника хорошая игра - отнюдь не забава, а самый настоящий труд, требующий серьезных умственных и душевных затрат. Играя, ребенок создает, творит не только события своей игры, но и самого себя. Уникальные свойства игры дошкольника подчеркивали многие психологи и педагоги. Так, основатель дошкольной педагогики Ф. Фребель писал: «Игра - это высшая ступень человеческого развития в детском возрасте, ибо игра есть свободное выражение внутреннего... Источники всего доброго, духовного, человечного находятся в игре и исходят из нее». По мнению другого специалиста, Э. Эриксона, детская игра - это инфантильная форма человеческой способности осваивать жизненный опыт, овладевать собой и социальной действительностью. По словам В. А. Сухомлинского, «...игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток чувств, переживаний, представлений, понятий об окружающем мире...». А Л. С. Выготский назвал игру дошкольника «девятым валом развития», поскольку в этой деятельности ребенок намного опережает свои возможности. Подобное цитирование можно было бы продолжить и дальше, приведя также множество научных фактов.

   Но нам важно в данном случае показать, что именно игровая деятельность в дошкольном возрасте является главным источником развития ребенка.

В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, он начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре ребенок, выполняя различные роли, становится на разные точки зрения и начинает видеть предметы с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития речи и воображения малыша. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации, о которой он рассказывает сам себе или своим партнерам; реальные же предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения дошкольника.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия партнера по игре, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей дошкольного возраста. Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Однако всякая ли игра способствует развитию дошкольника? И вообще, что такое игра? Несмотря на кажущуюся тривиальность данного вопроса, ответ на него не так-то прост.

Игры бывают разные

Обычно взрослые называют игрой любые занятия детей, приносящие им радость, забавляющие и развлекающие их. Носятся дети с визгом по дому, кривляются, хохочут - значит, играют. А еще игрой называют все действия ребенка с игрушками. Например, мы часто говорим: играет в кубики, играет с мозаикой, с пазлами, с картинками и т. д. Ничего плохого в подобных занятиях нет, но они не являются игрой в полном смысле слова. Даже если ребенок играет с куклой и при этом таскает ее за волосы или отвинчивает ноги - это тоже еще не игра.

Главная отличительная особенность настоящей детской игры - наличие воображаемой ситуации. В игре ребенок начинает жить и действовать не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом, представляемом. Эта важнейшая особенность игры резко расширяет его жизненный мир и делает возможным самые необыкновенные превращения. Обычный носовой платок «понарошку» может стать одеялом, или плащом для куколки, или скатертью на столе, или цветком на клумбе, или парусом на лодке; карандаш превращается в градусник, или в ружье, или в ракету. Куклы, мишки и зайчики начинают говорить друг с другом, ходить в гости или прятаться друг от друга. А знакомая комната может стать океаном, или больницей, или полем сражения, или магазином. Одним словом, в настоящей игре возможно все (или почти все). Но это «все» происходит не в реальности, а в сознании, в фантазии дошкольника, причем представления ребенка и его действия явно не совпадают с реальностью: он видит ракету в карандаше и действует с ним, как будто это ракета, а старый носовой платок становится нарядным платьем. Такое расхождение видимого и представляемого, когда понарошку все возможно, является главной характеристикой игры, которая развивает и творческие способности, и внутренний план, и воображение, и самостоятельность, и многие другие важнейшие качества личности дошкольника.

Настоящая развитая игра возникает не сразу. Сначала (в 2-3 года) ребенок использует игрушки строго по назначению. Подражая взрослому, он варит суп в кастрюльке, причесывает куколку расческой, купает ее в ванночке, кормит игрушечной ложкой, т. е. делает все то, что делает его мама. Это так называемая предметная, или процессуальная, игра, которая еще не предполагает условного, воображаемого плана. Потом (около 3 лет) малыш начинает замещать одни предметы другими, конечно, если кто-то старший или взрослый покажет ему эту возможность. Кусочки зеленого листика, например, могут быть капустой, а листики желтого одуванчика - морковкой, и из них можно сварить «настоящий» суп. Ребенок быстро и с удовольствием подхватывает предложения старших, и вскоре уже сам «варит» свой суп, придумывая для этого собственные продукты-заместители.

В возрасте 3 лет обычно происходит также «одушевление» игрушек, когда в руках малыша мишки и зайчики начинают разговаривать друг с другом, ходить в гости, ссориться и мириться, болеть и выздоравливать. Это уже настоящая творческая игра, называемая в педагогике режиссерской. В ней ребенок выступает как режиссер, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов. В его руках обычные тряпочные куклы превращаются в героев известных сказок или разыгрывают знакомые из повседневной жизни сюжеты.

На 4-м году жизни ребенка в развитии игры происходит очень важное событие - становится возможным превращение не только предметов и игрушек, но и самого себя. Ребенок может «превратиться» В папу или маму, доктора или водителя, продавца или летчика. Он способен брать на себя роли взрослых и в воображаемых обстоятельствах воспроизводить их действия. Правда, для этого ему нужны партнеры, ведь доктору нужно кого-то лечить, а продавцу что-то кому-то продавать. Такая игра называется ролевой. Именно она становится главной, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Теперь центральным моментом игры является уже роль. Чтобы взять на себя роль какого-либо персонажа, ребенок должен хорошо знать и представлять, что тот делает, как себя ведет; в противном случае игра невозможна. Но и это еще не все. Малыш обязательно должен хотеть действовать, как данный персонаж, и вообще быть похожим на него. И, разумеется, детская игра - это не только желания, представление, но и обязательные игровые действия, которые составляют внешнюю ткань игры.

Ролевая игра возникает тогда, когда у малыша появляется желание изменить и разнообразить свою позицию «маленького», стать кем-то другим, более взрослым и социально значимым, выполнять его действия, совершать его поступки. Ребенку хочется стать взрослым (конечно, понарошку), а значит, стать старше, сильнее, умнее, лучше. Это желание вытекает из его близких отношений с окружающими взрослыми, прежде всего с родителями. В случае, когда полноценные контакты со старшими по какой-либо причине затруднены, такого желания не возникает. Действия с игрушками не наполняются социальным смыслом, а без него игра превращается в бесконечное повторение привычных действий с предметами. То, что ребенок видит вокруг, не порождает желания играть. Следовательно, мотивы и побуждения к игре лежат в отношениях малыша со взрослыми. И любые трудности в общении неминуемо отражаются в его ролевой игре.

Игровая роль имеет исключительное значение в развитии дошкольника. Проигрывая роли взрослых или других известных ему героев, ребенок незаметно для себя приобщается к миру взрослых людей, усваивает мотивы и смыслы их действий и лучше осознает самого себя. Как ни странно, играть нужно уметь, и это не такое простое умение. Ролевая игра дошкольников может быть хорошей и плохой, развитой и недоразвитой. Эта деятельность возникает не сразу и проходит в своем становлении несколько этапов, уровней. Остановимся на их описании и попытаемся выделить основные характеристики каждого из уровней.

Н а самом первом и самом примитивном этапе развития ролевой игры основное ее содержание составляют бытовые действия с предметами или

игрушками (например, кормление или одевание кукол). Элементы воображения или игрового творчества при этом отсутствуют. Действия детей однообразны и постоянно повторяются. Они еще не называют себя именами людей, роли которых исполняют. Между тем роль здесь уже зарождается, хотя она определяется не самим ребенком, а предметами или характером действий с ними. Если у девочки в руках кастрюля иона варит суп, значит, она мама. Если мальчик крутит руль и «едет на машине.), значит, он водитель.

Дети еще не вступают в игровое взаимодействие они играют рядом или поодиночке. Интересно, что на этом этапе их совершенно не смущает несоответствие игровых ролей реальности. Например, за столом могут сидеть 3 или 4 мамы при полном отсутствии детей, а машину могут вести 2 водителя, если у каждого есть свой руль. Самостоятельная игра, как правило, кратковременна, дети быстро бросают начатую игру и легко переходят к другим занятиям. Первый уровень развития игры характерен для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).

На втором этапе на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

Ребенку важно, чтобы все было правильно, «по-настоящему». Игровые действия разворачиваются более полно и последовательно. Основные сюжеты по-прежнему бытовые, хотя разнообразие действий увеличивается (например, не только кормление, но и приготовление обеда, укладывание спать, одевание и т. п.). Роль уже обозначается словом - в процесс е игры дети иногда называют себя или партнера игровым именем «я - мама», «ты - водитель»). Возникает первое взаимодействие между участниками игры по поводу использования общей игрушки или характера выполняемого действия, но речевое общение с ролевых позиций отсутствует. Эти особенности игры характерны для детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет).

Н а следующем, третьем этапе основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из нее действий. Теперь главное для ребенка - правильно исполнить взятую на себя роль. Роли четко обозначены и называются до начала игры. Они определяют и направляют поведение ребенка. Появляется ролевая речь, обращенная к партнеру по игре. Начинают выполняться действия, передающие отношения одного участника игры к другим участникам. Например, 'доктор лечит «больного» - осматривает ему горло, делает ему уколы; мама разговаривает с дочкой, обсуждает, что приготовить ей на ужин. При этом сами игровые действия становятся все более условными, они как бы сворачиваются. Готовя обед, уже не обязательно долго и старательно резать, а потом перемешивать в кастрюле все «продукты», достаточно обозначить, что ты делаешь. Главное, чтобы последовательность выполняемых действий строго соответствовала реальной последовательности - сначала нужно сходить в магазин, потом сварить суп, только после этого накрыть на стол и накормить детей, а затем помыть посуду. Нарушение логики действий вызывает протесты играющих со ссылкой на то, что «так не бывает» (мамы не бегают, милиционеры не кричат и т. п.). Игрушки и предметы подбираются не случайно, а в соответствии с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд, отношения взрослых. Этот этап развития ролевой игры характерен для детей в возрасте 3,5-5 лет.

Четвертый, высший этап развития ролевой игры характерен для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4,5-6 лет). Основное содержание игры на этом этапе составляет выполнение действий, связанных с собственным отношением к другим людям, роли которых выполняют партнеры по игре. При этом роли четко определены и названы до начала игры, в соответствии с ними ребенок и строит свое поведение до конца игры. Речь носит ролевой характер - при обращении к партнеру (дочке, больному, покупателю) ребенок заметно меняет голос, интонации, выражение лица, словом, играет роль. Действия в игре разнообразны, хотя и условны (играющий лишь обозначает, что он делает). Игра приобретает особенно яркую эмоциональную окраску. Дети играют увлеченно, азартно. В их словах и действиях присутствуют элементы собственного творчества. В то же время какое-либо нарушение логики действий отвергается - дети строго следят за соблюдением правил и не допускают отклонений от них. Так, водитель не должен выскакивать из машины, мама не должна играть с куклами, охранник должен стоять на посту и т. д. Такой игре часто предшествует подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала,

а иногда и его изготовление. Количество детей, вовлеченных в игру, увеличивается до 5-6 человек. Конечно, приведенные выше сроки появления уровней развития игры весьма приблизительные. Некоторые дети достигают третьего или даже четвертого уровня уже в 4 года, а многие остаются на первом уровне вплоть до7 лет. Здесь важно другое, а именно: влияние игры на развитие ребенка зависит от уровня и качества самой ролевой игры. Специальные исследования показали, что чем выше уровень развития игры, тем более значимый и полноценный вклад она вносит в развитие дошкольника. А этот вклад может быть поистине огромен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Детский туризм- дело серьезное"

Консультация  содержит материал, раскрывающий родителям значение и особенности детского туризма, дает подробные рекомендации каким образом, с какого возраста начинать приобщение ребенка  к т...

Детские игры-дело серьезное

Консультация для родителей и педагогов об играх...

Консультация для родителей «Детские игры - дело серьезное»

Консультация для родителей«Детские игры - дело серьезное»...

Консультация для родителей «Детский туризм – дело серьезное»

Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех члено...

Сценарий конкурса на лучшую авторскую дидактическую игру среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Арского муниципального района Республики Татарстан «Игра – дело серьезное».

конкурс на лучшую авторскую дидактическую игру среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Арского муниципального района Республики Татарстан «Игра – дело серьезное»....

Что такое игра? Это учение? Это развлечение? Игра-дело серьезное...

Информация данного раздела поможет вам создать благоприятные условия для развития игры, узнать подробнее об   её основных этапах, о критериях отбора материала, с которым будет взаимодейстова...

Презентация игра брейн-ринг для педагогов "Игра- дело серьезное"

Деловая игра для педагогов, по формированию игравой деятельности дошкольников....