Детские игры-дело серьезное
консультация на тему

Консультация для родителей и педагогов об играх

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_igry.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Детские игры-дело серьезное

Начинаем серию статей, посвященных детским играм. Игра в жизни ребенка занимает важное место, до 7-8 лет игра является ведущим видом деятельности и только позже ее сменяет учебная деятельность. С помощью игр ребенок обучается, познает мир, общается, преодолевает свои страхи, применяет новые навыки. Внимательный взрослый может наблюдать за игрой и узнавать многое об их развитии, настроении, психических особенностях, проблемах. Также взрослый может играть вместе с ребенком и в процессе обучать его или развивать определенные навыки (развивающие игры), а еще с помощью игр можно бороться со страхами, преодолевать тревожность и неуверенность, учить общаться (коррекционные игры).

В статьях будем рассматривать определенные, наиболее часто встречающиеся виды игр (агрессивные игры, сюжетно-ролевые игры, игра "куча-мала" и тд), а также игровую деятельность (рисование, например).

Родители часто задают вопросы:"Почему ребенок собирает различный хлам?", "Почему малыш играет в агрессивные игры?", "Ребенок называет себя другим именем, что делать?", "Ребенок рисует неправильно, используя не те цвета, искажая формы"... Этим темам я уделю особое внимание.

В подготовке статей использовалась книга Татьяны Ломтевой "Большие игры маленьких детей", изд. "Дрофа-плюс", Москва-2005 г. Советую почитать!

1. Агрессивные игры

Детская игра многогранна, наблюдая за играющими и анализируя, мы можем судить не только о развитии у ребенка социальных навыков, но и об умственном развитии, об испытываемых эмоциях, об отношении к людям, о восприятии тех или иных событий.

Игры с элементами агрессии существовали всегда, но современные дети играют в них все чаще. Причины возникновения таких игр могут быть разными, они "пересекаются" с причинами детской агрессивности в целом. Можно выделить внешние и внутренние причины агрессивности.

  1. Внешние причины агрессивности

Семья, в которой растет ребенок. К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявлению агрессии у детей, желают воспитать ребенка добрым, но в тоже время поощряют стремление ребенка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут.

Общение со сверстниками. В детском сообществе часто сила является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребенок попадает в "бойцовский" класс или группу, он подстраивается под общее "настроение", перенимает поведение лидера, либо имеет большие проблемы в общении со сверстниками. В таком случаи необходимо поменять детский коллектив, тогда и поведение ребенка изменится.

Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев. Малыши смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых-боевики, выпуски новостей, основные темы которых - шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, в книгах, в компьютерных играх. Психика детей-дошкольников не защищена от губительного воздействия агрессии внешнего мира, малышу необходимо подрасти, окрепнуть, к подростковому возрасту он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от давления окружающей действительности.

  1. Внутренние причины агрессивности

Агрессивность - проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.

Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.

Высокая тревожность, ощущение отверженности.

Неадекватная самооценка (чаще заниженная).

Стремление привлечь внимание взрослых.

Агрессивность как свойство личности отличается от ситуативной агрессии, возникающей при опасности и проходящей, когда человеку ничего не угрожает. Ситуативная агрессия совершенно нормальна и даже необходима, ее не стоит корректировать. В подобных случаях важно, чтобы человек умел выражать свои негативные эмоции адекватно ( см. статью "Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции").

Но бывает, что агрессивность становится свойством личности. Как узнать, когда ситуативная агрессивность перерастает в патологическую особенность личности?

Примерные критерии агрессивности

Дошкольники и младшие школьники:

  1. часто теряют контроль над собой;
  2. часто спорят и ссорятся с окружающими;
  3. отказываются выполнять просьбы взрослых;
  4. намеренно вызывают у других чувство раздражения;
  5. обвиняют других в своих ошибках;
  6. могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
  7. часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;
  8. долго помнят обиду, стремясь отомстить;
  9. мнительны и раздражительны.

Если вы считаете, что для ребенка характерна хотя бы половина из описанных выше проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течении полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему (и семье) необходима помощь специалиста.

Разобравшись с причинами проявления агрессивности у детей, вернемся к игре. Агрессивная игра может быть коррекционной, в ходе которой ребенок пытается справиться со своими страхами, с обидой, пережить неприятные моменты и переиграть их по-своему, попытаться найти выход из сложных для него ситуаций. В таком случае игра развивается, агрессия в ней обдумана, как правило заканчивается она хорошо. Но бывают игры, которые не ведут к разрешению детских проблем, они могут перейти в реальную драку и казанчиваются печально- шишками, слезами, жестоким поведением. Чтобы было понятнее, приведу примеры из книги Татьяны Ломтевой "Большие игры маленьких детей".

Пример 1

Рома и Лена в детском саду увлечены такой игрой: Лена забирается в игрушечный домик из ткани, а Рома начинает пинать его стены ногами, бросать сверху игрушки и прочими подручными средствами разрушать дом. Лена начинает кричать:"Спасите, я умираю!"- и делает вид, что умерла, когда ее домик достаточно завален игрушками. Дети повторяют эту игру несколько раз. Затем появляется новый поворот сюжета: когда домик завален игрушками, Рома из агрессора, разрушающего постройку, вдруг превращается в героя. Он кричит:"Не бойся, я тебя спасу!", затем начинает разгребать игрушки, раскидывая их в разные стороны, и вытягивает Лену за руки наружу. Радостная Лена бросается ему на шею и говорит, что теперь согласна выйти за него замуж.

Очевидно, первоначальный сюжет игры возник у детей после страшных событий-взрыва террористами жилых домов. О таких пугающих фактах дети узнают из теленовостей, из разговоров взрослых. Увиденное или услышанное вызывает у детей тревожные фантазии, неуверенность в собственной безопасности. Детям необходимо проработать новую информацию, справится с тревогой, добиться ощущения, что они контролируют ситуацию. И добиваются этого они посредством игры.

Сначала они воспроизводят в игровом сюжете только те внешние аспекты страшного события, которые они восприняли в силу своего возраста. Поэтому поначалу их игра проста и жестока: человек в домике, другой человек разрушает этот дом, и первый погибает. Особенность этой игры: она сюжетная, со слаженными действиям партнеров; происходит отработка социальных стереотипов поведения (мужской активности и женской пассивности); после проигрывания тревожащих детей фантазий, они смогли внести в игру новое содержание; дети нашли возможность счастливого разрешения жесткого события и дальнейшего развития жизни.

Такими образом оказывается, что мальчик был взволнован информацией о теракте, при этом он заметил, что средства массовой информации делают акцент на половых аспектах (среди пострадавших чаще показывают детей и женщин, а среди подозреваемых и пойманных преступников-мужчин), что он захотел примерить на себя роль агрессора (менее страшную, чем роль жертвы), что освоив эту роль, он захотел ее изменить. Хорошо, что мальчик имел возможность свободно довести игровое действие до своего собственного логического конца, хотя наблюдающие за игрой взрослые не могли не содрогнуться. Похожую природу имеют и игры в войну.

Пример 2

Шестилетний Коля играет со своими маленькими игрушечными собачками. Он берет самого крупного пса - бульдога, и начинает рычать, бить по фигуркам других собак, выкрикивая оскорбления и угрозы. Зашедшая в комнату мама была неприятно удивлена словами сына и попыталась его вразумить. Однако сын продолжал ругаться, употребляя выражения, заимствованные из фильмов-боевиков. Тогда мама стала расспрашивать сына, кто он и почему так не любит других собак. Коля включился в разговор и между действиями с фигурками стал объяснять, что бульдог-самый сильный, поэтому ему все можно и его все боятся. Когда мама спросила, чего хочет добиться этот пес, то мальчик пожал плечами.

Коля продолжал агрессивную игру до тех пор, пока мама не предложила поиграть вместе, после чего она смогла дать новое развитие сюжету и перевести бессмысленную агрессию в более позитивное русло (маленькие собачки объединились и перестали слушаться бульдога, но тот смог с ними подружиться, когда защитил общую будку от врагов-победила дружба).

В этой игре мальчик, скорее всего, отыгрывал и пытался понять заключение, сделанное из своих наблюдений: кто сильнее, тот и прав. К такому выводу ребенок мог прийти не только из просмотра фильмов-боевиков, но и из собственного опыта (в группе мальчиков дошкольного возраста, как правило, есть культ силы. Вряд ли Коля относится к сильным мальчикам группы, похоже, он болезненно это воспринимает, страдает его самооценка. Его выбор породы, за которую Коля играет, показывает, что для защиты самооценки активизировались защитные механизмы психики (механизм идентификации с агрессором). Действие этой защиты таково, что человек отождествляется с тем, что вызвало у него тревогу или страх, поэтому перенимает черты человека, которого сам боится.  Вопрос мамы о том, чего хочет добиться бульдог-агрессор, на который сын не дал ответа, демонстрирует, что примеряемая на себя роль ребенку не близка. Так он справляется со страхом! Поведение мамы в данном случае мудро - она поняла, что эта игра непростая, развивая сюжет и доводя его до логического завершения, она помогла сыну, дав понять мальчику, что и агрессивные люди могут быть хорошими, что они нуждаются в общении и признании, а против грубой силы могут быть другие средства- дружба, сплоченность, организованность в действиях.

Пример 3

Два первоклассника, Володя и Паша, играют фигурками роботов. Сначала они делают вид, что стреляют друг в друга издалека, затем приближают роботов друг к другу и переходят в рукопашную (сталкивают игрушки, издают соответствующие звуки). Через некоторое время, увлекшись боем, они откладывают роботов в сторону и сами начинают бой (вход идут руки и ноги мальчиков). Сначала они регулируют движения, но постепенно такая игра перерастает в настоящую драку-дети колотят друг друга на полу.

Эта игра отличается от приведенных выше тем, что она не развивается внутренне. Возбуждение возрастает, насилие осуществляется просто ради насилия. Первоначальная агрессия ведет за собой еще большую агрессию. Игры такого плана должны стать причиной беспокойства родителей. Взрослый может помочь, попытавшись развить сюжет этой игры.

Приведенные выше примеры доказывают, что нет просто агрессивных детей, за любыми появлениями агрессии скрыты внутренние проблемы ребенка. Иногда дети сами справляются с ними, но бывает, что необходима помощь понимающего взрослого.

Вы заметили, что ребенок часто играет в агрессивные игры. Что делать?

  1. Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.).
  2. Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и "выплескивать" их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
  3. Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.
  4. Повышайте самооценку ребенка.
  5. Старайтесь чаще общаться "на равных", чтобы вовремя заметить тревожные "звоночки" и понять, чем они вызваны.
  6. Не наказываете ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
  7. Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!

("Надо беречь природу",- говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева:"Чтобы не мешало на дороге".

"Драться не хорошо",-говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: "Надо было дать сдачи")

  1. Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
  2. За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему- это загонит проблему в глубь. Необходимо искать причину ее возникновения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра дело серьезное

Наблюдая, как дети строят из кубиков, или играют в самолет, или прыгают через веревочку, взрослые думают, что дети просто развлекаются и что игра не имеет ничего общего с серьезными занятиями и ...

Игра-дело серьезное.

Конспект занятия по теме "Игра-дело серьезное" Цель: научить детей выслушивать сказки до конца, согласовывать действия детей с текстом сказки, совершенствовать моторику рук, проводить инсценировку ска...

Консультация для родителей «Детские игры - дело серьезное»

Консультация для родителей«Детские игры - дело серьезное»...

«Детские игры – дело серьезное»

Консультация для педагогов...

Сценарий конкурса на лучшую авторскую дидактическую игру среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Арского муниципального района Республики Татарстан «Игра – дело серьезное».

конкурс на лучшую авторскую дидактическую игру среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Арского муниципального района Республики Татарстан «Игра – дело серьезное»....

Что такое игра? Это учение? Это развлечение? Игра-дело серьезное...

Информация данного раздела поможет вам создать благоприятные условия для развития игры, узнать подробнее об   её основных этапах, о критериях отбора материала, с которым будет взаимодейстова...

Презентация игра брейн-ринг для педагогов "Игра- дело серьезное"

Деловая игра для педагогов, по формированию игравой деятельности дошкольников....