Главные вкладки

    Игры социо - игровой направленности
    картотека по теме

    Плаксина Оксана Львовна

    Классификация игр социо - игровой направленности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Классификация игр социо-игровой направленности

    Игры для рабочего настроя

    - В утренние часы

    - Перед занятиями

    - на занятиях

    - «Передай настроение»,

    - «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем

    Используются в утренние часы для положительного психологического настроя, а так же чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность. Постановка участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела

    - «Волшебный клубочек»,

    - «Доброе животное», - «Дружба начинается с улыбки»,

    -«Комплименты» и др.

    - «Летает – не летает»,

    -«Волшебная палочка», -«Разведчики»,

    - «Стою, на кого-то смотрю»,

    - «Испорченный телефон», и др.

    Игры - разминки, разрядки

    - «Воробьи-вороны»,

    -«Руки-ноги»

    - «Два конца, два кольца»,

    - « Карлики-великаны»,

    - «Встань по пальцам» и др.

    Используются: для смены мизансцен, для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому

    Игры для приобщения к делу

    - «Рассказ-рисунок о том, что вижу», «Эхо», «Превращение предмета», «Фраза с заданными словами», «Города с небывальщиной», «За себя не отвечаю», «Живая буква», «Письмо из букв», «Летает- не летает», «Комплимент», «Составь слово» и др.

    Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

    Игры  творческого самоутверждения

    - «Животные»,

    - «Детские стихи по ролям», - «Да и нет не говорите» ,

    - «Озвучивание иллюстраций»,

    - «По правде и понарошку», - «Заданные слова», и другие.

    При их выполнении учитывается художественно-исполнительный результат действия. Дети в этих заданиях получают возможность создать этически привлекательные результаты, что является мощным стимулом для развития каждого из зрителей-наблюдателей. Творческая активность входит как непременное условие в каждую из представляемых групп игровых заданий-упражнений

    Игры вольные (на воле)

    - «Считалки»,

    - «Вороны-воробьи»,

    - «Горелки»,

    - «Прятки» и др

    Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате).

    Игры для рабочего настроя

    «Эхо»

    Воспитатель (или ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.).Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз. Говорящий произносит, играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено водящим.

    «Волшебная палочка»

    «Волшебная палочка» (ручка, карандаш, игрушка и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

    Варианты:

    -передающий называет предмет, принимающий – признак этого предмета;

    -передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.

    Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи, например,

    -глядеть друг другу в глаза;

    -вставать, если согласны с высказыванием принимающего.

    Передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.

    «Неиспорченный телефон»

    Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово, переданное первым игроком.

    Варианты:

    -слово, трудное слово, скороговорка (считалка);

    -две телефонные линии (эстафета) - быстрый неиспорченный телефон.

    Игры для приобщения к делу

    «Рассказ-рисунок о том, что вижу»

    Воспитатель или ребёнок-ведущий просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.

    «Пишущая машинка»

    Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:

    -хлопают перед собой в ладоши;

    -двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой);

    -выбрасывают вверх правую руку вправо, щёлкая при этом пальцами;

    - выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая при этом пальцами.

    Варианты:

    -изменять темп движений,

    -вводить речевое сопровождение,

    -передавать эстафету глазами, голосом.

    Игры разминки (разрядки)

    «Руки-ноги»

    Один хлопок – команда рукам: их надо или поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть.

    Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель или ребёнок-ведущий хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.).

    Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.

    «Заводные человечки»

    Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения (в зависимости от номера).

    Вариант:

    -выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений,

    -изменение темпа выполнения,

    -выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т.п.

    «Слова на один звук»

    Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют слова на заданный звук. Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.

    Игры для творческого самоутверждения

    «Стихи по ролям»

    Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.

    «Тело в деле»

    Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

    «Фраза с заданными словами»

    Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т.п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.

    Игры вольные (на воле)

    «Воробьи-вороны»

    Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель или ребёнок-ведущий –

    ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!»). Играющие убегают – догоняют.

    Вариант:

    -вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило).

    «День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

    Воспитатель или ребёнок-ведущий произносит «День наступает – всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).

    Вариант:

    -использование любых движений «День наступает – всё оживает»

    -использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)

    «Люблю – не люблю»

    Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

    «Встань по пальцам»

    Воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

    «Зеркало»

    Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,

    другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.

    Варианты:

    воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие;

    -«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т.д.)


    Памятка для воспитателей    по применению социально – ориентированных игр   и социо-игровых подходов

    1. Будьте партнером в детской игре, идейным организатором новой интересной деятельности. Дети любят воспитателя – выдумщика.
    2. Станьте равноправным участником игры, умеющим ошибаться и «выбывать из игры» наравне с другими детьми.
    3. Искренне увлекайтесь игрой, смейтесь, огорчайтесь, волнуйтесь вместе со всеми.
    4. Порадуйтесь любому ответу ребёнка – правильному и неправильному, а неправильный попробуйте перевести в другое русло, увидеть в нем нестандартный выход из ситуации.
    5. Будьте готовы к тому, что ваше задание дети начнут выполнять не так, как вы задумали. Важнее включить в работу активность ребёнка, чем заглушить её страхом ошибки.
    6. Не разжёвывайте смысл игры или ситуации так, что бы ребёнку уже нечего было отгадывать, додумывать, понять самому.
    7. Умейте радоваться шуму! Ведь он является результатом общей активности и возможных будущих удач!

    Используемые источники:

    1. Шулешко, Е.Е. Социо - игровые подходы в  педагогике / Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов. - Красноярск: Краевой институт усовершенствования учителей, 1990.
    2. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить./ Самсонова Л.В. Кукушкина Е.Ю.// Социализация в детском саду – М.: ТЦ Сфера, 2013. (Библиотека воспитателя).(11)
    3. Букатов В.М. Карманная энциклопедия социо – игровых приёмов обучения дошкольника. - М., 2014.
    4. Букатов В.М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо – игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. – СПб.: Образовательные проекты, М.: НИИ школьных технологий, 2008.
    5. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей редакцией В.Букатова – Москва, Сфера, 2009. 
    6. Запивахина Е.М. Социо- игровые технологии в работе с дошкольниками //Практический журнал. Воспитатель ДОУ. 2015. №5.
    7. // « Справочник старшего воспитателя» № 12,2015г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры по региональному компоненту с использованием приемов социо-игровой педагогики.

    Дидактические игры по ознакомлению с родным городом, краем, его природой, направленные на воспитание любви к малой родине, патриотических чувств с использованием приемов социо-игровой педагогики....

    Брошюра «Социо - игровая технология» Картотека игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста.

    «Социо - игровая технология» Картотека игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста.«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным -  первоначальная задача...

    Методическая разработка - Картотека "Игры социо-игрового приобщения к делу "

    Эти игры можно  использовать в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выпо...

    Игры социо–игровой направленности для детей младшего дошкольного возраста.

    Игры социо–игровой направленности для детей младшего дошкольного возраста....

    Мастер-класс "Социо-игровые приемы для организации взаимодействия детей в группе комбинированной направленности" (в рамках проведения курсов повышения квалификации ККИПКиППРО "Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ")

    Уметь договариваться между собой – это трудное дело и для взрослых, и для детей. Создание ситуации для взаимодействия детей на деловой основе необходимо с самого раннего возраста как для детей с нормо...

    Игры социо-игровой направленности

    Такие игры помогают сплотить детский коллектив, раскрепостить ребенка...

    Картотека игр социо-игровой направленности

    Картотека игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста....