Педагогическое взаимодействие в воспитании дошкольников
статья на тему

Герасимова Ангелина Александровна

Сущность взаимодействия в процессе воспитания дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

                В воспитательном процессе можно выделить ряд тесно связанных между собой компонентов: цель воспитания и развития детей, формы и методы, направленные на реализацию цели и содержания воспитания, предполагаемый результат.

                Воспитательный процесс – это специально организованный процесс для получения определенного результата на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Это процесс двусторонний. В нем участвуют воспитатели и воспитуемые. Дети в процессе воспитания являются и объектом, и субъектом воспитания. По отношению к воспитателю ребенок выступает как объект, на которого направлены воздействия взрослого, а сам по отношению к сверстникам и другим детям может выступать как субъект воспитания. Например, в процессе игровой деятельности ребенок предъявляет требования выполнять правила игры к другим детям; по отношению к этим детям он является своеобразным субъектом воспитания.

                Следует помнить, что воспитательный процесс будет только в том случае эффективным, если ребенок проявляет заинтересованность и активность.

                Результаты воспитания по отношению к разным детям не могут быть одинаковыми. Это объясняется индивидуальными особенностями ребенка, неравномерностью его психического и физического развития. Большое внимание на результат воспитания оказывает жизненный опыт воспитанников, их семьи и окружения.

                К внутренним противоречиям воспитательного процесса относится противоречие между возрастающими внешними требованиями к ребенку и его личными стремлениями. Несоответствие между притязаниями ребенка и его возможностями также ведет к возникновению внутреннего противоречия.

                Все противоречия в воспитательном процессе должны быть разрешены. Преодоление противоречий способствует развитию и воспитанию ребенка.

                Главными факторами воспитания и развития личности являются деятельность и общение ребенка. Именно эти факторы определяют процесс психического развития и воспитания ребенка, формирование его взглядов, суждений, оценок, отношений и в конечном итоге – формирование качеств личности.

В процессе специально организованной деятельности с ее определенным содержанием дети овладевают культурными ценностями общества, приобретают навыки общения со сверстниками и взрослыми.

                 От возраста к возрасту деятельность детей изменяется – расширяется, наполняется новым содержанием, становится более сложной. Воспитатель дошкольного учреждения, организуя деятельность детей, определяет ее конечный результат и таким образом влияет на их развитие. В дошкольном возрасте ведущими видами деятельности являются – игровая, познавательная, художественно-эстетическая, предметная, оздоровительная.

                Опираясь, на теорию деятельности А.Н. Леонтьева, можно утверждать, что развитие психики зависит не просто от любой деятельности ребенка, а от ведущей деятельности. Каждая возрастная группа детей в своем развитии характеризуется своим видом ведущей деятельности. Для дошкольников такой ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Но для психического развития детей дошкольного возраста и их воспитания важную роль играет общение (как вид деятельности, присущей человеку), конструирование, изобразительная деятельность.

                 Зная цель, задачи, сущность процесса воспитания его основные принципы, можно определить направления и содержание учебно-воспитательного процесса дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Экологическое воспитание дошкольников"

Педагогический совет "Экологическое воспитание дошкольников"...

Педагогический совет "Правовое воспитание дошкольников"

Педагогический совет по правовому воспитанию очень актуален в наше время. Педагогический совет представлен в форме игры,...

Проектная работа: "Педагоги и родители: взаимодействие в воспитании дошкольников"

Организация взаимодействия с семьей - работа  сложная; она не имеет готовых  технологий и рецептов.Ее успех  определяется  интуицией, терпением и обоюдным  желанием детей, род...

Методы психолого-педагогического взаимодействия с семьями дошкольников

Методы психолого-педагогического взаимодействия с семьями дошкольников...

Психолого-педагогическое взаимодействие с родителями дошкольников с ОВЗ

Родители  стесняются проблем своего ребенка, излишне  опекают  его,  прячут от людей,не посещают  общественные, места, лишая его его жизненных  впечатлений. Ребенок...