ЦЕЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья на тему

ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

Эстетическое воспитание понимается как целенаправленный, систематический процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание понимается как целенаправленный, систематический процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты. В качестве его составной части выделяют художественное воспитание, которое трактуется как воспитание средствами искусства. Художественно образование – процесс освоения личностью совокупности знаний, умений, навыков, формирование мировоззренческих установок в области искусства и художественно творчества.

Результатом эстетического воспитания и художественного образования является художественно-эстетическое развитие, как процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становления и совершенствования эстетического сознания, отношения и эстетической деятельности человека. Основным компонентом эстетической культуры личности является эстетическое сознание, показателем – эстетическое отношений к действительности.

Цель художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников - приобщение к художественной культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру.

ЦЕЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:

  1. Формирование ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ  ОРИЕНТАЦИЙ, подведение детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, музея и поддерживать проявление ценностного отношения к национальному и мировому культурному наследию (на посильном уровне), способствование освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
  2. Стимулирование самостоятельного проявления ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ в разнообразных ситуациях (повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу) и по отношению к разным объектам искусства, природы, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям.
  3. Развитие художественного восприятия, эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, изображение его в произведениях искусства и собственных творческих работах (ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ).
  4. Способствование становлению и проявлению у детей интересов, ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность посредством обогащения опыта посещения музеев, выставок, коллекционирования, творческих досугов, рукоделья, проектной деятельности.
  5. Формирования ПОЗИЦИИ ХУДОЖНИКА-ТВОРЦА (субъектной позиции и проявлений), поддерживание проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии,  активизирование творческий проявлений детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, разнообразных изобразительных техниках и их сочетании.
  6. Создание условий для ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЯЗЫКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА и художественной деятельности, и на этой основе обогащение и начальное обобщение представлений об искусстве, эстетических категориях (на доступном уровне).
  7. Развитие КОМПОНЕНТОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: целепологания, освоение средств и способов создания изображения, развития технических и изобразительно-выразительных умений, рефлексии, планирования, результативности и качественности  деятельности, самостоятельности, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
  8. Развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных СПОСОБНОСТЕЙ, как основы для освоения мира искусства и собственного творчества.

Г.Г. Григорьевой «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». М.: Академия, 2000 . – 344 с.

Литература

  1. Барышева Т.А. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - СПб.: Феникс, 2004. - 416 с.
  2. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006.  – 255  с.
  3. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Николаева Е.И.. Психология детского творчества. – СПб: Речь, 2006 - 220 с.
  5. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - Екатеринбург: Деловая книга, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №31 «Голубая стрела» г. Туапсе ПРОГРАММА работы кружка «Самоделкин» направленность: художественно-творческая Автор-составитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №31 «Голубая стрела» г. Туапсе       ПРОГРАММА работ...

Предметно-пространственная среда как художественно-творческий комплекс развития ребенка в условиях ДОУ

Предметно-пространственная среда как художественно-творческий комплекс, выступающий как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества,...

Комплексная игра – занятие по художественно – творческой деятельности и экологическому воспитанию « Филин »

Программное содержание:1 Развивать умение создавать выразительный образ птицы, используя средства художественной выразительности;2.Познакомить с разными видами птиц обитающих в лесу, с х голосами, вне...

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

1. Проектный метод в организации взаимодействия ДОУи семьи в процессе художественно-творческого, познавательного развития детей:-Проектный метод – немного из теории…-Плюсы и минусы проектного метода...

«Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОНДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО   РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ...

Из опыта работы. «Развитие художественно - творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников»

1. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО.2. Парциальная образовательная программа художествен...