Предметно-пространственная среда как художественно-творческий комплекс развития ребенка в условиях ДОУ
статья на тему

Елена Валериевна Шкредова

Предметно-пространственная среда как художественно-творческий комплекс, выступающий как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, интеллектуальной и художественной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная среда как художественно-творческий комплекс развития ребенка в условиях ДОУ

        Мир детства – чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его много знают, многое умеют и понимают, но у них пока еще мало жизненного опыта. А современное российское общество всё больше нуждается в личностях свободных, инициативных, творческих, с высоким уровнем развития духовности и интеллекта. Педагогика современности рассматривает определенные условия, при которых обеспечивается самоценность дошкольного детства, проявление потенциальных возможностей творческого развития личности. К ним относятся, прежде всего, среда развития и воспитания ребенка. Среда – природная, информационная, культурная – рассматривается не только как социальный феномен, но и как жизненное и воспитательное пространство, в котором осуществляется самореализация и социализация личности.

        Еще Л.Н. Толстой в своей педагогической теории и практике уделял большое внимание созданию среды, которая, по его мнению, способствует культурному развитию ребенка и активизирует его творческую деятельность.

Наука и практика все чаще обращают внимание на среду как поисковое “поле” ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды как условия развития личности, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты.

        Погрузившись в теорию вопроса, я сделала вывод, который заключается в том, что одной из тенденций современного времени является усиление внимания к проблеме художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Эта тенденция влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, обуславливает необходимость раскрытия особенностей создания среды для художественно-творческого развития и воспитания детей.

        Исходя из выше сказанного, предметно-пространственную среду в своей группе я проектировала в виде художественно-творческого комплекса, выступающего как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, интеллектуальной и художественной культуры и придерживалась основных принципов построения и требований ФГОС ДО:

  • Насыщенность;
  • Трансформируемость;
  • Полифункциональность;
  • Вариативность;
  • Доступность;
  • Безопасность.

        Одним из важных компонентов художественно-творческого комплекса является  “Мастерская юного волшебника”, в которой современные художественные материалы соседствуют с материалами и оборудованием для нетрадиционной изобразительной деятельности. Доступность и свобода выбора обеспечивает каждому желающему возможность поэкспериментировать, попробовать свои силы в новых техниках, открыть для себя неизведанное. А прибыв на «Островок чудесных превращений», каждый ребенок может воплотить в жизнь свои самые смелые творческие идеи. Дети с удовольствием включаются в активную изобразительную деятельность, используя различные материалы, смешивая разные приемы и техники. Все произведения, выполненные детьми, обыгрываются, включаются в уже знакомую среду, дополняют ее и создают новые самостоятельные выставочно-игровые островки. А для гостей группы устраиваются экскурсии в «Страну творческих идей».

        В мини-центре групповой театральной гостиной есть всё необходимое: куклы, атрибуты, декорации для разных видов театра. На импровизированной сцене, каждый ребенок может прочитать любимое стихотворение, изобразить героя или сценку из литературного произведения. Играя в театр, дети становятся и режиссерами, и актерами своих спектаклей, в которых учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства. В результате такой творческой деятельности они легко и непосредственно включаются в театральное действие; свободно, непринужденно общаются друг с другом; у детей развивается мышление, образная речь, воображение.

         Большое внимание я уделяю оформлению интерьера детских помещений, понимая, что ощущения и настроение детей от окружающей среды играют немаловажную роль в их развитии, так как насколько приятно, комфортно, уютно каждому ребенку зависит его желание играть, общаться, познавать новое. Вводя детей в мир человеческой культуры и вместе с тем, создавая для них условия наибольшей комфортности, все помещения группы оформляются «по законам красоты и гармонии». Созданная «по законам красоты» среда, способствует пониманию детьми прекрасного, формированию художественного вкуса, естественному образованию у них эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к группе, детскому учреждению, желание посещать его.

        Художественно-творческий комплекс развития детей не ограничивается пространством одной группы. В зону творческой активности ребенка включены такие компоненты детского сада, как художественно-игровой центр и театральная студия «Маленькие актеры». А условия прогулочного участка благоприятны для творческих игр и развлечений дошкольников на свежем воздухе. Летом игры с песком и водой, зимой – посильная помощь в постройке снежного городка, все это способствует развитию самостоятельности, творческих способностей и воображения, проявлению фантазии. А ярко окрашенный участок сам по себе вызывает у ребят положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.

        Переполненные эмоциями, дети делятся своими впечатлениями с родителями, заинтересованными в том, чтобы их ребенок стал личностью умной, общительной, способной творить, чтобы он нашел свое место в мире.

        Моя роль, как педагога, заключается в оказании помощи каждому ребенку в открытии для себя ценности познания и переживания эстетических характеристик отдельных предметов, явлений, событий, в выборе близкого интересам ребенка содержания творческой деятельности, на чем базируется субъективный опыт творчества ребенка.

        В целом можно сказать, что комплексная предметно-пространственная среда обогащает детей широким спектром эстетических впечатлений, создает основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.