Мастер класс по теме: «Сенсорное развитие детей трех лет посредством дидактических игр»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Смыкова Любовь Владимировна

Сенсорное развитие ребёнка представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие ощущений и представлений о предметах и явлениях, существующих в мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер скласс33.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Лучший мастер-класс» по теме:

«Сенсорное развитие детей трех лет посредством дидактических игр»

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Сенсорное развитие ребёнка представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие ощущений и представлений о предметах и явлениях, существующих в мире. Качественное обучение малыша во многом зависит от того, насколько он ознакомлен с восприятием предметов, объектов и явлений.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;        
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Цель: создание условий для наиболее эффективного сенсорного развития младших дошкольников.

Задачи:

  • формирование у детей умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве);
  • обогащение сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом;
  • воспитание первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, стремление к получению положительного результата и т.п.)

Большинство сенсорных навыков формируется у ребёнка в раннем возрасте. Познание мира происходит через органы чувств, а полученная информация уже анализируется головным мозгом ребёнка и на основании результатов анализа вырисовывается общая картина какого-то конкретного предмета или явления. Одним из вариантов сенсорного развития детей дошкольного возраста является их продуктивное творчество. Лепка из пластилина, рисование, поделки из глины или солёного теста – всё это помогает ребёнку познавать мир и совершенствовать сенсорные навыки. Кроме того, такие творческие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук малыша. К примеру, в процессе лепки ребёнок учится распознавать предмет на ощупь и понимать особенности взаимоотношений различных предметов в пространстве.

При этом обязательным условием реализации поставленных задач является создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды (РППС).

Примером правильно организованной РППС может служить «Зона сенсорного развития», расположенная в игровой комнате младшей группы. Представленные развивающие детские игрушки играют большую роль в развитии сенсорных способностей ребенка.

Сортер – игрушка, нацеленная на формирование представлений о геометрических формах, как объемных, так и плоскостных.

Мини-пазл – головоломка, формирующая умение объединять части предмета в единое целое.

Мозаика – дидактическая игра, с помощью которой малыш учится комбинировать цвета, моделировать формы-образы.

Пирамидка – игрушка, помогающая освоить понятия «больше – меньше», «цветовой ритм».

Кубики – способствуют развитию воображения, конструкторских умений, координации движений.

Разные виды конструктора оказывают неоценимое влияние на сенсорное развитие: многообразие форм, цветовых оттенков, мобильность конструкций – позволяют реализовать различные задачи сенсорного воспитания. Эта функциональная игрушка помогает развивать мелкую моторику рук, мышление, воображение.

Для совершенствования тактильных ощущений специалисты рекомендуют с детства знакомить ребёнка с разнообразными по размерам и текстуре материалами. Это могут быть пуговицы, бисеринки разных цветов, горошинки, бусины разных форм и размеров, монетки, вата, ткани разной фактуры и оттенка.

Игровые пособия со шнурками, пуговицами, замками-«молниями» помогают детям освоить правила застегивания одежды, развивают мелкую моторику. Происходит стимуляция нервных окончаний и развитие речевого центра в головном мозге.

Музыкальные игрушки – погремушка, барабан, дудочка, колокольчик – способствуют развития слухового восприятия.

Предметная среда не ограничивается групповым помещением. В коридоре детского сада оформлены «Сенсорные станции». Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развитие мелкой моторики рук.

Первая станция «Сухой дождь». Пособие изготовлено из атласных лент разной длины и разного цвета. Ребенок  закрепляет знания о цветах. Также сухой дождь выполняет функцию  «комнаты уединения» (формирование уверенности в себе, снижение психического и эмоционального напряжения, обогащение восприятия и воображения.)

Вторая станция «Геометрические кубы». Помогают закрепить знания о геометрических фигурах.

Третья станция «Сенсорные домики». Направлена на развитие тактильных ощущений (квадраты из материала, разного по фактуре и цвету).

Четвертая станция «Тактильные ладошки». Игровое развивающее пособие состоит из 8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые).

Но наилучшим средством развития сенсорных способностей ребёнка являются дидактические игры. Любая дидактическая игра требует предварительной подготовки. Ее структуру можно представить следующим образом:

  1. Постановка дидактической цели, определение задач работы;
  2. Выбор методов и средств обучения;
  3. Подготовка дидактического материала (игрового, наглядного, тактильного, слухового и т.д.);
  4. Рефлексия.

Предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения, систематически используемые в работе с дошкольниками 3-х лет, способствующие наилучшему усвоению сенсорных эталонов.

Игра «Воздушные шары»

Цель: способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов.

Материал: 3 разноцветные ленты - «воздушные шары"- их цвет соответствует окраске ниток.

Ход игры: воспитатель показывает детям воздушные шарики. Предлагает детям посмотреть на шарики: «Сегодня мы с вами поиграем в воздушные шарики. У каждого из вас на столе лежит разноцветные ленточки. Теперь посмотрите на шарики, они тоже разноцветные, как и ниточки. Для каждого шарика  есть своя ниточка. К каждому шарику нужно  подобрать такого же цвета ленточку и привязать к шарику»: к красной нитке "привязать" красный шарик, к жёлтой - желтый, к синей - синий и так подобрать и

привязать все шарики. Посмотрите, как я это сделаю. Воспитатель прикладывает к нескольким ниткам воздушные шарики соответствующих цветов. Объясняет детям, что эти шарики подобраны правильно и их можно» привязывать "к ниткам. Затем показывает неправильно подобранные по цвету шары - к зелёной нитке прикладывает, например жёлтый шар и т. д. Объясняет детям, что привязывать эти воздушные шарики нельзя, так как они неправильно подобраны по цвету.

Затем воспитатель предлагает это задание выполнить детям.

                                      Игра Выкладывание из мозаики «цветочков»

Цель: обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал: коробки с мозаикой из шестиугольных элементов. В каждую коробку отобраны по 4 элемента жёлтой и красной мозаики.

Ход игры: воспитатель, показывая детям, элемент жёлтой мозаики, говорит, что такого цвета  будут цветочки. А серединка цветочка зеленого цвета.

Воспитатель предлагает другим детям проконтролировать, правильно ли найден тот или иной цвет мозаики.

Затем поочередно приглашает к своему столу остальных детей и предлагает им это же задание. Таким образом, воспитатель выясняет, как каждый из детей понял задачу

Педагог раздает индивидуальный материал и следит за правильностью выполнения детьми задания.

Игра «Нанизывание бус разной формы".

Цель: учить детей чередовать предметы по форме

Материал: по шесть  бусин круглой формы разного  цвета

Ход игры: пришедшая в гости кукла или другой персонаж приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, взаимных приветствий, знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в корзиночке. Кукла просит детей сделать для остальных кукол украшения: бусы. Воспитатель показывает детям бусинки, говорит о том, что они разные по форме: круглые, квадратные, разного цвета. Подготовив пару бусин для нанизывания, педагог определяет порядок нанизывания бусин разного цвета.

Педагог предлагает детям потрогать рукой каждую бусинку на шнурке, приговаривая: «Круглая, красного цвета, квдратная желтого цвета и т.д».

Во время самостоятельной работы педагог периодически даёт словесные указания одним, оказывает непосредственную помощь другим детям в подборе бусинок и выполнении действий. Воспитатель, разложив шнурки с бусами, вместе с каждым малышом проверяют ход его действий: «Круглая бусинка красного цвета,  снова круглая желтого цвета". Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание правильно. В конце игры педагог собирает у всех детей бусы и вместе с малышами показывает кукле, как много красивых бус сделано ребятами. Дети надевают украшения на кукол. Куклы благодарят детей.

Игра "Большая и маленькая куклы"

Цель: различать и называть предметы по величине.

Материал: куклы, стол, стул, посуда больших размеров и такие же предметы - маленькие.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом, воспитатель - напротив, за детским столом. Воспитатель ставит на стол справа кукольный стол и стул больших размеров и сажает большую куклу, а слева - маленькую мебель и сажает маленькую куклу. После этого обращается к детям: «Это большая кукла, а это - маленькая. Большая кукла сидит на большом стуле около большого стола. Большую куклу зовут Маша, а маленькую куколку Катя. «Зачем они сели за стол, Саша? Наверное, им пора позавтракать.

Спросите у Маши и Кати, мыли они руки? Они говорят, что они ручки помыли. Завяжем им салфетки и будем их кормить. Нина, подойди ко мне (показывает две тарелки - большую и маленькую.) Из какой тарелки мы будем кормить Машу? А Катю?

Правильно, Маша большая, ее мы будем кормить из большой тарелки, поставь перед ней большую тарелку, а Катя маленькая, поставь перед ней маленькую тарелочку. Затем воспитатель раздаёт детям ложки (большие и маленькие) и просит дать большой кукле большую ложку, а маленькой кукле маленькую ложку.

В данных игровых упражнениях по сенсорному воспитанию предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, в ходе этих же упражнений  дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в дальнейшем в других видах деятельности.

Планомерность обучения детей — один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка, в том числе и сенсорного.

Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений.

Особого внимания требует анализ проведенных игровых упражнений. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?». При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Педагогу очень важно проследить успехи детей от занятия к занятию!

Рекомендации по использованию игровых упражнений:

  • Первые игры должны быть легкими для восприятия.
  • На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.
  • Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.
  • Обучение должно проходить в игровой форме.
  • Время проведения игрового упражнения не должно превышать 5-10 минут.

Использованные источники:

  1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной
    культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.
  2. Каралашвили  Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего воспитателя, №5-2008.
  3. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьёй», М.: «Творческий центр: Сфера»,2004.
  4. Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».
  5. Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М.: «Просвещение», 1981.
  6. Сольцева О.Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок в детском саду» №3-2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно...

Педагогический проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры».

Актуальность проекта: Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) ....

Опыт работы по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обу...

Презентация на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Актуальность темыВ ФГОС ДО определены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте, одними из которых являются: «… ребенок интересуется окружающими предметами и активно ...

Творческий альбом на тему: Сенсорное развитие детей раннего возраста посредствам дидактических игр

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения,...

Статья по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходим...

Презентация проекта на тему: Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр.

Презентация проекта была предсавленна вниманию коллег во время семинара - практикума на тему: «Создание РППС для успешной адаптации детей дошкольного возраста»....