Развитие интеллектуальной инициативы и речи дошкольнико через участие в образовательных проектах
проект (подготовительная группа) на тему

Проектный метод универсален и привлекает тем, что может быть использован в работес детьми по разным направлениям.Метод проектирования предполагает интеграцию различных видов деятельности.в едином тематическом проекте. В работе над проектом очень важно и активное участие родителей.В данном материале размещён материал исследовательско-творческого проекта "Мы живём в Шалготарьяне" в подготовительной к школе группе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальной инициативы и речи дошкольников                                                через участие в образовательных проектах

Н.А.Лукина

учитель- логопед

МАДОУ № 216  «Детский сад комбинированного вида»,

г. Кемерово

        Инновационная деятельность в ДОУ направлена на  достижение  качественно более высоких результатов образования.                                                                                                                                  

Использование проектного метода в дошкольном учреждении способствует развитию свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Проектный метод универсален и привлекает тем, что его можно использовать в работе с детьми по разным направлениям. Когда дети занимаются исследовательской  деятельностью у них формируется интеллектуальная инициатива, развиваются умения находить возможные методы решения возникшей проблемы сначала с помощью взрослого, а в дальнейшем самостоятельно и применять их на практике.

Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема.

У большинства детей с речевыми недостатками наблюдается снижение познавательной активности. А использование метода проектирования повышает у детей желание узнать что-то новое об окружающем мире. В ходе работы над проектом дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, у них формируется навык публичного выступления, они проявляют творческую активность в познании окружающего мира, способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий, самостоятельны в принятии решений.

Следует отметить, что в работе над проектом очень важно  и активное участие родителей. Они помогают детям открывать новое, неизвестное. Проявляя свои творческие способности, родители оформляют альбомы, газеты по теме проектов, придумывают рассказы, стихотворения.  Совместная работа с родителями над реализацией проекта способствует установлению более тесного контакта с семьями детей, родители раскрывают свои творческие способности, больше узнают о жизни детей в группе и активно в ней участвуют.

Исследовательско – творческий проект «Мы живём в Шалготарьяне»

(подготовительная к школе группа).

Цель проекта :

Узнать больше о Шалготарьяне – районе, в котором мы живём.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с историей Шалготарьяна.
  2. Развивать речь детей, активизировать  и обогатить словарь по теме проекта.
  3. Собрать материал о достопримечательностях нашего района.
  4. Расширить кругозор по данной теме.

Этапы планирования проектной деятельности.

1 этап. Постановка целей и задач проекта. Создание мотивации для вовлечения детей в проектную деятельность. В ходе беседы педагог  выясняет, что дети знают о Шалготарьяне, и предлагает узнать больше о месте, где они живут.

2 этап. Разработка плана действий по реализации проекта. Привлечение детей и родителей к участию в планировании.

3 этап. Реализация проекта.

Работа по развитию речи: беседы, занятия, экскурсии, рассматривание фотоальбомов и книг, чтение стихов.

Художественное творчество детей: рисование по теме «Я живу в Шалготарьяне» (гуашь, восковые мелки, карандаши, фломастеры); коллективное панно «Наш район Шалготарьян» (аппликация).

Работа с родителями: сбор сведений об объектах Шалготарьяна (рассказы – сочинения); семейные прогулки по Шалготарьяну; фотографии детей в различных местах нашего района.

4 этап. Обработка и оформление информации, полученной в ходе реализации проекта.

Выставка рисунков «Мы живём в Шалготарьяне».

Создание презентации.

1 слайд. Мы живём в Шалготарьяне.

 2 слайд. Почему наш район назван Шалготарьяном? Началось всё ещё в конце семидесятых годов, когда возникло движение, которое можно кратко охарактеризовать как «дружба между народами». Город Кемерово стал побратимом венгерского города Шалготарьян. Шалготарьян в Венгрии — один из самых живописных городов, лежащий на стыке трёх горных массивов, центр области Ноград. Есть в нем и старые замки, и современные здания, в строительстве которых принимали участие кузбасские художники и архитекторы. Славился когда-то этот город своим трикотажем. Как и в Кузбассе, есть в Шалготарьяне шахты, и профессия шахтера так же важна там, как и у нас. В городе существует уникальный подземный Музей угольной шахты. А в области Ноград развиты были и металлургические предприятия. Шалго — означает «солнечный».

3 слайд. Как строился наш район? Вот таким он был раньше. Дома проектировали и строили венгры.

4 слайд. Вот такой он сейчас.

5 слайд. В нашем районе много зелени.

6 слайд. Мы играем на детских площадках и в сквере.

7 слайд. В Шалготарьяне есть две школы: школа № 33 и школа № 92. Сюда мы скоро пойдём учиться.

8 слайд. А это культурный центр. Здесь работают кружки и проводятся праздники.

9 слайд. Посмотрите, каким был универсам «Ноград» раньше, а вот такой он сейчас. Ноград – это название области в Венгрии.

10 слайд. Около универсама «Ноград» открыт фонтан. Мы любим здесь гулять, отдыхать, кормить голубей.

11 слайд. В новом торговом центре «Район» можно купить продукты, игрушки, обувь и другие товары.

12 слайд. Это почта. Здесь мы получаем и отправляем посылки, открытки, письма, оформляем подписку на газеты и журналы, покупаем конверты и марки.

13 слайд. В доме быта есть ателье, мастерская по ремонту обуви, фотография, парикмахерская и небольшие магазины.                                                                                                                                                    14 слайд. Это детские сады, куда ходят дети нашего района. Здесь весело и интересно. Наш детский сад называется «Полянка».  А один из  детсадов имеет интересное имя: «Тавосочка». Это венгерское название. Оно значит веснянка — девочка Весна.

15 слайд. В нашем районе есть детская и взрослая поликлиники, аптеки.

16 слайд. В нашем городе был открыт памятник советско-венгерской дружбы на пересечении улиц Весенней и Ноградской, рядом с Драматическим театром. На нем — две женщины в национальных одеждах и мужчина-шахтер. Рядом с ним — гербы городов Кемерова и Шалготарьяна. У венгерки розы в руке, у русской женщины — голуби Мира.

17 слайд. Мы любим наш район. Мы узнали много нового про Шалготарьян. Это очень интересно!

Использование метода проектирования способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания.

Технология проектирования – один из  способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит опора на поисковое поведение дошкольника. С.А.Миронова пишет: «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности».

Список литературы

1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.  М.: Мозаика-синтез, 2008.

3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003.

4. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи.  М.: А.П.О., 1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической и монологической речи дошкольников через игру- драматизацию

laquo;Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний».(К. Д. Ушинский.)...

консультация для педагогов "Развитие интеллектуально-творческого речевого потенциала дошкольника, через технологию проектирования, моделирования"

Для педагогов дошкольного образования. Проблема интеллектуально – творческого речевого развития является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, посколь...

Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях

В этой статье Вы узнаете как эффективно работать над матем.представлениями...

Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях

Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Математическое развитие в свете современных требов...

Развитие творческого мышления и речи дошкольников через ТРИЗ-технологию

Консультация предназначена для воспитателей детского сада по использованию ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками...

Развитие познавательного интереса и речи дошкольников через проектную деятельность.

В презентации раскрывается процесс развития познавательного интереса и речи дошкольников  через проектную деятельность по составлению нерифмованных стихотворений....