Наглядная информация для родителей
консультация (младшая группа) на тему

Порохова Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Ночной энурез

Ночное недержание мочи бывает практически у всех детей в раннем возрасте, но у большинства оно проходит до 3-х лет. Если же к 4 годам ваш ребенок все еще писает в постель, Вам стоит серьезно задуматься.

Первое, что необходимо сделать – обратиться к грамотному неврологу для обследования.

Дело в том, что за произвольное мочеиспускание отвечает определенный участок головного мозга, который дает команду отделу спинного мозга в пояснично-крестцовой области. Следовательно, если нет механического повреждения мочеиспускательной системы, нет грубой наследственной патологии, то энурез имеет преимущественно неврологические корни. В процессе родов у ребенка могли пострадать ствол мозга и спинной мозг, в результате чего их функции могут быть нарушены. Энурез хорошо лечится массажем и физиотерапевтическими методиками, назначенными и проводимыми компетентными специалистами.

Со временем нелеченный энурез может пройти, однако опасны его последствия (слабость родовой деятельности у женщин, импотенция у мужчин).

Дополнительные рекомендации:

  1. Не ругайте и не упрекайте ребенка за мокрую постель. Ему нужны ваша поддержка и любовь, а не насмешки и неразумные требования (больше так не делать).
  2. Утром и вечером делайте массаж крестцовой зоны (верхняя часть ягодиц и выше). Достаточно самых элементарных движений – поглаживаний и растираний. Прикладывайте к крестцу сухое тепло комфортной для ребенка температуры на 15-20 минут. Таким образом, вы усиливаете приток крови к этому участку, «подкармливаете» кислородом спинной мозг.
  3. Перед массажем полезно сделать зарядку в игровой форме: пусть ребенок побегает в быстром темпе, потом «велосипед» - покрутит воображаемые педали в воздухе, «ножницы» - сводит и разводит прямые ножки в воздухе. Это простые упражнения для развития пояснично-крестцового отдела спинного мозга.
  4. Можно попробовать давать травяной сбор для укрепления нервной системы ребенка:        

           трава вереска, пустырника, сушеницы и корни валерианы поровну – ст. ложку смеси заварить в полулитре кипятка и настаивать 8 часов, процедить и разделить на 4-5 приемов. Давать перед едой и на ночь.

Из книг Е.Виноградовой «Вредные привычки» и

О.И. Ефимова «Школьные проблемы».



Предварительный просмотр:

Психофизиологические особенности поведения детей на улице

Родителям необходимо постараться с учётом этих особенностей привить своим детям основные навыки безопасного поведения на улице, особенно вблизи проезжей части дорог. Следует помнить о том, что:

  •  Играя с игрушками, дети привыкают, что их машинки останавливаются мгновенно, когда они захотят. Эти игровые ситуации переносятся в их сознании и в реальный мир. Они убеждены, что любое реальное транспортное средство может остановиться мгновенно и потому просто не обращают внимания на автотранспорт. Разделение ситуаций на реальные и игровые происходит постепенно уже при обучении в школе.
  •  Ребёнок не понимает и не прогнозирует возможные последствия своего поведения вблизи проезжей части, либо на пешеходном переходе. Внимание малышей всегда полностью сосредоточено только на своих конкретных действиях. Броситься бегом следом за мячиком, или к приятелю на другой стороне дороги для него гораздо важнее, чем движущиеся автомобили. А о собственной безопасности дети просто не задумываются.
  •  Реакции детей по сравнению со взрослыми замедленные, потому они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность. Если взрослому человеку на оценку ситуации достаточно 0,8…1 секунды, то у ребёнка на это уходит до 3-4-х секунд. Отличить движущийся автомобиль от стоящего взрослый человек сможет за 0,3 секунды, а 7-летний ребёнок - за 4 секунды. Кроме того, маленькие дети на бегу не могут останавливаться сразу и именно поэтому на сигнал опасности они реагируют со значительным опозданием.

  • Сектор обзора и поле зрения у детей гораздо меньшие, чем у взрослых. Дети хорошо видят только то, что находится напротив них. В 5-летнем возрасте они могут ориентироваться на расстоянии до 5-ти метров, в 6-летнем до 10 метров, всё, что при этом происходит справа и слева остаётся незамеченным. Более или менее надёжная ориентация по сторонам: право, лево, приобретается ими только в 7-летнем возрасте.
  • Дети дошкольного возраста слышат только то, что представляет для них интерес. И только в 8-летнем возрасте они начинают определять точное направление на источники постороннего звука и каким-то образом прогнозировать степень их опасности.

Родители должны дать понять своему любимому чаду, что его спокойная и безопасная жизнь зависит и от его правильного поведения, а не только от родителей и воспитателей. Делать это нужно тактично, спокойно, стараться свои пояснения сопровождать наглядными примерами, но при этом, ни в коем случае не пугать детей. Если что-то в вашем рассказе или показе примера из реальной жизни испугает ребёнка, то при возникновении такой же или похожей ситуации он просто может «впасть в ступор» и не найти нужный выход из опасной ситуации.

Так как у ребенка еще не сформированы произвольная сфера поведения (он не может собой управлять, как взрослый) и самоконтроль, то нельзя разрешать ему одному переходить проезжую часть (нужно всегда держать его за руку) и играть вблизи любых дорог.

По материалам Е.А. Козловской

«Справочник старшего воспитателя ДОУ», №8, 2008г.

«С виду грозный и серьёзный,
Очень важный … светофор!»
Все знают, что светофор необходим для регулировки движения транспорта и пешеходов, а вот чем же интересен этот объект городской жизни для психического развития детей?

  • Светофор появляется в жизни ребенка как один из важных запретов («Нельзя!»). Ребенок начинает осознавать, что не все его «Хочу!» могут быть выполнены, есть еще и слово «Надо!». Родители говорят: «Нельзя идти через дорогу, надо подождать, когда загорится зеленый свет». Таким образом, ребенок учится подчинять свое поведение определенным правилам, то есть светофор помогает развивать произвольность и самоконтроль. Однако когда родители сами нарушают правила перехода улицы (пробегают на красный свет, пока машин нет), то тем самым они дают понять своему ребенку, что в жизни можно хитрить, нарушать правила, изворачиваться.
  • У ребенка развивается зрительное внимание и восприятие, когда он следит за сменой цветовых сигналов на светофоре.
  • Улучшается скорость реакции (важно для медлительных детей): «загорелся зеленый – иди». А для гиперактивных детей полезно, что светофор учит «стой и жди, пока не загорится зеленый», то есть развиваются процессы торможения.

Не случайно, светофор часто используется нами в играх для развития внимания, произвольности и самоконтроля детей. Например,ребенку показываем круги:    

        - стой тихо, как солдатик;              - шагай на месте;

                                    - иди быстрым шагом, но не беги.



Предварительный просмотр:

Ребенок и телевизор

Вернуться домой и с порога щелкнув пультом, включить телевизор — у многих это стало условным рефлексом. Нам гораздо веселее готовить еду или убирать в квартире под любимый сериал. Но если для нас голос актера или журналиста всего лишь ненавязчивый фон, то для ребенка - это большая нагрузка на организм. Ученые доказали: ни мозг, ни нервная система, ни органы чувств ребенка не в состоянии выдержать тот огромный поток информации, который «льется» с экрана. А в итоге - беспокойный сон, отсутствие аппетита, неоправданная агрессия.

Телевизор действительно портит зрение, так как зрительные нервы сильно напрягаются. Если глаза взрослого «сдаются» нескоро, то для детских глаз, чтобы устать, достаточно всего несколько минут посмотреть телевизор.

Чтобы уберечь зрение ребенка от непосильной нагрузки, специалисты советуют:

  • Следите, чтобы расстояние до экрана было не менее

    двух метров;

  • Как  только  ребенок  устроился  возле  телевизора, засеките  время.

Телезритель в возрасте 2-х лет может проводить перед экраном не более 15 минут в день.

Ребенку постарше это время можно увеличить до получаса. В отличие от взрослых, дети вполне могут обходиться без телевизора. И это здорово! Учитесь у ребенка и пересмотрите свои взгляды.


  1. Будьте рядом.  Не оставляйте ребенка одного во время просмотра мультфильмов. Ваши комментарии сделают процесс более увлекательным.
    Никогда не используйте телевизор в качестве своего заместителя. Вы и не заметите, как ребенок попадет в телепаутину, и его будет очень сложно оторвать от экрана.
  2. Покажите пример. У вас дома телевизор включен 24 часа в сутки? Не думайте, что ребенок не замечает этого! Гул и мерцание экрана утомляют его.   Включенный телевизор делает бессмысленным запрет  «Хватит смотреть на экран!». Ведь ребенок знает, что родители поступают совсем наоборот.  Не включайте телевизор во время ежедневных  семейных застолий. Это мешает общению.
  3. Умейте договариваться. Объясните ребенку, что после 9 часов вечера телевизор смотреть вредно, так как из-за этого он будет плохо спать. А чтобы ребенок не капризничал, вечером предложите ему посмотреть любимый мультфильм, но не позднее, чем за час до отхода ко сну.
  4. Ищите альтернативу. Постарайтесь сделать так, чтобы телевизор был лишь одним   из   способов   свободного   времяпрепровождения. Прогулки, рисование, лепка, совместные игры... Есть очень много способов развлекаться с пользой! И помните, что даже самая интересная передача не заменит ребенку общения с родителями!

А вот криминальные сводки, фильмы ужасов и боевики - табу для ребенка. Да и вы старайтесь не смотреть все это в его присутствии. Так как благодаря им у детей часто появляются различные страхи, агрессивные проявления.



Предварительный просмотр:

Как воспитать уверенного в себе ребенка?

Уверенность в себе – это, прежде всего, то, «как человек сам себя оценивает», то есть что он сам о себе думает и кем себя считает. Кем себя считает ребенок, зависит от того, что ему говорят его ближайшие люди.

Ребенок не рождается с определенной идеей о том, «кто он». Сами  родители закладывают  в своего малыша еще в раннем детстве чувство уверенности. Вопрос «Кто я?» для ребенка – длительный процесс осознания, основывающийся на информации от родителей, в первую очередь невербальной. Ласково дотрагиваясь, гладя, держа ребенка на руках, мы передаем ему сообщение «Я тебя люблю», которое в дальнейшем переводится им как «меня любят». Нехватка ласковых прикосновений может заставить  его сильно страдать.

Обратите внимание, как Вы чаще всего

называете своего ребенка, что ему говорите,

когда у него что-то не получается. Ребенку, который слышит о себе, что он тупой, плохой, «как черепаха» и т.д., не остается ничего другого, как сделать логический вывод, что он действительно тупой, плохой… Речь идет о ежедневном стиле общения, а не о том, что мы можем сказать в порыве раздражения. И вообще, даете ли оценку его поступкам («Вот это ты сделал очень хорошо, молодец!» или «Сейчас не получилось, но ты старался, в следующий раз все получится. Я в тебя верю!»). Детям нужна оценка, так как они боятся безразличия. Безразличие родителей для них невыносимо; они даже готовы получить «пощечину» за каприз, лишь бы удостоиться внимания.

Воспитание уверенности:

  1. Подчеркивайте достоинства ребенка и его потенциальные возможности – так сформируется адекватная самооценка у ребенка.
  2. Учитесь реагировать на ошибки ребенка спокойно и воспринимать их как моменты полезного опыта, а не как повод для принижения самого себя.
  3. Слишком строгое отношение к себе порождает в ребенке страх ошибиться, поэтому соизмеряйте требования к ребенку («Ты должен!») с его возможностями («Я могу!»). Тогда ребенок без лишней тревоги «пойдет по жизненному пути».
  4. У каждого малыша есть свои природные таланты. Если открыть их и развивать, то это придаст сил ему и увеличит его чувство собственной значимости.
  5. Чтобы чувствовать себя уверенным, человеку нужно находиться в безопасной среде (но имеющей преодолимые трудности). То есть родители, отвечая на вопросы ребенка, объясняя что-то, должны внушать ему мысль «Мир безопасен!» (Например, «К этой собаке не подходи – она злая, может укусить», «А эта собачка маленькая, добрая – можешь ее погладить, она не укусит»).
  6. Иногда у детей имеются специфические проблемы (неуклюжесть, лишний вес и т.д.). Ребенка нужно принять таким, какой он есть, для того, чтобы он в свою очередь смог принять себя. А потом вместе (с помощью врачей, специалистов) преодолевать причины этих проблем.
  7. Иногда мы от ребенка ожидаем слишком много, и не всегда по своей природе ребенок соответствует нашим идеалам. Важно научиться видеть даже в малыше личность со своими особенностями и уважать их. Любой ребенок будет страдать, если ощущает, что он совсем не такой, как хотели бы его мама и папа.

Уверенность в себе

          и принятие своего несовершенства  является    

     благодатью как для родителей, так и для ребенка!



Предварительный просмотр:

Что делать с обидами ребенка?

Обычно родители, понимая особую ранимость своего обидчивого ребенка, стремятся как можно чаще хвалить и поощрять его. Однако потребность в похвале невозможно полностью удовлетворить. Более того, любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на качествах своего характера, на постоянном сравнении себя с другими. В результате сверстник начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и источник обиды. Поэтому отсутствие оценок и сравнения своего ребенка с другими детьми должно стать одним из первых условий преодоления обидчивости.

Родительская любовь и доброжелательность не должны зависеть от конкретных успехов и достижений ребенка. Взрослые должны стремиться избавить его от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство.

Для преодоления обидчивости главное - показать ребенку, что оценка и отношение других - далеко не самое главное в его жизни и что другие дети имеют свои интересы и желания, а вовсе не сосредоточены на его персоне. Они не выражают свое пренебрежение, а просто занимаются своим делом (играют, строят, разговаривают).

Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. "Сдвинуть" ребенка с такой позиции,"фиксированной" на себе, можно, открывая ему новые интересы, переключая его внимание на творчество и полноценное общение. Такие традиционные занятия, как рисование, лепка, конструирование, открывают богатые возможности для этого. Ребенок должен испытать удовольствие от самого процесса рисования или игры - не потому что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому что это интересно, особенно если все делать вместе с другими.

Важно привлечь внимание ребенка к другому человеку и его различным проявлениям: внешности, настроениям, поступкам. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать или не уважать его. Полезны ролевые игры с детьми, простые игры с правилами (домино, лото), которые учат общению с другими людьми.

Следует помнить, что дошкольный возраст (до 6-7 лет) - этап чрезвычайно интенсивного формирования личности, самосознания и отношения к окружающим. В этот период еще возможно снять фиксацию на себе и преодолеть различные трудности в отношениях с другими, в том числе и обидчивость. По мере взросления ребенка сделать это будет все труднее.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Обратите внимание, что

должен уметь  ребенок на 4-м году жизни:

1. Мелкая моторика (пальчики):

  • Правильно держать карандаш,
  • Проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, срисовывать крест и круг.

2. Сенсорное развитие:

  • Знать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный),
  • Знать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,
  • Правильно ориентироваться в пространстве, называть на картинке, что нарисовано внизу, вверху, около, рядом, перед, за.

3. Умственное развитие:

  • Знать «много», «мало», «один», «меньше», «больше»,
  • Задавать вопросы: «Почему?», «Зачем?»,
  • Собирать разрезную картинку из 4-х частей.

4. Игра:

  • Свободно играть с другими детьми,
  • Заниматься самостоятельной игрой более 10 минут.

5. Поведение:

  • Называть взрослых по имени, отчеству,
  • Внимательно слушать, что говорит взрослый,
  • Соблюдать элементарные правила поведения (здороваться, говорить «До свидания», «Спасибо», «Пожалуйста», «На здоровье»).

Нормы психического развития

для ребенка на 5-м году жизни:

1. Мелкая моторика (пальчики):

- проводить вертикальные и горизонтальные линии, срисовывать домик (треугольник и квадрат);

- одеваться самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

2. Сенсорное развитие (восприятие):

- знать и называть 8 цветов, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;

- использовать оттенки цветов при рисовании,

- ориентироваться в сторонах своего тела (лево-право),

- расставлять предметы (5-8шт.) по возрастанию или убыванию, например, матрешки, стаканчики.

3. Умственное развитие:

- знать и называть свой возраст,

- считать до 5-ти, сравнивать небольшие количества,

- знать простые классификации (посуда, мебель, одежда, обувь, овощи, фрукты, дикие - домашние животные),

- различать утро, день, вечер, ночь,

- собирать разрезную картинку из 4-6 частей.

4. Игра:

- играть 20-30 минут в одну игру,

- играть в «профессиональные» игры (например, парикмахер, продавец, повар).

5. Поведение:

- рассуждать по поводу увиденного, делать критические замечания;

- стремиться помогать окружающим (пол помыть),

- уметь подчинять свои желания требованиям взрослых (вместо «Хочу!» появляется «Надо»).

Уважаемые родители!

Обратите внимание, что должен уметь ребенок на 6-м году жизни:

1. Мелкая моторика (пальчики):

- свободно рисовать карандашом и красками;

- вырезать ножницами сложные формы;

- уметь завязывать узел (бант, шнурки на обуви, завязки у шапки).

2. Сенсорное развитие (восприятие):

- знать и называть оттенки цветов, геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник, ромб, овал, прямоугольник);

- ориентироваться в сторонах своего тела (лево-право) и тела собеседника.

3. Умственное развитие:

- считать до 10-ти, складывать единицы;

- последовательно называть времена года, дни недели;

- обобщать предметы (транспорт, одежда, цветы и др.);

- делать последовательные умозаключения по 4 картинкам, составлять связный рассказ по ним;

- рассуждать, задавать вопросы: «Почему?», «Зачем?», «А что будет, если…?».

4. Игра:

- в играх подчиняться правилам;

- играть в «профессиональные» игры (например, парикмахер, продавец, повар).

5. Поведение:

- уметь договариваться с другими людьми, согласовывать свои действия с ними;

- сознательно выполнять правила поведения, следить, чтобы их выполняли другие.



Предварительный просмотр:

Что такое родительские установки?

Маленький ребенок не знает ответов на многие вопросы: «Кто я?», «Что я за человек?», «Где мое место в этом мире?» Ответы на эти вопросы дают ребенку взрослые. И то, что говорят важные «большие» люди, твердо и основательно откладывается в подсознании ребенка. У детей нет причин подвергать высказывания родителей о себе сомнению. И этим можно пользоваться, внушая ребенку, что жизнь прекрасна, ему все удастся.

Однако дети часто слышат от своих родителей фразы типа: «Ну ты и нытик!», «И в кого ты такой поросенок!», «Что же из тебя вырастет?», «Ну ты и грязнуля!», «Ничего то у тебя не получается!», «Прекрати сейчас же!», «Ты мне уже надоел».

Родители говорят подобные слова из хороших побуждений - они просто хотят, чтобы их ребенок стал лучше. Иногда им нужно снять напряжение, раздражение после работы и они срываются на своем ребенке. Слова оказывают подсознательное действие – как семена, посеянные в детском подсознании, которые прорастут и сформируют чувство неуверенности. Это негативные родительские установки, которых следует избегать.

Представьте, как изменилась бы жизнь ребенка, если бы вы внушали ему положительные установки:

- Я хороший человек; - У меня все получится;

- Я умный и сообразительный; - Я здоровый и сильный.

Не говорите  ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Например, когда вы говорите: «Ну ты и нытик!», скорее всего вы хотите сказать ребенку, что вы устали от его постоянного плача, нытья. Так и скажите: «Сыночек мой, я устала слушать твой плач. Пойдем-ка лучше вместе поиграем». Ведь причина нытья чаще всего в том, что ребенок хочет, чтобы вы обратили на него внимание (поиграли, поговорили,  а вы заняты своими делами). Вы же отказываете ему в этом, отстраняясь от него с обидными словами в его адрес. У ребенка в подсознании может остаться: «Я плохой, мама не хочет со мной играть!», и нытье продолжается.

Иногда родителям удобнее обидеть ребенка своими словами, отвязавшись от него, чем прислушаться к нему и понять, от чего же он ведет себя так. Если же вы хотите воспитать своего ребенка уверенным в себе, уважающим и себя и других, то постарайтесь следить за теми словами, которые вы говорите ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядная информация для родителей «Откуда берутся болезни»

В материале представлены причины некоторых  заболеваний (ОРЗ, плоскостопие и т.д.) и их профилактика....

Повышение качества образования в ДОУ через наглядную информацию для родителей

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования ...

Наглядная информация для родителей в информационный уголок

Данный материал полезен как для воспитателей, так и для родителей дошкольников....

Наглядная информация для родителей

"10 правил. Как научить ребенка слушаться"...

Буклет по темам консультаций, бесед и наглядной информации для родителей

Темы консультаций, бесед. наглядной информации для родителей на учебный год (по тематическим циклам)...

Наглядная информация для родителей .

В решении общих задач воспитания большое значение имеет индивидуальная работа с родителями. Только при систематической, продуманной работе с семьей между воспитателями и родителями устанавливаются вза...

Наглядная информация для родителей.

Советы известных людей по воспитанию детей....