доклад на международной конференции в Академии социального управления.
материал на тему

Ромашкова Надежда Владимировна

Актуальные вопросы логопедической работы с дошкольниками с нарушением зрения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад 32.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Актуальные вопросы логопедической работы в развитии и воспитании детей с нарушением зрения на этапе реализации ФГОС в дошкольном образовании»

В условиях современной модернизации системы образования,  в процессе внедрения ФГОС в ДО  наиболее актуальными становятся вопросы логопедической работы с детьми с ОВЗ.

Учитывая, что ДО является первой ступенью в системе образования РФ, нельзя недооценивать дошкольное детство в процессе становления ребенка в дальнейшем как личность. Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Все мы родом из детства» и зачастую не устранённые нарушения речи в дошкольный период, влекут за собой гораздо более серьезные проблемы в дальнейшем.  

Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов школы являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Слайд

На данном этапе развития логопедии как науки отмечаются значительные продвижения в работе с детьми со сложной структурой дефекта. Изучение речевых дефектов при олигофрении, у детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата ставит нас перед необходимостью тесного взаимодействия с клинической медициной, детской невропатологией и психиатрией. В логопедическую практику внедряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследования.

Заметный прогресс наблюдается в развитии логопедии раннего возраста:

  • Изучение особенностей доречевого развития детей с органическим поражением ЦНС;
  • Формируются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений;
  • Проводится работа по разработке и внедрению  приемов и методов превентивной (предупреждающей) логопедии.

Слайд

Эффективность устранения речевых нарушений у детей с нарушением зрения определяется во многом вовремя оказанной логопедической помощью, педагогической квалификацией учителя – логопеда и  возможностями самого ребенка.

Изучение логопедии является важным аспектом для всех работников детских образовательных  учреждений. Большинство речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психические познавательные процессы.

Слайд

Опираясь на свой опыт работы с детьми с нарушением  зрения можно сделать вывод, что практически 80% дошкольников с проблемами зрения,  имеют отклонения в речевом развитии. Коррекционная работа с такими детьми должна осуществляться с помощью всех специалистов работающих в дошкольных учреждениях компенсирующей направленности: учитель – логопед, учитель – дефектолог (тифлопедагог), инструктор по физической культуре, педагог – психолог, музыкальный руководитель, а также воспитатель. Поскольку 90% информации ребёнок получает через зрительный анализатор, то при нарушении зрения у детей происходит ослабление функции зрительного восприятия. Это влечет за собой задержку в формировании обобщенных образов окружающей действительности, отмечаются затруднения в формировании  причинно – следственных связей, что способствует в отставании развития словаря, возникают трудности в грамматическом оформлении речи.
По определению Розы Евгеньевны Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи у детей с патологией зрения протекает в более сложных условиях, чем у ребенка с сохранным зрением. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.

Слайд

По степени выраженности речевого дефекта можно выделить несколько уровней сформированности речи у детей с нарушением зрения:

  1. Единичные нарушения звукопроизношения.
  2. Нарушение звукопроизношения более выражены и усложнены. Бедный словарный запас, сложности с соотнесением слова с образом предмета, затруднения в формировании обобщающих понятий, в построении грамматических конструкций, составлении рассказов. Фонетический анализ не сформирован.
  3. Нарушены все группы звуков. Словарь как активный, так и пассивный не соответствует возрастной номе. В речи предложения не использует, а только отдельные слова иногда с жестами. Фонетический анализ и синтез не сформирован.

Слайд …

Таким образом, становится понятно, что нарушения речи у детей с поражением зрительного анализатора не всегда одинаково сложны, но большая их часть страдает ограниченным словарным запасом, искаженным понятием смысловой стороны речи и нарушением грамматической стороны языка.

Содержание коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения и  с недоразвитием речи учитывает комплексное развитие всех сторон родной речи, психо – эмоциональной сферы и  опирается на  остаточные зрительные возможности ребенка.

Слайд

Исходя из этого следует особенно обратить внимание на развитие фонематического слуха детей с нарушением зрения т.к.

важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте является:

  • Умение слышать каждый отдельный звук в слове,
  • Чётко отделять его от рядом стоящего,
  • Знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова.

Слайд

 Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям с нарушением зрения  овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической  стороной, тормозит развитие связной речи.

Слайд

 Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Слайд

Роза Евгеньевна Левина, Наталья Александровна Никашина и др. считают,  что при нарушении артикуляции без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Слайд

 Несформированность фонематического восприятия у детей с нарушением зрения  выражается в:

- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

 - затруднениях при анализе звукового состава речи.

Поскольку процесс восприятия является процессом осознанным, первые простейшие операции звукового анализа появляются у ребёнка вслед за формированием фонематического слуха, фактически опираясь на него.

   Слайд

  Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

Слайд

Фонема (от греч. “звук”) – минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.

 Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение – в «решетке фонем».

   

 Слайд

 Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Слайд

В разделе «Развитие фонематического восприятия» логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы исследователи условно делят на шесть этапов:

1) Узнавание неречевых звуков.

2) Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

3) Различение слов, близких по звуковому составу.

4) Дифференциация слогов.

5) Дифференциация фонем.

6) Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Слайд

 Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Проводить работу по развитию фонематического восприятия у детей с нарушением зрения надо с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь ребенка). Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия у детей с патологией зрения.

Поэтому следует делать основной упор на игровые методы и приемы при работе по формированию фонематического восприятия.

Работа по формированию, которого в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Слайд

 В ходе логопедических игр и упражнений дети должны научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем  учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже –различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа:

  • умения определять количество слогов в слове;
  • отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог;
  • проводить анализ гласных и согласных звуков.

Слайд  

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)

Описание игры: взрослый знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.

Игра «Угадай, кто кричит».

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

Игра «Тихо - громко!»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: музыкальные инструменты.

Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

Игра «Дятел», «Прохлопай, как я»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.

Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям

повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...

Слайд  

 «Шумные коробочки»

Игра для детей 5 – 7 лет.

Цель: 

- формирование фонематического слуха.

Задачи.

- Формирование  навыков  дифференциации неречевых звуков.

- Развитие слухового  внимания и памяти.

Оборудование: пластмассовые коробочки желтого и оранжевого цвета (из- под киндер-сюрприза.), наполненные сыпучими продуктами (манная и гречневая крупа, горох, фасоль, рис, сахар, семечки, скрепки).

Описание

I вариант.

Ребенку предлагается разделить коробочки на две группы (по цвету) и найти парочки, которые одинаково звучат. Количество коробок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается, при постоянном сравнении акустических восприятий.

II вариант.

Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого сыпучего продукта в коробочке (при ее встряхивании). Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Т.к. звуковые различия незначительны, количество коробок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается, при постоянном сравнении акустических восприятий.

Слайд

Игра «Посели на нужный этаж»

Цель: закреплять умение находить место заданного звука в слове.

Правила игры и описание.

В предложенных играх используются картинки со звуками: С; Ц; Ч; Л; Р.

I игра.

Детям предлагается назвать картинки, нарисованные в окошечках и определить место звука в данном слове (начало, середина, конец), а в пустые «поселить» картинки правильно подобрав их к схеме, на которой указано место звука в слове.  

II игра.

Детям предлагается назвать картинки и «поселить» в нужные окошечки соотнося место звука со схемой.    

Слайд

Игра: «Четвертый лишний»

Цель: закреплять умение различать звуки  по твердости мягкости.

Правила игры:

Покажите ребенку карточку. Попросите его найти «лишнюю» картинку, то есть ту,  которая не сочетается с другими по твердости мягкости определенного звука, и попросите его объяснить, почему он так думает. Если ребенок затрудняется, задайте ему наводящие вопросы. Детская логика может отличаться от вашей. Не спешите с выводами – пусть ребенок попробует доказать свою точку зрения.

Не забудьте его похвалить!  Игру можно усложнить пусть ребенок придумает замену для «лишней» картинки. Если в игре участвуют несколько детей, тот, кто быстрее всех придумает замену, получает карточку. Выигрывает собравший больше всех карточек.

Слайд

 Игры для закрепления произношения и дифференциации  звуков (Л, Л`) и (Р, Р`).

Количество играющих – от 2 до 6 человек. У каждого игрока по одной большой карте, у ведущего маленькие карточки. Ведущий показывает картинку, не называя ее. Игрок, у которого на большой карте имеется такая же картинка, должен ее назвать,  четко выговаривая звуки. Если ребенок не знает названия картинки, ведущий называет ее сам, но при этом игрок не получает картинки, и она остается у ведущего. Так же поступает ведущий и по отношению к игроку не четко произнесшему название. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте маленькими карточками, или тот у кого в конце игры будет меньше незакрытых картинок.

«Листья и плоды», «Одежда», «Еда», «Игрушки», «Посуда», «Животные», «Растения из красной книги», «Лекарственные растения».

Для игры нужны маленькие карточки по заявленным темам. Играют 2 человека. Перед игрой договариваются, кто какие будет собирать карточки. Например: один с едой, другой с посудой.

Карточки с картинками выкладываются на стол, перед играющими стопкой, изображением вниз. Игроки по очереди открывают их. Если картинка подходящая, игрок должен ее назвать, четко выговаривая звуки. Ненужную картинку он кладет вниз, не называя ее. Если он ошибается при назывании изображения предмета или произносит название не четко, картинка ему не выдается. Выигрывает тот, кто первым соберет 8 картинок по  заданной теме.

«Четвертый лишний».

Перед каждым игроком раскладывается по четыре картинки, одна из которых не подходит по теме к остальным трем, например: 3 животных и 1 одежда. Играющий должен назвать все картинки и исключить лишнюю, объяснив свой выбор. Используются карточки одной группы или со звуком (Л), или со звуком (Р).

«Наведи порядок».

Перед игроком в беспорядке располагаются маленькие картинки нескольких лексических тем. Он должен все картинки распределить по темам, а затем назвать обобщающим словом каждую группу предметов. Например: игрушки, одежда.

Игры на различение звуков.

Лото.

Цель: различение звуков (Л, Л`) - (Р, Р`) в произношении.

Количество играющих от 2 – 6 человек. Используются большие и маленькие карты из обеих групп. Каждому игроку  дается по две больших карты одной темы. У ведущего – маленькие карточки, которые он предъявляет игрокам, не называя картинки. Игроки называют нужные картинки и закрывают ими такие же на своих картах. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все свои картинки.

«Моем посуду».

Играют двое. У игроков с изображением букв Л (эль) и Р (эр). У ведущего – маленькие карточки по теме «Посуда». Ведущий показывает картинки, а игроки называют нужные им изображения предметов, пока не соберут по 8 штук. Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки.

Аналогично проводятся игры: «В магазин за продуктами», «Подарки друзьям», «Показ мод», «В зоопарке», «В лесу».

Игры для развития фонематического слуха.

«Звуки поссорились».

Используются маленькие карточки. Играют от 2 до 6 человек. У каждого игрока по одной карточке с буквой Л (эль) или Р (эр) и набор карточек в количестве 8 штук из обеих групп со звуками (Л, Л`) и (Р, Р`) без ориентировки на лексические темы. Игрокам предлагается разложить карточки на 2 группы в зависимости от наличия в словах-названиях картинок звуков (Л) или (Р) (звуки поссорились не хотят жить в одной коробке). При этом дети не должны называть картинки вслух. Выигрывает тот кто раньше всех правильно разложит свои картинки.

«Лишняя картинка».

В качестве «Лишней» картинки выступает такая, в названии которой отсутствует нужный звук. Лексическая тема в данной игре значения не имеет. Например, предъявляются 3 картинки со звуком (Л) и 1 со звуком (Р) и наоборот.

  Вывод: применяя в работе с детьми игровые методы и приемы, можно добиться положительной динамики в словарном, фонематическом и речевом развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5-я Международная конференция "Воспитание и обучение детей младшего возраста" Тезисы к конференции

5-я Медународная конференция "Воспитание и обучение детей младшего возраста" проодила в МГУ имени М.В.Ломоносова 12-14 мая 2016 года.Тема доклада:  "Русское народное творчество в формировании раз...

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

Доклад к районной Конференции « Инклюзивное образование: управление достижениями планируемых результатов. Проблемы, опыт, перспективы»

Доклад к районной Конференции « Инклюзивное образование: управление достижениями планируемых результатов. Проблемы, опыт, перспективы»...

ГБОУ ВПО МО "Академия социального управления"

В форме презентации   « Развитие познавательных способностей дошкольников на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях ДОО с применением компьютерной программы»...

ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»

laquo;Формирование целостной картины мира в условиях ФГОС ДО – основа экологичного воспитания дошкольников»...

Академия Социального Управления

Воспитательная деятельность в дошкольной образовательной организации:" от проектирования к успешной реализации"...