Консультация для воспитателей "Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями"
консультация на тему

Нияматова Анна Сергеевна

Консультация по книге Н.А. Рыжовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с детьми


Музейная педагогика открывает перед педагогами и детьми широкие возможности в использовании новых, интересных, продуктивных форм работы. Работники детских садов учитывают, что возможности дошкольника в силу особенностей формирования основных психических процессов (памяти, мышления, речи, восприятия) принципиально отличаются от возможностей не только взрослого, но и учащегося школы. Поэтому методы и приемы, разрабатываемые в музейной педагогике для учащихся школ, адаптируются, а иной раз и принципиально меняются. Можно сказать, что педагоги детского сада создают своеобразный
комплекс форм и методов работы с детьми на базе мини-музеев с учетом особенностей традиционной музейной педагогики и дошкольного образования. В работе с детьми применяются как традиционные, так и инновационные технологии. Так, традиционная форма — беседа, рассказ — нередко сопровождаются

использованием мультимедийных средств. Как уже отмечалось, многие мини-музеи создаются на основе
собранных детьми и родителями коллекций. Коллекции природных материалов можно собирать даже во время прогулок, экскурсий. Однако следует помнить, что у дошкольников иное отношение к коллекциям, чем у взрослых. Для дошкольников главная ценность коллекции заключается не в уникальности экспонатов, а в том, что с коллекцией можно играть, можно превратить ее в сокровище, спрятав в красивую шкатулку, рассмотреть предметы, разложить их в определенном порядке и даже превратить в живых существ или сказочных героев. Этот факт необходимо учитывать при создании коллекции или мини-музея в 
детском саду. В противном случае коллекция может стать просто способом самовыражения определенного педагога и частью отчета о работе.
По мере создания мини-музея воспитатель рассказывает об экспонатах, организует условия для самостоятельной деятельности детей, проводит семейные мероприятия. В работе с дошкольниками используются разнообразные приемы, формы и методы. При этом важно помнить и о некоторой специфике работы на базе мини-музеев.
Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый
увлекательный рассказ педагога. Иногда целесообразней разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки.
Но если педагог способен удержать внимание детей, то за одно посещение можно рассмотреть сразу несколько тем.
Конечно же, дошкольники обращают внимание и на другие стенды, рассказ о которых, возможно, не входит в сегодняшние планы педагога. В этом случае можно использовать такой тактический ход. Воспитатель говорит: «Об этом мы поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим внимательно посмотреть на стенд (рассмотреть витрину) и догадаться, о чём (воздух, дерево, вода и т.д.) мы хотели вам рассказать». Времени на обсуждение дается совсем немного. Воспитатель не отвечает на вопросы детей, не дает наводящих вопросов. В ответ на детские предположения и вопросы отвечает: «Мы поговорим об этом в 
следующий раз». Если дети отлично сориентировались в материале, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.
Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможен и другой вариант. Педагог предлагает детям подойти к интересующему их разделу вместе с родителями и рассказать на следующий день о том, что они узнали, остальным детям.

Игры для мини-музея

Поскольку ведущей деятельностью дошкольника является игра, в каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Содержание и виды игр обычно зависят от тематики мини-музея (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические
и т.п.). Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. Ниже приводится описание ряда «универсальных» игр, которые можно использовать при работе в любом мини-музее. Важно, что их правила хорошо знакомы детям. Педагог лишь изменяет содержание заданий в зависимости
от тематики музея.

Лото


Лото является одной из самых любимых настольных игр ребят вот уже на протяжении многих десятилетий. Предложенная Ф. Фребелем более 200 лет назад игра со временем не претерпела серьезных изменений. Игра состоит из большой карты с изображением главного предмета и набора маленьких карточек с изображениями предметов, которые соотносятся с главным по определенным качествам. Педагог может самостоятельно разработать и изготовить эту увлекательную игру с учетом темы мини-музея. Например, в мини-музее песка это может быть лото «Животные песчаной пустыни», «Как люди используют песок»; в мини-музее опавших листьев — «Такие разные листья», «Кому нужны листья»; в мини-музее воздуха — «Как человек использует воздух», «Летающие животные», «Летающие семена» и т.п.

Бродилки


Для этой игры требуется большое полотно (поле), на которое нанесен маршрут в виде линии, а также фишки по числу играющих и игральный кубик с числовым обозначением на гранях. Выбрасывая кубик, ребенок определяет количество ходов, которое он должен сделать. На маршрутной линии на небольшом расстоянии друг от друга расположены остановки — разноцветные кружки. Цвет кружка обозначает задание, которое должен выполнить ребенок. Это может быть пропуск одного хода, возвращение на один-два хода назад или продвижение на столько же ходов вперед, разрешение сделать еще один, дополнительный ход.
Игру можно изготовить самостоятельно. Для этого педагог подбирает по теме музея постер, плакат, например, «Пустыня». На плакате фломастером или бумажными полосами наносится маршрут, на который приклеивают разноцветные кружочки — остановки. Педагог определяет, что будут обозначать цвета остановок. Например, красный цвет означает, что участник игры должен вспомнить животное, которое обитает в пустыне, зеленый — отгадать загадку (загадки могут быть написаны на специальных
карточках, которые входят в состав комплекта игры), желтый — нужно изобразить животное в виде пантомимы. Если ребенок затрудняется выполнить задание, он может либо пропустить один
ход, либо отдать фант, который по окончании игры будет выкупать, выполняя забавные задания. Такую игру можно выполнить по любой теме музея.

Солнышко


Для игры потребуются набор карточек-заданий и деревянные прищепки разного цвета (рис. 1). Карточка-задание — это круг, разделенный на шесть-восемь секторов. В каждом секторе изображена картинка. В центре круга находится основной символ, который определяет тему игры. Символ помогает детям понять
задание без помощи взрослого. Например, если в центре изображена капелька, ребенок должен найти животных, для кого вода является «домом», местом обитания. Содержание нескольких картинок в секторах связано с темой игры, остальные картинки не имеют к ней отношения. Выполняя задания, ребенок отмечает
нужные (то есть относящиеся к данной теме) сектора, к примеру, синими прищепками, а не относящиеся к ней, — красными. Карточка с выполненным заданием благодаря прищепкам становится похожей на солнышко.

Ящик ощущений


Ящик ощущений используется как для самостоятельной деятельности детей, так и для выполнения заданий педагога. Для его изготовления не требуется много усилий. Можно взять коробку из-под обуви, посылочный ящик. Хорошо, если крышка легко открывается: через нее предметы помещают внутрь. Один из
вариантов ящика — ящик с передней выдвижной (то есть поднимающейся вверх) крышкой. В этом случае дети видят то, что лежит внутри ящика. При этом ребенок, который ощупывает предмет, не может рассмотреть содержимое. По бокам ящика проделывают два отверстия. Их диаметр позволяет ребенку засунуть руки внутрь. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепляется рукав от старой детской кофты или верхняя часть старого носка. Ящик можно украсить разными наклейками (лучше всего сделать их съемными и менять в зависимости от тематики мини-музея) или обшить красивой тканью, привлекающей
внимание дошкольников. Время от времени воспитатель кладет в ящик различные предметы. Задача детей: определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам они это сделали. Дети старшего возраста занимаются с ящиком самостоятельно: один из них прячет предмет, другой определяет его на ощупь, то есть в группах старших дошкольников можно поместить ящик в уголок самостоятельной деятельности. Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, перед
началом экскурсии в мини-музей. Если в ящике лежит камень, дети отправляются в мини-музей «Волшебный мир камня», если кусочек коры — в мини-музей «Такая разная кора», если книга — в мини-музей книги.
Для любого мини-музея можно также изготовить целый набор хорошо знакомых детям и любимых ими игр, например, «Четвертый лишний»; «Найди пять отличий»; «Разрезные картинки» (Для этой игры можно взять подходящие картинки из старых настенных иллюстрированных календарей. Задача детей — сложить части картины так, чтобы получилась фотография.); «Угадай, что в мешочке»; «Лабиринт»; «Чья тень?» (Узнай по силуэту).

Заключительный, обобщающий этап


Заключительный этап начинается после завершения создания мини-музея. Однако и на этом этапе возможны различные изменения в мини-музее: пополнение экспозиции или замена экспонатов, изменение в оформлении, расширение пространства мини-музея. Проводится торжественное «официальное» открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп, учеников близлежащей школы, сотрудников музеев и других представителей социума. Дошкольные учреждения, которые углубленно занимаются музейной педагогикой, нередко получают официальный сертификат, подтверждающий статус их музея
как музея образовательного учреждения. Разрабатываются и проводятся экскурсии (взрослыми для
детей, детьми для детей и детьми для взрослых), организуются праздники, спектакли, дни музеев, дни открытых дверей, во время которых дошкольники и их родители могут посещать все
музеи детского сада, выставки рисунков, поделок. Особое внимание следует обратить на разработку оригинальных экскурсий, например, экскурсий-путешествий (путешествие во времени, путешествие в лес, путешествие по земному шару). Среди педагогов проводится конкурс на лучший мини-музей. (Такой конкурс должен быть стимулом для развития системы мини-музеев в детском саду.) Можно приурочить проведение конкурса к Международному дню музеев — 18 мая.
В детский сад приглашаются сотрудники местных музеев, родители, чья специальность так или иначе связана с музеями или с тематикой мини-музеев. Оформляются визитки, билеты, приглашения в мини-музеи (например, для родителей, для ветеранов, для детей других групп).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА» С.НИКОЛО-БЕРЁЗОВКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Тема: «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями»

Выполнила: Нияматова А.С.

                                                                                                                                      воспитатель 1 категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мини- музей «По морям, по волнам» в детском саду как форма работы с детьми и родителями ."

В продолжение презентации по музейной педагогике "Мини- музей в детском саду" предлагаю проект педагогической деятельности....

Презентация "Формы работы с детьми и родителями в период адаптации к детскому саду, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Презентация "Формы работы с детьми и родителями в период адаптации к детскому саду, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

презентация Мини- музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями

Мини- музей – результат общения и совместной работы детей и их родителей...

Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Цель: Обогащение воспитательно-образовательного  пространства новыми формами работы  с детьми и их родителями. Задачи:     ·...

формы работы с детьми и родителями по теме "Театрализация в детском саду"

Наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями...

Консультация для родителей «Мини – музей в детском саду, как форма взаимодействия с детьми и родителями»

Цель работы нашего ДОУ с родителями:является создание единого образовательного пространства: «Детский сад – семья».Тема музейной педагогики остается актуальной, так как реш...

Консультация для родителей «Мини – музей в детском саду, как форма взаимодействия с детьми и родителями»

ldquo;Только вместе с родителями, общими усилиями,педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”.В. А. Сухомлинский...