Проект "Краснознаменск - город, в котором мы живем"
проект (подготовительная группа) на тему

Малая Лидия Юрьевна

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с  детьми   по  ознакомлению  с  городом,  где  они  живут,  необходимо применить проектный метод.  Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зарождаем в их сердцах любовь к родному городу, к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Краснознаменск – город, в котором мы живем».

Выполнила: воспитатель МБДОУ №1 «Колокольчик» г. Краснознаменск Малая Л.Ю.

Номинация «Конкурс патриотических практик».

Актуальность проекта.

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с  детьми   по  ознакомлению  с  городом,  где  они  живут,  необходимо применить проектный метод.  Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зарождаем в их сердцах любовь к родному городу, к Родине.

Цель:

Воспитание у воспитанников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему родному городу,  расширение кругозора.

Задачи:

1. Расширить и углубить знания детей о городе Краснознаменске, его истории, достопримечательностях, богатствах города, знаменитых уроженцах;

2. Ознакомление дошкольников с достопримечательностями родного города, посредством создания условий  в группах  (патриотические уголки), на территории сада (оформление тематических цветников, создание макетов памятников и малых архитектурных форм), за территорией сада (организация экскурсий, целевых прогулок);

3. Знакомство детей с достопримечательностями города, с историей создания памятников;

4. Развивать интерес к истории своего города;

5. Закрепление представлений о родном городе, посредством использования развивающих игр, заданий;

6. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать уважение к труду - краснознаменцев, создающих красивый город.

7. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города.

Тип проекта:

- исследовательский, прикладной;

- групповой;

- средней продолжительности (6 месяцев)

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Прогнозируемые результаты: Открытие с детьми своей «малой Родины», адаптация, самореализация дошкольника в городском социуме.

Этапы работы над проектом

 I. Запуск проекта: экскурсии и беседы.

1. Экскурсии по улицам города. При этом обращалось внимание, какие у нас улицы, какие названия.

2. Опрос детей, в каких местах они любят гулять с родителями. Оформление альбома с фотографиями детей в этих местах.

3. Просмотр открыток с видами города и обсуждение аналогичных вопросов. 

4. Организация экскурсий по ближайшим улицам города;

5. Проведение бесед на темы «Флаг, герб города Краснознаменска», «История нашего города», «Чем славен наш город?», «Самые красивые места в нашем городе», «О названиях улиц родного города», «Что мне нравится в нашем городе?».

6. Просматривание видео- и фотоматериалов об истории города Краснознаменска и его достопримечательностей.

II. Планирование проекта

1. Создание инициативной группы по реализации проекта, в состав которой входят - родители, дети подготовительной группы, воспитатели.

2. Для осуществления проекта планировалось проведение следующих мероприятий:

а)   занятие «Моя Малая Родина»;

б) конкурс рисунков (детских) и создание альбома «Любимые места г. Краснознаменска».

б) экскурсия в музеи города Краснознаменска, изучение истории города.

в) оформление фотоальбома «Достопримечательности нашего города», «Краснознаменск – вчера и сегодня».

г) создание дидактических игр по теме проекта.

III. Выполнение проекта

В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, анализируется результаты.

IV. Подведение итогов

1. Провести родительское собрание «Краснознаменск – город, в котором мы живем» с участием родителей, интересных людей города, на котором планируется продемонстрировать выполненные в ходе проекта творческие работы, сообщить о совершенных практических делах.

2. Обсуждение результатов работы, хода действий каждого, выявление причин успехов и неудач.

3. Создание презентации «Экскурсии по памятным местам города».

Описание реализации проекта.

В настоящее время развитие ценностного отношения к родному городу актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как часто в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Задача педагогов и родителей:  как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

И большую часть этих задач можно решить через экскурсии.

Экскурсии – это удивительная форма взаимодействия с детьми. Именно «взаимодействие», а не работа. Экскурсии обогащают детей новыми знаниями о родном городе, способствуют воспитанию у них чувства гордости за свой город.

Проводя экскурсию, есть возможность рассмотреть не одну тему, а несколько. Проводя экскурсию к памятнику, можно параллельно провести дополнительное занятие на выбор: о правилах поведения в городе, как меняется город при смене времени года, правила дорожного движения и большое количество других тем связанных с городом. Очень важно проводить экскурсии в краеведческий музей города, местные музеи, библиотеки,  дежурные организации (полиция, скорая помощь, пожарная часть и т.д.)

Прежде всего, мы подобрали краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогатили развивающую среду материалами о г. Краснознаменск (книги, картинки, репродукции, фотографии). В последствии собранные фотографии были оформлены в альбом «Краснознаменск – вчера и сегодня».

Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Мы старались согласовать тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, играми детей; создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители) разрабатывали экскурсионно маршруты по городу.

В процессе поисковой деятельности дети познакомились c историей Краснознаменска: как возник город на этом месте, почему носит такое интересное название. Выяснили, что очень долгое время город назывался Голицино-2, и лишь почти 30 лет назад, когда город был награжден орденом Трудового Красного Знамени, он приобрел свое сегодняшнее название – Краснознаменск.

В названиях многих улиц нашли отражение история города, страны и знаменитых людей живших и работающих в нем (улица Шлыкова – в честь начальника КИК Н.Ф. Шлыкова, который и предложил название «Краснознамеск», улица Гагарина – в честь первого человека, полетевшего в космос, улица Краснознаменная – в честь присвоенного ордена Трудового Красного Знамени и т.д.).

Особо заинтересовал ребят вопрос о названии улицы, на которой находится детский сад. Какого же было их удивление, когда они узнали, что улица Советская была одной из первых, которая появилась в городе и единственная из трех сохранившаяся с того времени (улицы Трансформаторная и Малинная на сегодняшний день не сохранились). По великой удаче дети увидели 3-х этажный жилой дом из красного кирпича «дом летчиков» или «красный дом», который был первым построен на этой улице. К сожалению, во время строительства новых домов этот дом был снесен.

В процессе рассматривания книг, фотографий, экскурсий и целевых прогулок дети выяснили, что в городе много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы, библиотека, Молодежный центр. В ходе экскурсий дети несколько раз посетили детскую библиотеку города, Центр развития творчества детей и юношества, Дом офицеров на площади Ленина.

Особенно важной явилась работа по ознакомлению детей с музеями города. Дети уже знали, что такое музей, для каких целей он создается, когда возникли первые музеи, какие бывают музеи, совершали заочные путешествия по Третьяковской галерее, Эрмитажу. Теперь же они узнали о музеях родного города.

В Краснознаменске на сегодняшний день работает 4 музея: музей космической техники (Дом офицеров), музей космонавта Героя Советского Союза Г.С. Титова (лицей №1), музей маршала Г.К. Жукова (школа №4), музей истории города (ЦРТДЮ). Кроме этого в Краснознаменске существует выставка военного костюма (в Доме офицеров), где собраны уникальные документы, коллекция военных мундиров, экспонаты Великой Отечественной войны.

Музеи города уделяют большое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения, что позволяет заложить основы любви к родному очагу, к семье, любимому городу, к достижениям нашего народа. История нашей Родины богата славными делами и положительными примерами лучших сынов и дочерей Отечества и особенно в области космонавтики.

Во время экскурсий или семейных походов детьми были посещены все музеи города.

На протяжении всего проекта детьми были осуществлены экскурсии к памятным местам города:

  1.  Доска почета Краснознаменска с макетом ракето-носителя и капсулой времени;
  2. Памятный камень на аллее Памяти;
  3. Стелла с космической символикой;
  4. Памятник покорителям космоса;
  5. Памятник Ленина;
  6. Мемориальный комплекс-сквер имени космонавта Германа Степановича Титова;

7. Аллея «Сосновая», заложенная в 2011 году благодарными потомками в память о подвиге воинов-защитников, тружеников тыла и победителей, вернувшихся с фронтов ВОВ 1941-1945 гг.

8. Мемориал «Парк Победы».

По результатам экскурсий были созданы альбомы «Достопримечательности нашего города», «Краснознаменск – вчера и сегодня», были сделаны дидактические игры «Фотограф», «Заколдованный город», «Герб города», «Где находиться памятник», «Гости города».

Как итог проекта было проведено родительское собрание «Краснознаменск – город, в котором мы живем» с участием родителей, интересных людей города, на котором были продемонстрированы выполненные в ходе проекта творческие работы, были сообщены результаты проекта. Была создана и продемонстрирована презентация  «Экскурсии по памятным местам города».

Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что такой способ организации в ходе реализации учебного тематического проекта позволил добиться значительных результатов с помощью объединения усилий и эффективного использования коммуникативных умений всех участников педагогического процесса. В результате проведенной работы была создана среда для нравственного-патриотического воспитания современного дошкольника. В ходе проекта у детей формировались навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний.

Благодаря целенаправленной работе по ознакомления дошкольников с родным городом, у детей расширились представления о родном городе, об его историческом прошлом, о достопримечательностях, памятных местах, музеях и трудовых буднях жителей города.

У детей появился интерес к родному городу, что отразилось в их рассказах, рисунках, уважительное отношение к истории родного города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Город в котором я живу"!

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...

Проект "Город, в котором я живу"

.Паспорт  поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации  этого проекта....

Презентация детского проета "Город в котором я живу"

Данная презентация познакомит педагогов с последовательность работы по детскому проекту. Фотографии представят наработанный материал, раскроют практическую деятельность детей....

Город в котором я живу

Цель: дать первые представление о названии родного города, побуждать рассказывать детей о том, где они живут. Учитьт различать город и село....

Праздник посвященный юбилею города. « Нефтекамск - город, в котором мы живем »

Данное занятие провацирует детей проявлять интерес к информации, которую получают, во время общения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и позн...

Книга - путеводитель по городу Нефтекамск «Город, в котором мы живем»

Практический результат проектной деятельности - Сборник семейных проектов....

«Город, в котором я живу» Тема: «Мой любимый город»

Цель: Воспитание  у  детей  патриотических чувств, гордость за город, в котором  они   живут, за  свою  малую  Родину.  Задачи:1)уточнить и систе...