Коммуникативные игры,как средство развития коммуникативных навыков.
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему

Надежда Петровна Валицкая

Развитие коммуникативных навывков детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

    Коммуникативные игры направлены на развитие коммуникативных навыков, т.е. навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умения слушать и слышать другого человека, развитие эмоциональной сферы. Коммуникативные игры предполагают совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

  • С помощью коммуникативных игр у детей:
  • Снимаются телесные зажимы;
  • Происходит эмоциональная разрядка;
  • Развиваются воображение, мимика и жестикуляция;
  • Активизируется внимание;
  • Легче осваиваются правила поведения;
  • Повышается самооценка.

   Перед специалистами дошкольной организации стоит важная и ответственная задача: помочь ребенку преодолеть такие опасные тенденции, которые порождают различные трудности в общении, - либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность. Детям с подобными проблемами общения необходимо помочь преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких людей.  Сложность решения этой задачи в том, что традиционные педагогические методы (объяснение, демонстрация положительных примеров, а тем более поощрение и наказание) здесь бессильны. Для решения этой задачи может использоваться система коммуникативных игр. Коррекционная работа начинается прежде всего с преодоления отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушении защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников может снять этот страх. С этой целью следует проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей. Это такие игры, как: «Позови ласково», «Доброе слово», «Волшебные очки», «Царевна-Несмеяна», «Давайте хвалиться!», «Комплименты» и т.д. Следующая линия коррекционной работы направлена на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова. Задача педагога – привлечь внимание ребенка к сверстникам, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому «уподоблению» - важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. На формирование этой способности направлены многие детские игры: «Испорченный телефон», «Смелый заяц», «Жужа» и т.д. Коммуникативные игры предоставляют возможность непопулярным, обособленным детям самим выразить поддержку другим, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, ребенок может получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость своим сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнеров объединяют детей и создают чувство причастности. Эта забота не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: помочь беспомощной «кукле», «старенькой бабушке» или уступить дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого. Стимулируют взаимопомощь и заботу о других, такие игры, как «Салочки-выручалочки», «Старенькая бабушка» и т.п. Большое количество коммуникативных игр учит детей согласовывать свои действия и договариваться с другими. Такие игры, как «Газета», «Ладонь в ладонь», «Поварята» и др. способствуют налаживанию нормальных отношений со сверстниками и готовят «трудных» детей к сотрудничеству.

Примеры коммуникативных игр:

Целью игры «Старенькая бабушка» является развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости. Дети разбились на две команды – бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза – они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти приходится через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Условно обозначаем, где проезжая часть, и несколько детей становятся «Машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков – не только перевести «старичков через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

           Игра-упражнение «Ёлочка» направлена на повышение уровня сформированности моральных чувств. Дети становятся в круг. Желающий становится в центре с шишкой в руках – это «ёлочка». Детям даётся инструкция: «Представьте себе, что скоро – Новый год, и нам нужно украсить елочку. Жаль конечно, что у нас нет настоящих игрушек, но мы можем повесить на елку волшебные игрушки, внутри которых спрятано что-то хорошее: крепкая дружба, веселый смех, смелость, честность, ласковая улыбка. Пусть каждый из вас придумает, какую игрушку он хочет повесить на елочку, а потом подойдет, повесит и скажет о своей игрушке вслух. Ведущий показывает, как нужно «вешать игрушку», обязательно прикасаясь к «иголкам» - телу ребенка. Игра заканчивается хороводом вокруг елки и какой-нибудь песенкой.

Цель игры «Газета» - развитие коммуникативных навыков и преодоление тактильных барьеров. На пол кладутся развернутые газеты, на каждую встают по четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится.  На газету дети встают после определенного сигнала, например, хлопка. До сигнала дети свободно двигаются по групповой комнате.

           Игра «Сотворение чуда» развивает коммуникативные навыки, эмпатийные способности. Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь: Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)» или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место). Эта игра проводилась преимущественно на улице во время прогулки. Дети очень любят играть с разным природным материалом. Необходимо было выбрать пару себе и решить, кто в паре будет волшебником, а кто грустным человеком, которого надо развеселить.

Игра «Войди в круг – выйди из круга» (автор – К. Фонель) направлена на развитие эмпатии, отработку способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации. Дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг – уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

Игра «Клубочек» развивает коммуникативные навыки. Дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Игра «Клубочек» развивает коммуникативные навыки. Дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Игра «Ладонь в ладонь» направлена на развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников."

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз...

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников."

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз...

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир....

Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...

Коммуникативные игры,как средство развития коммуникативных навыков

Коммуникативные игры направленына развитие коммуникативных навыков, т.е. навыков конструктивного общения, умения слушать и слышать и слышать другого человека, развитие эмоциональной сферы....

МАСТЕР-КЛАСС «ДАВАЙТЕ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ» КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ C ОВЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ И РОДИТЕЛЕЙ.

коммуникативные игры помогут родителям лучше понять своих детей. детям войти в социальный мир,  помогут сформировать у них социальную уверенность....