"Сказка лучше таблетки" (Развивающие возможности сказки)
консультация (подготовительная группа) на тему

Елена Васильевна Краснова

Какие сказки предпочитает ваш ребенок? Узнав, кто его любимый сказочный персонаж, можно предположить, что тревожит вашего малыша, о чем он мечтает?!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_luchshe_tabletki.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказка лучше таблетки»

(Развивающие возможности сказки).

Какие сказки предпочитает ваш ребенок? Узнав, кто его любимый сказочный герой, можно предположить, что тревожит малыша, о чем он мечтает.

Кате  пять лет. Каждый вечер перед сном она требует почитать ей про Белоснежку. В этой сказке у девочки в доме поселяется огромный, недобрый медведь, который убивает вредного карлика, а сам превращается в прекрасного принца. Девочка знает эту историю наизусть. Маме сказка давно надоела, но на предложение почитать что-нибудь другое Катя капризно тянет: „Не-ет, про Белоснежку, ну, пожалуйста!» С самого рождения Катя живет вдвоем с мамой. Недавно у мамы появился друг, который часто приходит в гости. Девочка его побаивается, но, видимо, ожидает, что он станет для них с мамой прекрасным принцем и защитит от любых неприятностей.

Ребенок интуитивно выбирает ту сказку, которая отвечает на какие-то его вопросы, разрешает болезненные сомнения. Когда проблема решена или отходит на второй план, отпадает и необходимость в данной сказке. И ребенок сам говорит: «Почитай что-нибудь другое!». Наиболее ценные, целебные сказки те, что передавались из поколения в поколение. Существует ряд сюжетов, которые встречаются практически у всех народов мира. Это вариации Золушки, Красной Шапочки, Спящей красавицы. Живут в веках легенды о подвигах богатырей и доблестных рыцарей, о злых драконах и могучих волшебниках. Отбор временем прошли сказки, которые не только развлекали, но учили жизни и врачевали душу. Старенькая бабушка со своими сказками была для внучат одновременно участковым терапевтом, невропатологом и психологом.

Поэтому, читая детям хорошие книги современных писателей, не стоит забывать и старые добрые сказки! Несмотря на детский интерес к черепашкам-ниндзя или телепузикам, этих героев не назовешь равноценной заменой семи богатырям.

Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, воспитывая своих чадушек, так разнообразны и неожиданны! Трудно бывает подобрать к той или иной ситуации подходящую готовую сказку. Некоторые страхи современных детей и не снились нашим предкам. Вряд ли где-нибудь вы найдете сказку о том, как Иванушка-Дурачок победил Фредди Крюгера, вредных микробов или иные трудности. Тогда можно придумать новую сказку самим. Кстати, многие известные сказки (например, о Карлсоне или Винни-Пухе) сочинялись авторами для собственных детей и лишь потом стали известны широкому кругу читателей.

Существует целое направление психотерапии, которое так и называется "сказкотерапия", или "сказкокоррекция". Психолог сочиняет сказку, помогающую ребенку избавиться от тревоги и страхов, повысить уверенность в себе, научиться общаться, освоить другую модель поведения и т.д. Сказкотерапия бывает особенно эффективна в случаях детского упрямства, капризов, конфликтов со сверстниками и близкими... Вы и сами можете помочь своему ребенку (если, конечно, дело не в тяжелой психологической травме или семейной трагедии). Ваш сынишка ужасно упрям? Придумайте историю про «одного мальчика, который все делал наоборот». Веселая сказка подействует гораздо лучше, чем нотации и наказания. Дочка не хочет умываться и чистить зубы? Поможет история о волшебной воде, которая превращает обычных девочек в сказочных красавиц. Главное, чтобы сказка помогла иначе взглянуть на ситуацию или подсказала выход из нее.

А еще лучше сочинять сказку вместе с детьми. Малыш сам направит сюжет в сторону тревожащих его проблем, а вы, вероятно, откроете что-то новое в душевном мире ребенка. Чтобы сказка получилась интересной и полезной, необходимо соблюдать несколько правил.

  • Сказку надо сочинять в хорошем настроении, никуда не торопясь.
  • Прекрасно, если ребенок воспримет это как новую увлекательную игру. Не стоит отрывать его от любимого занятия, иначе сказкотерапия не принесет плодов. Такая сказка уместна перед сном, во время прогулки.
  • Герой или героиня должны быть близки ребенку. Если вашему чаду нет ещё пяти лет, лучше сочинить сказку про симпатичного зайчика, мышку, львенка. Для детей постарше главным персонажем может быть ребенок одного с ним пола и возраста. Но не стоит давать герою сказки имя вашего малыша. Ребенок и сказочный персонаж - не одно и то же.
  • События, происходящие с героем сказки, его переживания должны быть похожи на те, которые травмируют ребенка в реальной жизни. Но не в мелких деталях. Полезно в сказке преувеличить трудности или даже довести ситуацию до абсурда. Например, если вы решили побороться с излишней плаксивостью, можно сочинить историю о маленьком инопланетянине, который так „заплакал» свою планету, что на ней буквально сухого места не осталось. Ее жители прилетели на Землю, чтобы земляне научили их строить лодки, а люди придумали, как успокоить плаксу. В сказке должно быть волшебство, вымысел, юмор.
  • Не стоит помещать в сказку предметы и персонажей из реальной жизни (современный транспорт, оружие, ваших знакомых). Правда и вымысел должны быть разделены четкой границей. Но если сам ребенок включает в сказку жизненные реалии - пусть остаются.
  • Не подвергайте критике то, что придумывает малыш. Все, что он говорит, - ценно и обязательно должно быть включено в сказку, даже если выглядит слишком кровожадным или неприличным.
  • И конечно же, счастливый конец обязателен. Герой всегда находит выход из трудных обстоятельств, становится сильнее и красивее, а чудища оказываются смешными и нестрашными.

Вам кажется, что все это слишком сложно? Вы никогда раньше не придумывали сказок и по школьным сочинениям у вас были одни лишь тройки? Не беда, пусть сказка получится странная и нескладная. Для ребенка это все равно будет самая лучшая сказка потому, что сочинена для него, вместе с ним и о его проблемах.

А если кроха совсем не хочет сочинять сказку?                  

Возможно, вы выбрали неподходящий момент (см. первое правило). А может быть, малыша пугают слова "давай сочинять", потому что он не уверен, что у него получится? Начните сказку сами, выбрав героем любимую игрушку ребенка. "Давай играть, как будто Мишутка пошел гулять... куда? ... И встретил ... кого? ... Динозавра? Это ты здорово придумал!..." Похвалите малыша, и ему понравится сочинять. А потом можно сделать настоящую книжку - записать сказку, нарисовать красочные картинки, прочно сшить листы. Это и будет для ребенка самая ценная и интересная книга домашней библиотеки. И, возможно, именно ее он впервые прочтет сам.

Сочинение сказки дает радость совместного творчества, сопричастности к общей тайне. Вы налаживаете теплый эмоциональный контакт с ребенком, учитесь понимать друг друга. Ощущение вашей любви и безраздельного внимания делает малыша более счастливым и уверенным в себе! Ребенок учится связно и интересно выражать свои мысли. Он тренирует логическое мышление, ведь в сказке одно вытекает из другого, все взаимосвязано, Воспитывается творческая личность с развитой фантазией и воображением. Конечно, сказка - не панацея от всех трудностей воспитания, но хорошая альтернатива наказаниям, нотациям и уговорам.

Краснова Елена

Педагог-психолог МБДОУ д/с № 12 «Белочка» город Котовск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетный проект «Использование возможностей сказки в работе логопеда»

В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-разв...

Психологические возможности сказки для развития детской личности

В работе описаны  психологические механизмы влияния сказки на личность ребенка, использование сказок в психокоррекционной работе и психодиагностике, формы работы со сказкой....

Конспект занятия - викторины "Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"

Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок....

Конспект занятия - викторины "Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"

Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок....

Конспект- викторина " Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"

Систематизирование знания детей о литературных произведениях, прочитанных ранее, об особенностях сказочного жанра. Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать об...