Развитие креативности старших дошкольников в процессе художественного экспериментирования
методическая разработка на тему

Грауслис Нина Николаевна
ÒЭкспериментирование понимается как вид ориентировочно-исследовательской деятельности детей.
ÒРазвиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует обогащению опыта самостоятельной творческой деятельности и саморазвитию ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aksenova_n.pptx248.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие креативности старших дошкольников в процессе художественного экспериментирования

Слайд 2

Актуальность Экспериментирование понимается как вид ориентировочно-исследовательской деятельности детей. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует обогащению опыта самостоятельной творческой деятельности и саморазвитию ребенка.

Слайд 3

Актуальность В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова , А.Н. Поддьякова , О.В. Дыбиной , И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир , А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования, особенности вариативного поиска школьников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков ), рассмотрены возможности организации экспериментирования в образовательном учреждении (О.В. Дыбина , Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир ).

Слайд 4

Актуальность Термин «художественное экспериментирование» впервые появляется в научных работах И.А. Лыковой, Т.С. Комаровой, под которым понимается «экспериментирование ребенка с различными художественными материалами, средствами художественной выразительности и способами (техниками) создания образа, которое предваряет целеноправленное обучение и тем самым обеспечивает приобретение позитивного опыта собственных «открытий» и ошибок»(с. Лыкова И.А.с36).

Слайд 5

Актуальность И.А. Лыкова рассматривает экспериментирование, как особую деятельность, имеющую высокий потенциал общего познавательного, эвристического и творческого развития детей; самостоятельную деятельность, рассматриваемую с позиций педагогической ценности как показатель художественно-творческого развития, индикатор сформированности эстетического отношения к миру.

Слайд 6

Актуальность Экспериментирование дошкольников в художественной (изобразительной и дизайн-деятельности ) направлено на познание возможностей изобразительных материалов, техник и преобразование выразительных средств (элементов художественного языка) для создания выразительных визуальных образов и дизайн-объектов .

Слайд 7

Актуальность Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития креативности дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность художественного экспериментирования, которое так или иначе входит в современную педагогическую практику, его структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику его становления в образовательном процессе. Данный факт ощутимо затрудняет реализацию возрастного потенциала исследовательской активности дошкольников

Слайд 8

Креативность Для уточнения понятия « креативность » проанализированы работы Т.А. Барышевой , А.М. Матюшкина, Н.Н. Савиной, Э.В.Снимщиковой , М.А.Холодной. Мы рассматриваем креативность как творческий ресурс человека, способность создавать и реализовывать инновационные идеи.

Слайд 9

Противоречия Между актуальными интересами детей к различным видам экспериментирования и недостаточным использованием этого мотивационного ресурса в развитии творческого потенциала дошкольников Между потенциалом художественного экспериментирования в развитии креативности детей и недостаточной разработанностью методических материалов для использования в педагогическом процессе

Слайд 10

Проблема исследования Заключается в необходимости изучения возможностей и развивающего потенциала художественного экспериментирования в развитии креативности детей старшего дошкольного возраста

Слайд 11

Цель исследования теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия и потенциал художественного экспериментирования как средства развития креативности старших дошкольников

Слайд 12

Объект и предмет исследования Объект исследования: педагогический процесс использования художественного экспериментирования как средства развития креативности у дошкольников Предмет исследования: особенности развития креативности дошкольников в художественно- экспериментальной деятельности.

Слайд 13

Гипотеза Освоение художественного экспериментирования как поиска способов создания выразительного образа будет способствовать развитию креативности старших дошкольников при следующих условиях: 1.Обогащения художественного опыта детей в процессе восприятия произведений художников-экспериментаторов в классическом и современном искусстве 2.последовательной и усложняющейся работе по обогащению опыта художественного экспериментирования (с элементами художественного языка, изобразительными техниками, материалами, приемами, способами создания образа); 3. использование различных визуальных стратегий, методов и приемов, стимулирующих создание выразительных образов в процессе художественного экспериментирования; 4. стимулирование интереса детей к художественному экспериментированию в процессе освоения изобразительной деятельности

Слайд 14

Задачи: Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования Уточнить содержательное наполнение основных понятий исследования « креативность », «художественное экспериментирование». Разработать диагностический инструментарий для изучения проблемы развития креативности в художественно-экспериментальной деятельности дошкольников. Выявить особенности освоения учащимися художественного экспериментирования Экспериментально определить педагогические условия , эффективные для развития креативности старших дошкольников Разработать и реализовать педагогический проект, направленный на развитие креативности в художественно-экспериментальной деятельности дошкольников, определить его эффективность. Составить методические рекомендации педагогу по работе с детьми, ;

Слайд 15

Теоретико-методологические основы исследования Учение о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); Концепция личностно-ориентированного педагогического процесса (А.Г. Асмолов , В.В. Сериков, Н.Ф. Голованова, И.С. Якиманская , И.А. Лыкова); Концепция развития познавательной деятельности и экспериментирования в (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков , А.Н. Поддьяков ,. Дыбина , Л.М. Маневцова , И.Э. Куликовская); Понимание творчества, и творческих процессов ( Л.С.Выготский , О.М. Дьяченко, Н.А.Ветлугина), креативности ( Е.П.Торренс , Т.А. Барышева , Е.М.Торшилова ,); Концептуальные исследования в области художественной деятельности у детей, развития эстетического отношения к действительности (И.А. Лыкова, Р.М. Чумичева ), эстетических способностей - как основы детского творчества (Е.М. Торшилова , Т.А. Барышева , Н.П. Сакулина , Н.А. Ветлугина). Концепция развития ребенка как субъекта художественной деятельности (А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт , Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева, Л.М. Кларина, Р.М. Чумичева , Н.Г. Косолапова, А.И. Раев , Г.И. Вергелес , Т.А.Барышева )

Слайд 16

Теоретическая и практическая значимость Теоретическая значимость . В работе будут выявлены и обобщены особенности развития креативности у старших дошкольников в процессе освоения художественного экспериментирования, уточнен термин «художественное экспериментирование» для ступени дошкольного образования. Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностического инструментария и педагогического проекта по развитию креативности у старших дошкольников средствами художественного экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Методические рекомендации для педагогов «Развитие креативных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Методические рекомендации для педагогов включают в себя цель, задачи, формы и методы работы по  развитию  творческих способностей  детей в условиях детского сада в процессе ознакомления...

Презентация"Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования"

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования .Подготовила воспитатель ДОУ "Подснежник"76 Сагдарова Эльза Рауфовна.Главным факторо...

Проект "Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Пояснительная запискаДошкольное детство - важнейший период становления человеческой личности. Это время активного развития психических функций, период, когда ребенок открывает для себя мир социальных ...

Развитие речи старших дошкольников в процессе художественно продуктивных видов деятельности

Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного зап...

Развитие мышления старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

В данной статье поднимается вопрос о важности и необходимости развития мышления старших дошкольников в процессе экспериментирования и обосновывается ее целесообразность. А также демонстрируются резуль...