Консультация для педагогов Тема: «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе художественного экспериментирования»
консультация

в системе дошкольного образования в настоящее время приоритетными будут лишь те методы и формы, которые развивают у детей дошкольного возраста способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Пребывание ребенка в дошкольном образовательном учреждении должно способствовать саморазвитию и самореализации ребенка, развитию исследовательской активности и инициативы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе художественного экспериментирования»

Автор: Потемкина Елена Васильевна

МДОБУ «Детский сад №28»

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

В связи с этим в системе дошкольного образования в настоящее время приоритетными будут лишь те методы и формы, которые развивают у детей дошкольного возраста способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Пребывание ребенка в дошкольном образовательном учреждении должно способствовать саморазвитию и самореализации ребенка, развитию исследовательской активности и инициативы.

Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

В период от 1,5 до 3-х лет для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды: Большое значение для детей этого возраста имеют игры с водой: «Узнаем, какая вода»; «Изготовление цветных льдинок»; с воздухом: «Что в пакете?» «Игры с соломинкой»; «Игры с воздушным шариком и соломинкой»; «Ветер по морю гуляет». Игры со светом, цветом: «Что в коробке?»; «Волшебная кисточка», с теплотой: «Горячо — холодно»; «Чудесный мешочек»; игры с человеком: «Веселые человечки играют»; «Нарисуем свой портрет»; «Починим игрушку»; «Наши помощники»; игры с бумагой, ее качествами и ее свойствами; древесиной, ее качествами и свойствами; с тканью, глиной и их свойствами.

На четвертом году жизни у дошкольников возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы. Начиная с этого периода очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их в результате экспериментальной деятельности. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели.

Педагогу следует продумать методику проведения опыта, вместе с ребенком осуществляет необходимые действия. Дошкольники еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым. Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую).

Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений. В среднем возрасте у детей проявляется интерес к экспериментированию с водой, песком, глиной, магнитами, светом, звуком и т. д.

Предметное наполнение центра экспериментирования должно включать в себя: лупы, большие и маленькие; ёмкости для воды; ёмкости с песком; камешки плавающие и тонущие; шарики воздушные; формочки с крышками; палочки разной длины; нитки, проволоки; металлические ёмкости; насосы.

С детьми можно организовать наблюдения за живой природой, растениями, животными, как живыми организмами, рост, потребности, размножение, характерные особенности сезонов, проводить опыты в неживой природе, воде, игры с песком, глиной, камнями, игры со светом, цветом, с человеком.

В старшей группе проводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Возросшие сложности экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности. В данном возрасте дети проявляют большой интерес к наблюдениям за живой природой, растениями, животными, как живыми организмами, питание, дыхание, размножение, к строению, значению, функций, видоизменению частей растения.

К характерным особенностям факторов внешней среды (экосистемы). В старшей группе добавляются игры с электричеством, игры со звуком, теплотой, игры с человеком, рукотворным миром, свойствами материалами.

На шестом году жизни, проведение экспериментов должно стать нормой, единственным успешным методом ознакомления дошкольников с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

В уголке для экспериментирования в подготовительной к школе группе должны быть наличие следующих материалов: стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники. Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.). Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал. Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды. Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли. Различные часы, безмен. Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта. Набор для опытов с магнитом. Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель). Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля. Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий). Более сложные схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов. Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудесный сад». Должны быть растения: приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: бегония-рекс; алоэ; хлорофитум; каланхоэ; циперус.

Метод экспериментирования как средство развития познавательно-исследовательской деятельности позволяет достичь следующих результатов: рост познавательной и речевой активности; дети овладевают способами практического взаимодействия с окружающей средой; создание мотивации к обучению; благодаря подробному отчету о проведенном исследовании, дети составляют описательный рассказ; проводимая работа позволяет на более раннем этапе приступить к формированию следующих по трудности видов рассказывания: сравнительно-описательного, творческого рассказов; знания, полученные в результате экспериментирования, переходят в жизненный опыт детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...

План самообразования на тему "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлени...

План работы по самообразованию. Тема: «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает...

План по самообразованию на тему: "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования".

Познавательно-исследовательская деятельность со взрослым сама по себе ценна для развития ребенка, а так же придает импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизируя их «изыскания...