Развитие мышления старших дошкольников в процессе детского экспериментирования
статья (старшая группа)

Киселева Наталья Алексеевна

В данной статье поднимается вопрос о важности и необходимости развития мышления старших дошкольников в процессе экспериментирования и обосновывается ее целесообразность. А также демонстрируются результаты исследования мышления детей старшей дошкольной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Киселева Наталья Алексеевна

студентка группы ППОМЗ-201

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

Институт Образования

Научный руководитель: Морозова Ирина Станиславовна

доктор.психол.н,профессор,

заведующий кафедрой акмеологии и психологии развития,

директор Института образования,

главный редактор журнала "Вестник КемГУ.

почетный работник сферы образования РФ,

член-корреспондент САН ВШ

Аннотация: В данной статье поднимается вопрос о важности и необходимости развития мышления старших дошкольников в процессе экспериментирования и обосновывается ее целесообразность. А также демонстрируются результаты исследования мышления детей старшей дошкольной группы.

Ключевые слова: мышление, экспериментирование, старшие дошкольники, развитие мышления старших дошкольников.

«Чем больше ребенок видел,

слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает

в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных

условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Высокий уровень становления научно-технического прогресса представляет человеку большие возможности в освоении различной информации, представленной в знаковых системах, накопленной человечеством за все годы его существования лишь только в том случае, если он обладает устойчивым познавательным интересом и имеет достаточный уровень становления интеллектуальных умений и навыков. Именно поэтому в настоящее время общество предъявляет высочайшие требования к уровню развития мышления подрастающего поколения, способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию.

Проблема детского мышления (мышления детей дошкольного возраста) рассматривалась многими учеными: Ж. Пиаже, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Дж. Брунером, Б. Инельдером и многими другими [3].

Мышление — одна из высших форм деятельности человека. По определению Андрея Владимировича Брушлинского «Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью». В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация) [1, с.15].

Одним из ученых, занимавшихся данной проблемой является А.В. Запорожец. Он считал, что «…целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым данный возраст наиболее восприимчив». Достигнуть данной цели можно при развитии у детей дошкольного возраста логического мышления. Так вот, мышление — «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» [4, с. 68].

Изучая данный вопрос, я столкнулась с таким явлением: не у всех детей старшего дошкольного возраста сформировано логическое мышление соответствующее возрастной норме.

Таким образом, сложилось противоречие: между необходимостью развития логического мышления и недостаточностью использования данного вопроса в практике работы воспитателей детского сада.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста?

Цель исследования: изучение уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления:
Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого состоит в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности [2, с.119].

Наглядно-действенное мышление – один из наиболее ранних видов мышления. Находится в тесной взаимосвязи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления считается неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается только по мере реальных преобразований ситуации, стимулированных практическими действиями. В ходе многократных операций с предметами ребенок выделяет скрытые, внутренние свойства предмета и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности.

Наглядно-образное мышление – отличительной особенностью данной формы мышления является подражание взрослым. Это помогает ребенку создать образ и построить его в своем собственном воображении. Зачастую дети проявляют эту особенность в игре, где посредством одной вещи представляется другая.

Словесно-логическое мышление – эта форма интеллектуальной деятельности ребенка возникает к концу дошкольного периода – к 5-7 годам. Дети оперируют абстрактными понятиями, не опираясь на наглядные или модельные формы, а основываясь на рассуждения и доказательства. Они учатся делать умозаключения [8, с.117].

Познавательная мотивация и исследовательская активность ребенка, по мнению А.М. Матюшкина, выражаются в высокой избирательности ребенка по отношению к исследуемому новому, что составляет основу развития его познавательных способностей [2]. Главная цель исследовательского поведения в любом виде деятельности дошкольников (игра, общение, труд и т.д.) – это формирование у ребенка способности творчески осваивать окружающий мир. Современные исследователи рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста для развития познавательных и исследовательских способностей [6].

В ходе исследования нами обозначены подходы к определению понятия «детское экспериментирование». Анализ литературы показал, что данное явление не рассматривается однозначно, существуют различные трактовки понятия «детское экспериментирование».

А.И. Савенков рассматривает опытно-экспериментальную деятельность как целостное образование личности в совокупности процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих [5].

По мнению Н. Н. Поддьякова, «детское экспериментирование», как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – «умение оперировать неясными знаниями» [8].

Н.А. Степанова отмечает, что «в детском экспериментировании наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования)» [7].

Экспериментирование – это особый способ практического освоения действительности, направленный на создание условий, в которых окружающие предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях [4, с.35].

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой постижения и изучения огромного нового мира.

Впервые понятие «детское экспериментирование» ввел отечественный психолог Н. Н. Поддьяков, что, в соответствии с его позицией, является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. Мы придерживаемся позиции Н. Н. Поддъякова, полагая, что деятельность экспериментирования содействует формированию логического мышления [9, с. 8].

Ребёнок   –   исследователь   по   своей   природе.   Важнейшими   чертами   детского поведения   являются   любознательность, наблюдательность, жажда   новых   открытий   и впечатлений, стремление   к   экспериментированию   и   поиску   новых   сведений   об окружающем     ребёнка     мире.     Задача     взрослых     –     помочь     детям     сохранить     эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Именно в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В процессе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».   Знания, полученные   во   время   проведения   опытов   и   экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи ‒ и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать ‒ и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Главное   достоинство   применения   метода   экспериментирования   в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети   получают   реальные   представления   о   различных   сторонах   изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет   обогащение   памяти   ребенка, активизируются   его   мыслительные процессы, так   как   постоянно   возникает   необходимость   совершать   операции   анализа   и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
  • Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  • Происходит   накопление   фонда   умственных   приемов   и   операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности   преобразовывать   какие-либо   предметы   и   явления   для достижения определенного результата.
  • В   процессе   экспериментальной   деятельности   развивается   эмоциональная   сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Помимо этого, эксперименты для детей схожи с фокусами: они поразительны, цепляют интерес детей, а главное — дети являются главными участниками данного процесса.

Мною было проведено исследование, целью которого являлось изучение уровня развития мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования.

Экспериментальное исследование проводилось в естественных условиях (в группе детского сада) в первой половине дня в старшей группе «Фиксики» МБДОУ №25 «Детский сад общеразвивающего вида» г. Кемерово. В исследовании приняли участие 33 ребенка: 18 мальчиков и 15 девочек 5-6 лет. Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методики: методика «Вырежи фигуры»; методика «Нелепицы»; методика «Исключи лишнее».

Для определения уровня сформированности образно - логического мышления и умственных операций анализа и обобщения, и определения уровня сформированности наглядно - действенного мышления старших дошкольников по методике «Исключи лишнее», «Нелепицы» и методике «Вырежи фигуры» дети получили баллы. Был определен средний балл по трем методикам. Исходя из среднего балла был определен уровень развития мышления: 1-4 балла – низкий уровень, 4-7 балла – средний, 7-10 – высокий уровень. Результаты психодиагностики уровня мышления старших дошкольников представлены на диаграмме в процентах от общего количества детей.

Из сводной таблицы результатов видно, что высокий уровень развития мышления имеют 8 детей, что составляет 24% от общего количества испытуемых, средний уровень развития 22 ребенка - 50% и низкий уровень наблюдался у 3 детей, это 9%.

Таким образом, мы видим, что в данной группе детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития мышления, это значит, что дети умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, но допускают ошибки или затрудняются объяснить свой ответ. Встречаются дети с высоким уровнем развития логического мышления. В тоже время наблюдаются дети с низким уровнем развития логического мышления, которые испытывают сильные затруднения в плане анализирования, сравнения, обобщения и умению давать полные ответы, делать выводы

Для того чтобы развивать уровень развития мышления у детей старшего дошкольного возраста, мною был разработан план ознакомления с различными материалами, объектами и явлениями природы посредством детского экспериментирования. Данный план предусматривал организацию опытов и экспериментов в форме непосредственной образовательной деятельности, а также наблюдения и эксперименты на прогулке. В содержании работы представлено детское экспериментирование на выявление свойств воздуха; выявление свойств воды; выявление свойств снега и льда; выявление свойств песка и глины; знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений.

Для эффективной реализации детского экспериментирования для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста нами были разработаны методические рекомендации, например, такие, как:

  • Для экспериментирования необходимо выделять время в непосредственно образовательной деятельности, в режимных процессах, самостоятельной деятельности.
  • Отношения с детьми необходимо выстраивать на основе партнерства.
  • Организация детского экспериментирования с детьми дошкольного возраста требует особого материально-технического обеспечения.
  • В группе может быть организована лаборатория, которая будет оснащена оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности.

Реализация задач по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Таким образом, дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательских умений и инициативы дошкольника (О.В.  Дыбина, О.Л.Князева, Н.Н.Поддьяков, А.Н.  Поддьяков).

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка.  Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

Ссылки на источники

  1. Брушлинский, А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение /А.В. Брушлинский. - М. : Знание, 1986. – С. 96.
  2. Выготский, Л. С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. - Гл. 5. Экспериментальное исследование понятий. - М. : Лабиринт, 1999. – С. 352.
  3. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. [Текст] / Н.Ф.  Голованова—СПб. : Речь, 2012. -317 с.
  4. Запорожец, А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /А.В. Запорожец. - М.-Л., 1958. – С. 91.
  5. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. [Текст] / А.И. Иванова -М.: ТЦ Сфера, 2011. -224 с.
  6. Кларина, Л.М. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст]/ Л.М.Кларина.-М.:Познание, 2010-119с.
  7. Косякова, О. О. Психология раннего и дошкольного детства / О.О. Косякова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – С. 244.
  8. Поддьяков, А. Н. Обучение дошкольников экспериментированию. [Текст] // Вопросы психологии. 2004. – N:4. - с. 29-34.
  9. Поддьяков, Н. Н. Проблемы психического развития ребенка. [Текст] // Н. Н. Поддьяков, Вопросы психологии. 2010. – N:9. –с . 68-75.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТОДЫ АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Доклад методического объединения на тему:  «Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» Выступление н...

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Презентация"Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования"

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования .Подготовила воспитатель ДОУ "Подснежник"76 Сагдарова Эльза Рауфовна.Главным факторо...

Проект "Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Пояснительная запискаДошкольное детство - важнейший период становления человеческой личности. Это время активного развития психических функций, период, когда ребенок открывает для себя мир социальных ...

программа по самообразованию "Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования"

повышение профессионального уровня, мастерства и компетенции педагога по вопросам детского экспериментирования...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

В непосредственно образовательной деятельности дети познакомятся  с нетрадиционной техникой рисования  с помощью манной крупы, губной помады, уголька, песка.Научатся отгадывать загадки,...