Дежурство как форма организации труда старших дошкольников.
статья (старшая группа) на тему
Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего ДОУ в частности. Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности Цель трудового воспитания дошкольников – формирование положительного отношения ребенка к труду. Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является –формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Дежурство как форма организации труда старших дошкольников.
Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего ДОУ в частности. Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности Цель трудового воспитания дошкольников – формирование положительного отношения ребенка к труду. Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является –формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде. Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется по содержанию труда ,по формам объединения, по требованию самостоятельности и самоорганизации в работе. Дежурство детей в старшей группе носит более самостоятельный характер, так как в предшествующих группах дошкольники уже приобрели определенные умения. Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных в том, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным. Мы обращаемся к дежурным как своим помощникам, одобряем их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. Дети старшего дошкольного возраста участвуют во всех видах дежурств в группе: -дежурство в столовой; -подготовка к занятиям; -дежурство в уголке природы. Для того, чтобы ребенок захотел трудиться, должны быть созданы необходимые условия . У нас в группе были пошиты новые красивые фартуки для уборки в группе, для работы в уголке природы, для дежурства по столовой; составлен график дежурства детей, с которым они хорошо знакомы, график составлен с учётом разновозрастных особенностей детей Дети дежурят по 4 человека, каждый раз мы меняем вид труда для дежурных . Каждый день дежурные по столовой накрывают на стол, помогают помощнику воспитателя разложить хлеб, столовые приборы, кружки, убрать кусочки хлеба, протереть столы и расставить их по местам. Интерес к дежурству поддерживается у детей за счет расширения содержания труда дежурных, например: дежурные по столовой вставляют салфетки в салфетницу. Когда дети отдежурят, каждый ребенок должен отчитаться о своей работе (что нового узнали, чему научились, какие изменения произошли). Все это повышает ответственность за свою работу,а чтобы не надоело дежурить, мы меняем вид труда. Это помогает поддерживать интерес к делу, не надоедает ребенку, и в то же время сохраняется главное условие воспитания детей - регулярность и обязанность их участия в труде.
Мы заметили ,что не все дети дежурят одинаково: некоторые дети дежурят по столовой ловко и быстро: раздают ложки, тарелки ,а некоторые неуверенно ,без желания . Перед нами встала задача - научить всех детей правильно раскладывать ложки: брать их в левую руку, а правой рукой по одной ложке класть с правой стороны тарелки, брать только за ручку. Формируя навыки, мы воспитываем привычку к труду и одновременно решаем задачи нравственного воспитания, подчеркивая хорошую сторону поступков детей. "Как хорошо сегодня дежурили Наташа и Маша , все сделали правильно, быстро помогли Татьяне Васильевне и позаботились о товарищах».
К занятиям дежурные ,по указанию воспитателя ,готовят и раскладывают пособия, а по окончании -убирают их. К занятиям по рисованию раскладывают бумагу, расставляют на столах краски, банки с водой для промывания кисточек, а остальные материалы для рисования каждый готовит сам, доставая все необходимое из своего ящика стола. После занятия каждый ребенок убирает свое место, а дежурный моет банки, кисточки, помогает организовать выставки поделок
Такая организация труда детей позволяет закрепить умение готовить все необходимое к занятию в зависимости от его содержания, приучает следить за порядком в своем отделе, способствует воспитанию самостоятельности и аккуратности. К физкультурным занятиям дежурные готовят частично оборудование и инвентарь , раздают индивидуальные тренажёры. В обязанности дежурных входит приведение в порядок настенной доски .
Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне: можно предложить проверить накануне, в порядке ли цветные карандаши, подобрать с помощью воспитателя раздаточный материал для счета . Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал , помочь расставить стульчики.
У детей старшего возраста имеется еще один вид дежурства –дежурство в уголке природы. Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а также с условиями содержания этих растений.
В дежурстве есть три формы объединения детей:
-это объединение в парах;
-дружеские взаимосимпатии;
-избирательные взаимоотношения.
Объединение в парах формируется для коллективной работы. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой.
Выполняя работу при дружеских взаимосимпатиях, каждый их детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь.
При избирательных взаимоотношениях воспитатель получает возможность формировать положительные аспекты трудовых действий. Педагог разъясняет, как надо оказывать помощь, и в каких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по заданию.
Начиная со средней группы ,мы постепенно приучали детей к работе на участке, организовывали коллективные труд . Дети с радостью выполняли несложные трудовые поручения, собирали игрушки, подметали полы в домике и машине, зимой очищали постройки от снега, учили детей расчищать дорожки и посыпать их песком..
В старшей группе мы продолжали обучать детей посильному труду , постепенно усложняя трудовые действия: учили перекапывать грядки, рыхлить землю, привлекали детей к посадке семян и сбору урожая, подготовке грядок к зиме. В старшей группе начали привлекать детей к уборке не только своего участка, но и оказывать посильную помощь малышам и дворнику. Дети с радостью и большим желанием выходили на уборку листвы с прилегающей территории. Учили работать дружно, помогать друг другу, договариваться о распределение труда.
Большое значение для воспитания нравственных качеств у дошкольников оказывает знакомство детей с трудом взрослых. Оно воспитывает уважение к трудящимся, приучает детей ценить человека за его труд, влияет на отношение детей к труду. Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов воспитатель должен быть всегда объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого воспитанника, оценивать не только результаты, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать. При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать свое мнение либо при всех, либо наедине, либо только при дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей. Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, делать замечания друг другу, доброжелательно и правильно на них реагировать. Метод поощрения и на данном этапе имеет большое воспитательное значение ("Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе еще более трудное дело"). Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания с большим старанием. Важно помнить, что ребенок - это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать и его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, когда выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У детей складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к их труду, а если он и хвалит их работу, то проявляет лицемерие. От этого резко падает авторитет воспитателя в глазах детей. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела. Можно менять формы организации дежурств ,предоставив детям возможность ежедневно договариваться о том, кто какую работу будет выполнять. В течение дня воспитатель обращается к ним, как к своим помощникам, одобряет за хорошее выполнение заданий, дает советы. По мере овладения детьми необходимыми навыками требования к ним усложняются. Воспитатель приучает их самостоятельно распределять обязанности, согласовывать свои действия, сообща отвечать за результат. Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-424248-1395589014.gif)
Курсовая работа "Теоретическое и методическое руководство дежурствами, как формы организации трудового воспитания.
Раскрываются теоретические и методические основы руководства дежурствами в разных возрастных группах. Диагностику не выкладываю так как она индивидуальна....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-828498-1476357567.jpg)
Виды и формы организации труда дошкольников (выступление на педсовете)
О организации труда детей дошкольного возраста в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-591820-1423686156.jpg)
Презентация для педагогов ДОУ "Виды и формы организации труда дошкольников"
Презентация "Виды и формы организации труда дошкольников" предназначена для педагогов ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/23/picture-714243-1448262707.jpg)
Дежурство, как форма организации труда детей
Дежурства как вид повседневного труда вводятся после того, как дети освоили соответствующие трудовые процессы на трудовых занятиях. Во время дежурств совершенствуется самостоятель...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/13/picture-843496-1618333695.jpg)
План-конспект коллективной формы организации труда дошкольников
В данном плане-конспекте даётся описание коллективной формы организации труда дошкольников течение дня (режимных моментах).В помощь студентам и начинающим воспитателям....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-1432725-1667389613.jpg)
Виды и формы организации труда дошкольников (выступление на педсовете)
Виды и формы организации труда дошкольников(выступление на педсовете) Шамсутдинова А.Ф.воспитатель МБДОУ Детский сад №152 Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/15/picture-1458551-1676481961.jpg)
Программа саморазвития педагога Тема: «Технология подготовки к трудовой деятельности в старшей группе» (организация хозяйственно-бытового труда старших дошкольников)
laquo;Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудо...