Виды и формы организации труда дошкольников (выступление на педсовете)
материал на тему

Шамсутдинова Альмира Фаритовна

О организации труда детей дошкольного возраста в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_trude.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Виды и формы организации труда дошкольников

(выступление на педсовете)

Шамсутдинова А.Ф.

воспитатель МБДОУ Детский сад №152

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

 Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременные или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими цепь действий.

 Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребёнок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

 Содержание поручений определяется в соответствии с видами труда, рекомендованными программой воспитания в детском саду; во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых находится группа (наличие живого уголка, огорода, расположение мебели в комнате и т.п.).

 В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они ещё не могут организовать труд по собственному побуждению. Поручение даёт воспитателю возможность индивидуализировать приёмы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание. Так, в средней группе он поручает детям самостоятельно постирать кукольное бельё, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность её и т.п.).

 Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. Воспитатель теперь имеет возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное (разное или одинаковое) дело. Таким образом, в труде всё чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что даёт возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

 В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребёнок не внимателен, часто отвлекается), т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

 Большинство поручений уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т.е. принимают коллективный характер. Воспитатель поручает детям вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др. Дети выполняют общее для всех задание, что ставит их перед необходимостью самостоятельно распределять работу между участниками, совместно её выполнять, убрать после работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит согласовывать действия, развивает опыт сотрудничества, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях.

 Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты ещё не достаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещение инвентаря, распределение работы между её участниками.

 В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

 Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребёнком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочерёдно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурств происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребёнка в условия обязательного выполнения определённых дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

 Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельны, при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребёнка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности. Оценивая работу дежурных, он подчёркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.

 Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2-3 дежурных (в зависимости от объёма работы) и сам распределяет между ними работу («Коля, ты поставишь на каждый стол стакан с кисточками», «Верочка, тебя я попрошу разложить клеёночки и тряпочки и пр.), приходит им на помощь, учит детей доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.

 В старших группах вводятся дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоём. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать своё недовольство его медлительностью или неумением. Воспитатель учит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать, с учётом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приёмам труда.

 Большое внимание в организации трудовой деятельности дошкольников уделяется решению задач нравственного воспитания.

 Педагог формирует у детей представление о важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывает желание вовремя справится со своей работой, проявляя заботливость об окружающих. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, благодарит за своевременное выполнение обязанностей, учит всех детей относиться с уважением к их труду. Растут требования и к качеству работы дежурных, своевременному её выполнению, уровню самоорганизации. Дети должны проявлять достаточную деловитость, сноровку, сознательно выполнять предъявляемые требования.

 В старшей группе появляется больше возможностей для организации коллективного труда детей: уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформления зала к празднику и т.д. Обычно коллективный труд на участке организуется во время прогулки, в групповой комнате – во вторую половину дня.

 Воспитатель разъясняет детям значение предлагаемой работы, необходимости разделения их на несколько групп и даёт каждой из них определённое задание. Намечая содержание коллективного труда, он учитывает, какие виды работ детям уже знакомы, а какие нет, как распределить их и поясняет детям: «Эта группа будет мыть строительный материал. В прошлый раз она протирала стеллажи, поэтому сегодня поменяется заданиями со второй группой. Так будет справедливо: все поработают и там, где им особенно интересно, и там, где надо поучиться другому делу».

 Необходимо позаботиться и о том, чтобы распределить работу между детьми в каждой из групп. С этой целью воспитатель разъясняет: «Дети, вы должны и кукол переодеть, и бельё постирать. Договоритесь, кто будет снимать с кукол платья, и надевать чистые, а кто – стирать. Тогда вам удобно будет работать, не будете мешать друг другу, и дело выполните скорее». При необходимости он помогает дошкольникам договориться, учит уступать друг другу, предотвращает возникновение конфликтов между ними.

Распределив работу, педагог руководит её организацией: подсказывает, что к стеллажу надо придвинуть стол, чтобы складывать на него игрушки, что на другой стол следует постелить клеёнку, так как здесь будут стирать, проверяет, всё ли оборудование налицо и удобно ли оно расположено, обращает внимание на внешний вид детей (завёрнуты ли рукава, надеты ли фартучки).

В процессе коллективного труда воспитатель уделяет большое внимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми, способствует проявлению заботы, дружбы, подсказывает, как надо поступить, учитывая ситуации («Наташа очень хорошо стирает, но у неё оказалось больше дела, чем у других. Пойди, помоги ей».

 По окончании работы педагог подчёркивает преимущество коллективного труда («Каждый потрудился немножко, а вместе весь участок убрали»), хвалить тех, кто трудился добросовестно.

 Систематическое участие детей в общем труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - "Использование различных форм работы по организации труда дошкольников"

Описание форм работы по организации труда дошкольников....

Презентация для педагогов ДОУ "Виды и формы организации труда дошкольников"

Презентация "Виды и формы организации труда дошкольников" предназначена для педагогов ДОУ....

Дежурство как форма организации труда старших дошкольников.

Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего ДОУ в частности. Трудовое воспитание в ДОУ – важное средств...

План-конспект коллективной формы организации труда дошкольников

В данном плане-конспекте даётся описание коллективной формы организации труда дошкольников течение  дня (режимных моментах).В помощь студентам и начинающим воспитателям....

Организация познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников (выступление на педсовете

В контексте ФГОС ДО именно, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; разв...

"Формы,виды и средства организации труда детей дошкольного возраста"

Из статьи можно узнать ,какие бывают Формы,виды и средства организации труда....

Виды и формы организации труда дошкольников (выступление на педсовете)

Виды и формы организации труда дошкольников(выступление на педсовете)  Шамсутдинова А.Ф.воспитатель МБДОУ Детский сад №152  Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуе...