"Использование моторных и сенсорных тренажеров для стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методическое пособие на тему

Тихонова Наталья Александровна

Описание моторных и сенсорных тренажеров и варианты их использоввания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование моторных  и сенсорных тренажеров для стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

За последнее время в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился вопрос на личность активную, творчески мыслящую. Все это не могло не повлиять и на педагогическую ситуацию, требуя качественно нового, не обезличенного подхода к процессу обучения.

Одним из путей, способных решить эти задачи, является повышение познавательной активности педагогов. И, как следствие, их воспитанников. Только у педагога, занимающего активную жизненную позицию, есть возможность воспитать активного, готового на поиск всего нового воспитанника.

Познавательная активность – это такой вид деятельности ребенка, который способствует развитию его способностей в процессе участия в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой, общении).

Главным средством развития познавательной активности при этом является то, с чем, то есть с каким предметом, атрибутом действует ребенок, по поводу чего возникает общение или другая деятельность.

В своей практике для стимулирования познавательной активности я использую пособия с функциями  моторных и сенсорных тренажеров. Сегодня многие педагоги используют этот термин. Откуда он взялся? Когда-то Мария Монтессори предложила для тренировки пальчиков  и обучения детей бытовым манипуляциям с предметами различные развивающие рамки. Эти рамки можно считать прообразом «сенсорных, моторных тренажеров».

Для изготовления таких пособий, тренажеров, мною был использован большой ассортимент бытовых предметов (пробки, шпингалеты, липучки, мыльницы, старый компьютер, пластиковые стаканчики и прочее).

Тренажер «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕРЕМОК»

Цель: закрепление знаний о составе чисел из двух меньших, о геометрических фигурах и их местоположении, о днях недели; развитие мелкой моторики рук.

Варианты использования пособия:

1. «Укрась теремок». Даю детям инструкцию: "возьми квадрат и помести его в правом верхнем углу"; "возьми ромб и помести его в нижнем левом углу" и т.д.

2. «Составь число». Поместить на крышу дома число и предложить составить его из двух меньших чисел.

3. «Веселая неделька». Сначала дети на специальных часах отмечают день недели, запоминают каким он цветом. Потом на пособии находят крышку того же цвета и натягивают на нее резинку. Затем натягивают резинку на крышку другого цвета, показывая последовательность  дней недели.

Тренажер «ЛОГИЧЕСКИЙ ЦВЕТОК»

Цель: развитие образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через способность зрительного обследования и анализа предметов, их словесного описания и мысленного конструирования; развитие мелкой моторики рук через манипуляции с мыльницами; закрепление названий геометрических фигур.

Варианты использования пособия: на планшете с помощью половинок мыльниц создано изображение цветка. В одной части мыльницы находятся карточки, на которых предмет разделен на части, а на другой находится целый предмет. Задача детей - соединить нужные между собой части мыльниц. По ходу игры можно задавать вопросы:

1. Из каких геометрических фигур сделан предмет?

2. Каких фигур больше?

3. Можно предложить ребенку составить рассказ, опираясь на вопросы,  например:

  • Как называется твой цветок?
  • Почему ты решил его так назвать?
  • Как ты думаешь, где он растет?
  • Его посадили или он сам вырос ?

Тренажер «РЕЛЬЕФНАЯ ТЕТРАДКА»

Цель: дать детям представление о тетради в клетку, помочь усвоить, что такое углы клеточки, ее стороны, центр. Развитие чувственного опыта детей.

Варианты использования пособия: перед детьми кладут рельефную тетрадь (можно класть на пол). Детей знакомят с рельефными клеточками. Дети ощупывают клеточки, усваивают через тактильные ощущения, что у клетки есть углы, стороны, центр.

Выполняют задания:

1. Считают клеточки по горизонтали и вертикали.

2. Находят нужную по счету клеточку.

3. Выкладывают разные предметы в соответствии с различными принципами классификации (по цвету, форме, чередуя и т.д.)

Тренажер «ГУТТАПЕРЧИВЫЕ ЦИФРЫ»

Цель: знакомство детей с цифрами, развитие мелкой моторики рук.

Варианты использования: детям дается инструкция вспомнить цифру и выгнуть ее из проволоки. Соотнести цифру и множество. Выложить решение задачи с помощью созданных цифр. Разучивание стихотворений о числе и цифре.

Тренажер «НАПОЛЬНЫЕ ШАШКИ»

Цель: учить детей играть в шашки, развивать логическое мышление и внимание, закреплять ориентировку в пространстве.

Варианты использования: сначала детей знакомят с правилами игры, объясняют, что ходить нужно вперед, по диагонали и пр. Потом дети самостоятельно осваивают игру.

Тренажер «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР»

Цель: учить детей выполнять звуковой анализ слова; определять в словах гласные и согласные звуки, делить слово на части.

Варианты использования: ребенок выбирает предметную картинку. Называет "что это". Например, «Рука». Выполняет инструкцию: сделай звуковой анализ слова; раздели слово на части; скажи, сколько в слове гласных и согласных звуков и др.

Тренажер «ПАРОВОЗ»

Цель: развивать воображение и речь детей через придумывание историй; закреплять с детьми знания о порядковом счете, названии цветов; учить детей составлять и решать задачи.

Варианты использования пособия: на планшете изображена сюжетная картинка. Паровозик едет по рельсам. Паровозик составлен из половинок мыльниц. Соединения между вагончиками обозначены шпингалетами. К панно прилагается коробка с дополнительными деталями (мелкие игрушки, крышки от мыльниц, фланелевые бабочки и мишки для оживления пейзажа).

Ребенку необходимо:

1. Дополнить картинку недостающими деталями.

2. Выполнить задание:

  • Посчитай вагончики.
  • Скажи, какой  по счету красный вагончик, синий.
  • Скажи, каким цветом первый вагончик. Скажи, каким цветом пятый вагончик.
  • Посади в первый вагончик 2 мишки, а во второй вагончик 1 зайца.
  • Составь задачу про то, что ты сделал.

Тренажер «ГЕОКОНД»

 Цель: развитие воображения, внимания, логического мышления, глазомера через умение составлять узор и выкладывать его  при помощи резинки.

Варианты использования: детям для работы предлагается деревянная доска с гвоздиками и определенной разметкой. Дети должны натянуть резинку на гвоздики так, чтобы получилась фигура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.Поэтому педагогическое...

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

«Использование ТИКО-конструктора в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

laquo;Использование ТИКО-конструктора в развитии познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»...

План по самообразованию педагога «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Х.Кюизенера»

Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиск...

Презентация «Использование ТИКО-конструктора в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Использование ТИКО-конструкторов в развитии познавательной активности  детей старшего дошкольного возраст...

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

laquo;Использование  квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...