Формирование у дошкольников системных знаний о малой Родине
проект на тему

Галак Нина Николаевна

                   В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТ РЕШЕНИЕМ:

Педагогического совета

МБДОУ г. Керчи РК

«Детский комбинированного

вида № 37 «Золотая рыбка»

Протокол №  2

от «30» сентября 2015г

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ г. Керчи РК

«Детский сад комбинированного вида

№ 37 «Золотая рыбка»

___________ Е.М. Ладыгина

Приказ №   64

от «30» сентября 2015г

Проект  

Формирование у дошкольников системных знаний о малой Родине

г. Керчь

2015г

Проект разработан по направлению социально-личностного развития детей дошкольного возраста от 4-х до 7- ми лет. Образовательная область: «Социализация» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей.

Проблему формирования у дошкольников знаний о родном крае невозможно решить без целенаправленно систематически спланированной деятельности педагога на длительный период. Чувство любви к Родине начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения к тому, что видит перед собой малыш, что его изумляет и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущены через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами.

Цель проекта: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, городу, семье и дому через возрождение исторической памяти и народной культуры.

             Основные задачи психолого-педагогической работы:

-развитие игровой деятельности;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

-формирование положительного отношения к себе;

-формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.).

-формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);

-формирование первичных представлений о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

-формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нём);

-формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему;

-формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.)

Срок реализации проекта: три года.

Для достижения цели – формирование у детей чувства любви к своему краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Необходимо решить следующие задачи:

  • формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;
  • формирование представлений о Керчи, как о родном городе;
  • овладение знаниями о родном крае на основе приобщения к культуре и традициям народов, проживающих на территории Крыма;
  • формирование толерантного отношения к другой национальной культуре, её представителям;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к труду.          

Для достижения цели и задач,  намечена работа по следующим блокам:

Блок – Мой  дом, моя семья.  Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, она требует большого такта и терпения от воспитателя, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. В средней группе дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким. С детьми проводятся игры-инсценировки «Петушок и его семья», подвижная игра «Курица и цыплята». Игры-беседы «Я люблю свою маму и папу», «В гостях у куклы Кати».  Оформляются фотостенды: «Мама, папа, я – дружная семья», «Моя мама самая красивая», «Мой папа самый лучший», изготавливаются подарки к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, близким людям.

В старшей группе дети продолжают получать знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях. Проводятся беседы «Наша дружная семья» (с элементами художественного конструирования), «Дружная семейка», игра «Маленькие помощники», оформляются фотостенды: «Мама, папа, я – дружная семья», «Мамы разные нужны», «Папы и дедушки – защитники Отечества», праздничный концерт ко Дню пожилого человека, изготавливаются подарки к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, близким людям.

В подготовительной группе с детьми проводятся беседы «Семья и родной дом», «Мой папа», «Бабушка и дедушка в семье», «Моя родня». Оформляются фотоальбомы «Моя дружная семья», изготавливаются совместные поделки с мамами и папами. Изготавливаются праздничные открытки ко дню матери, подарки к Новому году, 23 февраля, 8 марта. Проводятся совместные развлечения с родителями «8 марта», «Сильные и смелые» (спортивные соревнования вместе с папами). Встречи с интересными людьми: «Бабушкин сундук» (встреча с бабушками-рукодельницами), «Мой папа служит в полиции и т.п.».

Блок – Мой детский сад. Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят их и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо осмотреть группу и ее помещения, познакомить с помещениями детского сада и их значением. Детей необходимо учить называть работников детского сада по имени и отчеству. Знакомить с трудом взрослых. В дни праздников вместе с детьми рассматривать красочное оформление детского сада, формировать у них чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения. Целесообразно подключать детей к оформлению своей группы и других помещений детского сада.

С детьми среднего возраста проводятся экскурсии на прачечную, медицинский кабинет, на кухню. Наблюдения за трудом помощника воспитателя, дворника и т.д.

В старшей группе продолжается работа по знакомству с детским садом, трудом воспитателя. Изготавливаются сувениры и поздравительные открытки для сотрудников детского сада ко всем праздникам.

В подготовительной группе  продолжается воспитание любви к своему детскому саду, доброжелательному отношению к сверстникам, уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять им радость. Это осуществляется через трудовую деятельность (дежурство в столовой, уборка участка от листьев, снега, беседы, экскурсии по саду, рассматривание фотографий, развлечения и т.д.).

Блок – Мой родной город. Основная задача педагога – показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь, почта, аптека, рассказать об их значении.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами.

В средней группе проводят: занятия «Мой город», экскурсии по улицам города, беседы «Где работают ваши родители?», «Люди каких профессий живут в нашем городе», рисование «Зима в городе», «Наш город», лепка «Домашние животные», аппликация «Дома», конструирование «Строительство улицы города», «По нашей улице едут автобусы».

С детьми старшей группы проводят беседы, рассказы об истории города, о людях в честь которых названы улицы, рассматривают фотоальбомы, проводят экскурсии на почту, по улицам города. Изготавливают макета улицы, ознакамливают с пространственными отношениями «Прочтение карты города», проводят конкурс рисунков «Наш город глазами детей», заучивание домашних адресов, знакомят с памятниками города.

В подготовительной группе  проводят занятия: «История моего города», «На улице», «Памятники истории города», сюжетно-ролевые игры: «Мы едим в городском транспорте», «Мой любимый город»; создают выставки «Город вечной молодости»; создают  макет «Улицы, по которым мы ходим», на этом блоке старшие дошкольники знакомятся с краеведческими  сведениями о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках.

Блок – Моя малая родина. Формировать представления детей о родном крае, о малой родине. Знакомить с названиями близлежащих городов, рассказывать о самых красивых местах края, его достопримечательностях.

Во время прогулок, экскурсий учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Подбирать познавательный материал, содержание которого в набольшей мере будет способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств. Давать представления детям о некоторых особенностях культуры народов (фольклоре народа: загадках, играх, музыке и т.д.), знакомить с обычаями национальных праздников.

Развивать познавательный интерес к истории культуры малой родины через знакомство с игрушками, играми, традициями и обычаями коренных народов севера.

С детьми средней группе проводят: занятия - «Край мой Крымом зовется», беседы о жизни и труде рыболовов, экскурсии по улицам города, беседы «Где работают ваши родители?», «Люди каких профессий живут в нашем городе», разучивание подвижных календарно – обрядовых игр, чтение сказок, потешек.

В старшем возрасте на этом блоке продолжается тематика занятий.  При ознакомлении с родной природой стараться воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Поощрять желание больше узнать о родной природе.

В подготовительной группе на занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории Крыма (глобус, карта). Расширяется представление о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой, знаменитыми россиянами. Формируется представление о том, что в Крыму живут люди многих национальностей, у них своя народная культура, традиции. У детей формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей малой родине, её культуре, осознание личной причастности к жизни нашего края и России. В группе с детьми создаётся мини-музей.

        В рамках представленных блоков распределены темы содержания работы нравственно-патриотического воспитания с учетом следующих принципов:

       Знакомя дошкольников с родным краем, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и организовать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, получали знания о традициях, обрядах коренного населения, овладевали новыми навыками и умениями. Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребенка. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город является частью страны.

         Таким образом, необходимо детям дать   первоначальные сведения из географии, экономики, истории края – рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении. Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе Крыма, а также элементарные сведения о социальной структуре малой родины.

        При планировании работы по ознакомлению детей с родным краем необходимо использовать разные формы работы с детьми.

Работа с родителями

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует  большого  такта и терпения,  так как  в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Чтобы  работа с родителями  не  ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).

Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

Традиционными  стало проведение конкурсов на лучшую зимнюю  и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей  снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту.

     Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, Семейные клубы, а также совместные проекты «Дети-родители».

Ведь  семейное  изучение    своей      родословной   помогает  детям  понять, что  семья – ячейка   общества.

Родители принимают самое  активное участие  в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к новому году, лучшая елочная игрушка и т.д.

В детском саду применяется метод  семейных проектов. Суть его в том, что каждая семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит  материл по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению, появлению общих интересов. Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в  проектах «Моя родословная», «Герб семьи», проведение  фотовыставок  «Моя семья», «Моя мама самая лучшая».

Живой интерес и удивление родителей вызвал стенд  «Ёлочка  желаний», где дети каждый на своем новогоднем   шарике поделился своей мечтой.

А проведение таких мероприятий, как «А ну-ка мамочки» показал творчество мам в изготовлении костюмов для своих детей, их кулинарные и творческие способности  в конкурсе талантов.

Вывод: в результате проводимой работы на формирующем этапе, хочется верить, что проводимая работа по ознакомлению дошкольников с родным краем будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее Родины.


Реализация проекта через разные виды деятельности

Организованная деятельность детей и взрослых

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и взрослого

Самостоятельная деятельность детей

Игровая деятельность

1. Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Детский сад», «Семья», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения».

2.Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «День рождения», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы».

3.Коммуникативные игры: «Я расту...», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «У меня есть голова», «С днем рождения».

Речь и речевое развитие

1.Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть».

2.        Сочини стихотворение: «О маме», «О семье», «О друге».

Художественная литература

1. Чтение: «Моя бабушка»

 С. Капутикян;   «Мой дедушка»  

Р. Гамзатов; «Мама» А. Барто;

 «О мальчиках и девочках»  ;   «Вместе тесно, врозь скучно»  К. Ушинский; «Лучше нет родного края» П. Воронько; «Люблю березку русскую»

А. Прокофьев.

2. Заучивание стихотворений: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский; «Бабушкины руки»  Л. Квитко; «Мама, почему?»  Г. Виеру; «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама»  Е. Благинина.

3. Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».

Изодеятельность и дизайн

1.        Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад».

2.        Рисование праздничных открыток мамам, папам, сотрудникам детского сада.

3.Совместное рисование детьми газет: «Как мы отмечали праздники в детском саду», «Мы любим трудиться», «Наши занятия».

Трудовая деятельность

1.Дежурство по столовой, по занятиям, труд в природном уголке, на участке, хозяйственно-бытовой труд.

2.Трудовые поручения в группе.                            

Образовательная  деятельность

1.Познавательные занятия: «Состав семьи» (Семь Я), «Работа моих родителей».

2. Беседы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната».

3.        Экскурсия по детскому саду: «Что хорошо, что плохо?»

4.Ориентирование: составление плана  группы, детского сада, участка.

Социальное развитие

1.        Выпуски семейной газеты

«В здоровом теле — здоровый дух».

2.        Создание альбомов.

3.Видеотека: «Праздники в детском саду»

4.Создание библиотеки: книги о

Керчи, Крыме, Москве; иллюстрации, наборы открыток.

Здоровье и физическое развитие

1.Беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Как устроено наше тело?», «Это вредная еда», «Микробы и мыло».

2.        Дидактические игры: «Опасно — неопасно», «Полезная и вредная еда».

3.        Совместно с детьми разработать «Правила чистюли».

4.        Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома.

5.        Физкультурный досуг «Зимние забавы».

6.        Беседа с врачом о правильном поведении при профилактике простудных заболеваний.

7.«В гости к зубной щетке».

Музыка

1.        Проведение праздников: «Мамин день», «День Защитников Отечества».

2.        Разучивание песен: о детском саде, доме, о маме.

3.Прослушивание аудиозаписей.

Игровая деятельность

1. Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Детский сад», «Семья», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения».

2. Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «День рождения», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы».

3.Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «У меня есть голова», «С днем рождения».

Здоровье и физическое развитие

Дидактические игры: «Опасно — неопасно», «Полезная и вредная еда».

Взаимодействие с родителями

1.        Создание благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.

2.        Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?».

3.        Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье.

4.        Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье.

5.        Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд.

6.        «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду».

7.Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники.

Изодеятельность и дизайн

1 Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники». «С кем я живу», «Портреты членов семьи».

2.        Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад».

3.Сотворчество детей с родителями: рисование плакатов «Я, ты, он, она  — вместе дружная семья», «Встреча гостей»,  «Мой дом».

Трудовая деятельность

1.Посильная трудовая деятельность дома: заправить постель, протереть пыль, пропылесосить, поддержать порядок в своей комнате и т д.

2.Трудовые поручения дома.                            

Образовательная  деятельность

1.Ориентирование: составление плана квартиры, комнаты,

Социальное развитие

1.        Выпуски семейной газеты «В здоровом теле — здоровый дух».

2.        Создание альбомов.

3.Газеты: «Мой детский сад», «Утром солнышко встает, в детский сад меня зовет».

4.Видеотека: «Семейные праздники», «Отдых и труд на даче»,

Здоровье и физическое развитие

1.Составление правил безопасного поведения на улице, дома.

Музыка

1.        Проведение праздников: «Мамин день», «День Защитников Отечества».

2.        Разучивание песен: о детском саде, доме, о маме.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

 ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

                                                                                                                                                                                                 

Тема

Познавательная

деятельность

Игровая

деятельность

Трудовая

деятельность

Продуктивная

деятельность

Художественно-

речевая и

музыкальная

деятельность

Художественная

литература

Сроки

прове-

дения

1. «Моя  семья».

2. «Мой детский сад».

3. «Мой город».

4. «Мой город».

5. «Мой город».

6. «Природа

нашего края».

7. «Природа

нашего

края».

8. «Наша

Родина».

Занятие:

«Дружная семейка».

Цель: учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, за-ботливое отношение к пожилым родственникам.

 

Беседы:

«Родной очаг»,

«Интересное в нашем доме»,

«Мой адрес»,

«Животные в доме»,

«Домашние праздники».

Занятие:

«Мой любимый детский сад».

Цель: вызвать у детей желание посещать дет-ский сад, встре-чаться с друзь-ями; воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

1. Заботливые люди.

2. Д/и «Кому что нужно для работы».

Беседы:

«Двор детского сада», «Моя любимая игрушка».

Занятие:

«Улицы города».

Цель: познако-мить детей с названием на-шего города, вызвать интерес к своему городу, дать понятие о происхождении названий некоторых улиц (ул.Кирова, ул.Гагарина); воспитывать чувство гордости за свой город.

1. Рассказ воспитателя  о городе, в кото-ром мы живем, о людях, в честь которых названы улицы.

2.Д/и: «Прогул-

ка по городу».

Занятие:

«Предприятия и учреждения города».

Цель: воспиты-вать в детях уважение к людям труда; интерес к профессиям.

1. Беседа.

2. Д/и: «Угадай, кому, что надо для работы».

Занятие:

«Транспорт города».

Цель: дать представления о транспорте; учить детей правилам поведения в общественном транспорте.

1. Прогулка по

городу.

2. Д/и: «Что

лишнее?»

Занятие:

«Растительный мир».

Цель: знакомить детей с растительным миром лесов нашего края; исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.

1. Знакомство

с растительным миром.

2. Д/и: «Найди

такое же

растение».

Занятие:

«Животный мир».

Цель: знакомить детей с животным миром  наших лесов; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, забо-тливое отношение к животному миру.

1. Беседа о

Животных.

2. Д/и:«Добрые

и злые звери».

Занятие:

«Наша Родина

- Россия».

Цель: закрепить

знания о народ-

но-прикладном

искусстве, выз-

вать интерес к

народному искусству, чувство восхищения талантом русс-

кого народа и

гордость за свой народ.

1. Беседа «Русская народная игрушка».

2. «Мастерская

игрушки» -

украшение юбки дымковской барышни.

Сюжетно-ролевая игра:

«Семья».

Д/и: «Помощники в семье»,

«Чьи детки?».

Сюжетно-ролевая игра:

«Детский сад».

Д/и: «Кому что нужно для работы»,

«Чудесный мешочек»,

«Что игрушка

рассказывает

о себе?»

Сюжетно-ролевая игра:

«Автобус».

Д/и: «Узнай,

что измени-

лось»,

«Горячо – холодно».

Сюжетно-ролевые игры:

«Больница»,

«Салон красоты».

Д/и: «Все работы хороши»,

«Кому что нужно для работы».

Сюжетно-ролевая игра:

«Мы перехо-дим улицу».

Д/и:

«Путешест-

вие по горо-

ду»,

«Выбираем

транспорт».

Сюжетно-ролевая игра:

«Театр»,

«Экскурсия в музей».

Д/и: «Найди дерево по описанию»,

«С какой ветки детки»

«Кто быстрее

найдет ель,

березу».

Сюжетно-ролевая игра:

«Зоопарк».

Д/и: «Кто в домике живет?»,

«Летает – не летает»,

Угадай, это зверь или птица?».

Сюжетно-

ролевая игра:

«Театр».

Д/и: «Укрась

платочек»,

«Составь узор».

«Собери игрушку».

«Узнай и назови».

Сбор листьев и изготовление гербария.

Выставка

«Осенняя фан-тазия».

Уборка листьев, помощь дворнику.

Подготовка игровой площадки к зиме.

Подготовка корма для обитателей уголка природы.

Уборка участка после снегопада.

Устройство птичьей сто-ловой. Подкормка птиц.

Сооружение разнообразных построек из снега.

Окапывание снегом деревьев.

Уход за растениями в уголке природы.

Уборка мусора,

участка и т.п

Рисование:

«Моя семья».

Лепка:

«Курица с цыпля-тами».

Аппликация:

«Утка с утятами».

Конструирование:

«Город мастеров».

Рисование:

«Моя любимая игрушка».

Лепка:

«Подарки ко дню рождения».

Аппликация:

«Поможем белочке заготовить на зиму грибы».

Конструирование:

«Теремок»

(по образцу).

Рисование:

«Радостная осень»

Лепка:

«Вам знаком такой зверек?»

(лепка по загадке про зайца).

Аппликация:

«Осенний ковер»

(коллективная)

Конструирование:

«Игра в волшебников».

Рисование:

«Ели» (по стих.)

Лепка:

«Рыбка» (по игру-шке).

Аппликация:

«Падает снежок»

(обрывание).

Конструирование:

«Птичка».

Рисование:

«Летят самолеты сквозь облака».

Лепка:

«Мы гуляем на участке».

Аппликация:

«Автобусы на нашей улице»

(коллективная).

Конструирование:

«Трамвай».

Рисование:

«Волшебные цветы».

Лепка:

«Кто живет в зимнем лесу?»

(лиса, волк).

Аппликация:

«Деревья зимой»

(коллективная, обрывание полосок).

Конструирование:

«Лисичка»

(Оригами).

Рисование:

«Роспись птицы»

(по мотивам дымковской росписи).

Лепка:

«Дымковская птица».

Аппликация:

«Угадай, кто это?»

Конструирование:

«Будка для собачки».

Рисование:

«Роспись козле-

ночка» (филимо-

новская).

Лепка «Барашек»

Аппликация:

«Волшебный сад»

Конструирование:

«Изготовление

игрушек для

игры с ветром».

Драматизация сказки «Репка».

Игры с пальчи-ками.

Концерт «Осень разноцветная».

«Литературная викторина».

Новогодний карнавал.

Концерт «Снег ложится белый, белый».

«Праздник друзей».

«Праздник

мам».

«Литературная викторина».

Импровизация

на тему сказки

«Снегурочка».

Исполнение

русских народных песен «Как у нас-то козел».

«Гуси вы гуси»,

«Курочка – рябушка».

Ш.Перро

«Красная шапочка», Н.Но-сов «Заплатка»,

Л.Квитко

«Бабушкины руки», Л.Толстой

«У бабки была внучка», В.Жуковский

«Мальчик с пальчик».

Сказки:

«Привередница»

«Жихарка»,

«Лисичка со скалочкой»,

Д.Хармс «Игра»

В.Осеева

«Волшебная иголочка».

Э.Мошковская

«Вежливое

слово»,

Г.Циферов

«В медвежачий

час».

С.Михалков

«Дядя Степа».

С.Маршак «Вот

какой рассеянный».

М.Зощенко

«Показательный

ребенок».

А.Введенский

«О девочке

Маше, о собаке

петушке и о

кошке Ниточке»

А.Барто «Елка»,

З.Александрова

«Птичья елка»,

С.Дрожжин

«Улицей гуляет»

Т.Александрова

«Светофорчик»

И. и Л.Сандберг

«Мальчик и сто

автомобилей».

Сказки:

«Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье», С.Козлов «Зимняя сказка»

М.Пришвин

«Ребята и утята».

Л.Толстой

«Котенок»

Е.Чарушин «Что за зверь?»

С.Маршак «Детки  в клетке», В.Бианки

«Первая охота».

Чтение русских

народных сказок.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

 ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Тема

Познавательная

деятельность

Игровая

деятельность

Трудовая

деятельность

Продуктивная

деятельность

Художественно-

речевая и

музыкальная

деятельность

Художественная

литература

Сроки

прове-

дения

1. «Мой дом, моя  семья».

Занятие:

«Я и моя семья».

Цель: формиро-

вать представ-ление о мире семьи, воспиты-

вать любовь к своей семье.

1.О чем расска-зал семейный альбом – рассказы детей о членах их семей.

2.Игра «Назови ласково».

Серия бесед:

«Моя семья»,

«Мои братья и сестры» (с ис-

пользованием фотографий),

«Мой день дома»,

«Выходной день в нашей семье», «О том, как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами семьи».

Сюжетно-ролевые игры: «Дом»,

«Семья».

Дид.игры:

«Детеныш и его мама»,

«Что сначала, что потом»,

«Поможем маме приготовить обед»,

«Собери маму на работу».

Заготовка и сушка листьев, растений для аппликаций,

гербария.

Помощь дворнику в

уборке листьев на участке.

Изготовление группового альбома

«Вместе – дружная семья».

Рисование:

«Нарисуй дом, в котором ты хотел

бы жить».

Лепка:

«Я и моя семья».

Конструирование:

«Мебель для кукол» (из бросового материала).

Аппликация:

«Осенний ковер»

(из сухих листьев).

Выставка детских

работ «Моя семья».

Развлечение

«Вечер шуток и загадок».

Вечер досуга

«Отдыхаем всей

семьей.

Чтение:

 В.Драгунский «Моя сестренка Ксения»; Я.Аким

«Моя родня»;

 «Хаврошечка»;

«Золушка»;

«Как аукнется, так и откликнется»

Е.Пермяк «Как Маша стала большой».

В.Осеева «Хорошее».

Е.Серова «Папа дома», «Стирка»

Сентябрь

2. «Мой любимый детский сад».

3. «Наш город – родина моя».

4. «Я и мое имя».

5. «Наша Родина – Россия».

6. «Наши защитники»

7. «Очень я люблю маму милую свою».

8. «Наши

космонавты

9. «День

Победы».

Экскурсия по детскому саду.

Цель:  знакомство с трудом сотрудников

детского сада,

развивать умение детей рассказывать о жизни и событиях в д/с.

1. Беседа о важности труда людей, работа-ющих в д/с.

2.Изготовление

поделок из природного и бросового материала в подарок детям  младшей группы.

Серия бесед:

«Наша группа»

«Наш участок осенью»,«Как мы дежурим».

«Город, в кото-ром я живу».

Цель: познако-мить с городом, в котором мы живем, с его особенностями и достоприме-чательностями.

1. «Экскурсия» по городу на «Автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям)

2. Придумывание рассказа по

своему рисунку

Серия бесед:

«Где я живу»,

«Мой родной город», «Улицы нашего города», «Азбука

голубых дорог»

«Путешествие

по городу».

«Имя твое – птица в руке...»

Цель: познако-мить детей с историей русских имен, со значением имени для человека. Научить вежливо обращаться друг к другу, использовать ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться.

1. Беседа «Для чего человеку имя?»

2. «Полное» и

«неполное» имя (игра).

3. Д/и «Назови ласково».

Серия бесед:

«Мой возраст»,

«Как поступить», «Кем я буду, когда вырасту»,

«Портрет самого лучшего друга», «Сделаем по кругу подарок друг другу»,

«Скажи, кто твой друг».

«Наша Родина-

Россия».

Цель: познако-мить детей с понятиями Родина, Отечество. Воспитывать

Любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе.

Беседы:

«Рассказ о рос-сийском флаге, гербе»,

«Для чего человеку нужен флаг, герб»,

«Москва – столица России».

«Мы защитники твои».

Цель: расширять представления детей о защит-никах  Отечес-тва, воспитывать любовь к своему Отечеству.

1. Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества

2.Игры сорев-новательного характера.

Беседы:

«Что должен уметь солдат»,

«Мой папа – военный»,

«Как мы поздравляли папу (дедушку) с праздником

(интервьюиро-вание детей).

«Очень я люблю маму милую свою».

Цель: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к близким.

1. Беседа о маме

2. Составление рассказов на тему «О чем рассказал семейный альбом».

Серия бесед:

«Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме, бабушке, сестре?»

«Праздник 8 Марта в нашей семье», «Мама дома, мама на работе».

«Этот загадоч-ный космос».

Цель: вызвать интерес к космическому пространству,

расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии.

1. Откуда известно, что Земля круглая?

2. Игра «Какие предметы космонавт возьмет с собой в полет?»

Беседы:

«Кем быть?»,

«Как я летал на самолете»,

«Если бы я был волшебником»

(придумывание

рассказа).

«Что такое героизм».

Цель: формиро-вать представ-ление о героизме, уточнять и расширять пред-ставления детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.

1.Беседа о героизме.

2. Игры сорев-новательного

характера.

Серия бесед:

«Где я живу»

«Путешествие

по городу»,

«Мое любимое время года – весна»,

«Мои любимые цветы».

«Имена героев в названиях улиц нашего города».

Экскурсия к памятнику защитников Отечества.

Экскурсия в музей школы

Сюжетно-ролевая игра

«Детский сад».

Дид игры:

«Определи настроение детей»,

«Угадай, кто ушел?»,

«Угадай, чей голосок?»

«Скажи другу

комплименты»,

«Подарки друг другу».

Сюжетно-ролевые игры

«Почта» (на знание адреса дома и д/с), «Прогулка по родному городу»,

«Строим новый город»

Игра-упраж-нение «Обратись по имени».

Д/и «Угадай,

чей голосок?»

Д/и «Назови ласково».

Д/и «Узнай по описанию»

Народные игры.

Игры-путе-шествия.

Сюжетно-ролевые игры

«Пограничники, «Рыболовецкое судно».

Сюжетно-ролевая игра

«Дом».

Игра-панто-мима «Как мама наряжается».

Д/и «Поможем маме приготовить обед».

Д/и «Букет цветов для любимой мамы».

Сюжетно-ролевая игры

«Космонавты», «Космические путешествия».

Сюжетно-ролевая игра

«Моряки».

Игры-состязания:

«Кто быстрее?»

«Самый меткий»

«Самый смелый»

Д/и «Подбери

картинки»

(показана жизнь детей до войны)

П/и «Защита границ»

Выполнение поручений помощника воспитателя по уборке групповой комнаты.

Посев семян овса для подкормки животных.

Мастерская добрых дел –

«Ремонт книг»

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

Помощь малышам в уборке территории.

Оформление альбома

«Природа моего края».

Устройство ледяных дорожек и построек.

Уход за комнатными растениями.

Украшение участка цветными льдинками.

Помощь дворнику в уборке снега.

 Уход за комнатными растениями.

Подкормка птиц.

Сооружение снежных построек.

Уборка снега и льда; помощь малышам в уборке снега; развешивание скворечников.

Посев укропа, петрушки.

Уборка прошлогодних листьев и травы на участке.

Изготовление атрибутов к игре  «Космонавты» (с родителями).

Акция: «Чтобы деревья были

большие» - посадка аллеи

Рыхление земли вокруг деревьев на участке.

Пересадка комнатных растений.

Высаживание цветов на аллее д/с.

Рисование:

«Книжка-малышка для детей младшей группы»

Лепка:

«Мы гуляем на участке».

Конструирование:

«Город для любимых игрушек»

Аппликация:

«Детский сад из геометрических фигур».

Рисование:

«Наш город».

Лепка:

«На строительной площадке».

Аппликация:

«Дом с резными ставнями» или

«Мы–строители».

Конструирование:

«Улица города»

(коллективная)

Рисование:

«Мой лучший друг».

Лепка:

«Дети весело танцуют».

Аппликация:

«Ростом разные подружки, а похожи друг на дружку» (из бумаги, сложенной пополам)

Конструирование:

«Карусель в подарок малышам».

Рисование:

«Моя Родина».

Лепка:

«Какие звери живут в зимнем лесу».

Конструирование:

«Изготовление игрушек для игр с ветром».

Аппликация «Украсим шубку» - геометрические фигуры

Рисование:

«Наша Армия родная».

Лепка:

«Отгадай и вылепи».

Конструирование:

«Подарки для пап и дедушек».

Аппликация:

«Вертолет».

Рисование:

«Портрет мамы».

Лепка «Декоративная пластина

«Цветок».

Конструирование:

«Поздравляем мам и бабушек».

Аппликация:

«Красивое платье для мамы»

(симметричное вырезывание)

Изготовление подарков для мамы (с помощью папы).

Рисование:

«Пришельцы с другой планеты»

Лепка:

«Космонавты у ракеты"

Аппликация:

«На космодроме»

Конструирование:

«Игрушки-качалки» или

«Космический корабль».

Рисование:

«Цветущая весна»

Лепка:

«Мы любим спорт».

Конструирование:

«Корабль» (по

схеме, из конструктора)

Аппликация:

«Весенний ковер».

Изготовление атрибутов к игре «Моряки» (бинокли, бескозырки, рупор, штурвал, флажки).

Оформление праздничных открыток.

Развлечение «Осень в гости к нам пришла».

Пение песен о детском саде:

«Я умница-ра-зумница», «У Катеньки-резвушки», «Детский сад».

Праздник воздушных шариков.

Слушание песен о родном крае.

Развлечение

«Дружба с до-рожными знаками».

Досуг «Друг в беде не бросит».

Рождественские развлечения.

Пение русских народных песен: «Светит месяц», «Травушка», «Сею – вею снежок», частушек.

Фольклорный праздник «Святки».

Развлечение «Вместе с папой».

КВН «Наука побеждать».

Бур.праздник

«Сагаалган».

Семейные посиделки

«Вместе с мамой».

Праздник мам.

КВН.

Концерт для ветеранов.

Слушание:

Д.Тухманов

«День Победы»

«Памяти павшим»,

М.Блантер и М.Исаковский

«Катюша»

В.Агапкин –

Марш «Прощание славянки».

Чтение стихов о детском саде:

В.Шаинский

«Дружба крепкая»,

К.Ушинский

«Вместе тесно, а врозь скучно»,

Н.Найденова

«Наши полотенца»,

С.Махотин

«Старшая группа»,

Ю.Тувим

«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».

Чтение стихов:

П.Воронько

«Лучше нет родного края»,

заучивание:

Ц.Ж.Жамбиев

«Песня о родном городе».

Чтение сказки

Л.Кэррола «Алиса в Зазеркалье»,

О.Кириллов

«Книга ласковых имен».

Т.Петрушина

«Когда я был маленьким».

Чтение стих. М.Матусовского

«С чего начинается Родина?», русских народных сказок, рассказов:

И.Забила «Наша Родина»,

Х.Мухамедьяров

«Отчизна»,

З.Александрова

«Родина».

Чтение стихов и рассказов:

С.Алексеев

«Первый ночной таран»,Л.Коваль «Алый»,

Л.Кассиль «Твои защитники», А.Митяев

«Мешок овсянки».

Г.Ладонщиков

«Я не плачу»

З.Петрова «Цветы для мамы».

Г. Демынина

«Мама»,

В.Осеева «Три сына».

Заучивание стихов: В.Руссу

«Мама», Е.Бла-гинина «Посидим в тишине..»

Сказки:

«Кукушка», «Три дочери»

татар.сказка

Чтение:

В.Баруздин

«Первый в космосе»,

К.Булычев

«Тайна третьей планеты».

С.Михалков

«День Победы»,

З.Александрова «Прощание»,

Чтение рассказов о детях-героях

С.Маршак

«Рассказ о неизвестном герое»,

В.Сосюра «Советская Армия»

Л.Барбас «Имя героя».

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

 ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

        Таблица 3

Тема

Познавательная

деятельность

Игровая

деятельность

Трудовая

деятельность

Продуктивная

деятельность

Художественно-

речевая и

музыкальная

деятельность

Художественная

литература

Сроки

прове-

дения

1. «Моя семья».

2. «Я люблю свой детский сад».

3. «Я живу в Крыму, в городе Керчи».

4. «Мой Крым».

5. «Мой Крым».

6. «Наша Родина – Россия».

7. «Моя большая Родина».

8. «Наше государство

Российская Федерация»

9. День за-щитника Отечества».

10. «Моя мама».

11. «Наши космонав-ты».

12. «Этот

день Победы».

«Моя семья» -

Цель: расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных связях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним.

1. Работа над понятием «семья».

2. Составление рассказа на тему «Моя семья».

3. Игра «Угадай настроение»,

«Кто что делает?».

Беседы:

«Я пишу письмо дедушке, бабушке»,

«Традиции и любимые занятия моей семьи»,

«Я горжусь трудом своих родителей»,

«Где работают мои близкие родственники»

Рассказы роди-телей о семейных традициях.

Ознакомление с окружающим:

1. Беседа о сотрудниках детского сада «Кто о нас заботится?"

2. Интервью с выпускником детского сада о первом дне в школе;

3. Составление описательного рассказа «Мой сад, моя группа» по плану: где находится наш д/с, как он называется, моя группа, что самое интересное в группе, почему я люблю д/с.

Беседы:

«Мы самые старшие в детском саду»,

«Школа»,

«Наши добрые дела», «Как мы дружим с малышами».

Цель:

Познакомить с историей род-ного города (местоположение, особенности застройки), с промышленнос-тью.

Беседы:

«Город и горожане»,

«Заповедные места», «Визитная карточка республики – флаг и герб»,

«Красная книга Крыма».

Экскурсия в музей истории, по городу.

«Сибирь – мой край родной».

Цель: расширять представления детей о природе, растительном, животном мире, птицах, богатствах род-ного края, занятиях людей.

Просмотр видеофильма о крымском заповеднике.

«Моря Крыма».

Цель: расширить и углубить знания детей о морях

Просмотр видеофильма о крымских морях.

«Наша Родина – Россия, наш язык-русский».

Цель: воспиты-вать у детей любовь к своей Родине, народ-ному творчеству; закрепить знания детей о русском фольклоре, познакомить детей с понятием «устное народное творчество»; активизировать

словарь детей русскими посло-вицами и пого-ворками; воспитывать любовь к твор-честву рус. поэта А.С.Пушкина.

Беседы:

«Я живу в России», «Рус- ский фольклор

(заклички, частушки, колыбельные)»

«Народные приметы»,

«Мы говорим на русском языке», «Жизнь детей разных стран».

«Москва – столица нашей Родины».

Цель: расширить знания детей о Москве (основание,

местоположение на карте, достопримечательности), воспитывать любовь к Родине.

Беседы:

«Мы любим нашу землю»,

«Красная книга природы».

«Русский наро-дный костюм».

«Символы России».

Цель: познако-мить детей с государственной символикой России: гербом, скипетром, державой, уточнить знания детей о значении цвета на Российском флаге; воспи-тывать патрио-тические чувства; уважительное отношение к Российскому гербу и флагу.

1. Беседа о гос.символике

2. Аппликация

«Флаг России»

«Тот герой, кто за Родину горой».

Цель: форми-рование у детей патриотических чувств, осно-ванных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа, воспитание любви и уважения к защитникам Родины.

1. Беседа по теме занятия

2. Составление рассказа о Российской Армии

Беседы:

«Наша Армия родная» (боевая техника, боевые корабли)

«Мой папа –военный».

Рассматривание альбома

«Знаки различия в армии».

«Мама – самое прекрасное слово на Земле».

Цель: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к близким.

1.Беседа «Мама

самое прекрасное слово на Земле»

2. Рассказы детей «Моя мама лучше всех».

Беседы-ситуации:

«Я забыл позд-равить маму.

Как исправить положение?»

«Помоги Федоре».

«Наши космо-навты».

Цель: углубить и расширить представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии.

1.Беседа «В солнечном цар-стве, Космиче-ском государс-тве»

2. Рисование

«Космический сон».

Беседы:

«Ознакомление с профессией- космонавт».

«Я-волшебник»

«Это день Победы».

Цель:формиро-вать патриоти-ческие чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

1. Беседа «Дети войны»

2. Игра-виктори-на.

Беседы:

«Как хорошо, если мир на Земле»,

«Праздник нашей Победы».

 

Экскурсия к памятнику погибшим во время ВОВ.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Д/и: «Скажи правильно»,

«Кто что делает?»,

«Найди лицо с таким же настроением»

Сюжетно-ролевая игра

«Мы играем в театр».

Д/и: «Кому что надо для работы?»,

«Угадай, кто ушел?»

«Угадай мое настроение».

Игры – путе-шествия:

 «Путешествие по морям».

Д/и: «Узнай по описанию достоприме-чательность нашего города», «Знатоки Керчи, «Найди отличия».

Д/и:  «Звери и их дети», «Что перепутал художник?»,

«Зимующие и перелетные птицы»,

«Кому, что нужно для работы»

(лесорубу, рыбаку, охотнику, оленеводу),

«С какого дерева листок».

Сюжетно-ролевая игра

«Путешествие по мрям».

Д/и «Заселим моря».

Разучивание русских народных игр.

Игры-путешествия

«Путешествие по России».

Игра «Мы из сказок».

Сюжетно-ролевая игра

«Путешествие на поезде».

Сюжетно-ролевая игра

«Телефонная станция»,

«Телевидение».

Сюжетно-ролевая игра

«Пожарные»,

«Пограничники».

Д/и «Кому, что нужно для работы?»

Игра «Вручи подарок».

Д/и «Кто у кого?» (у мамы – дочь, сын, у бабушки …)

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Оформление семейных уголков.

Сюжетно-ролевые игры

«Полет в кос-мос», «Мы – инопланетяне».

Сюжетно-ролевые игры: «Моряки»,

«Летчики»,

«На границе»

Игры: «Кому что надо»,

«Разрезные картинки».

Сбор растений для гербария.

Подбор фото-

графий для семейного

группового альбома «Моя семья» (построение генеалогичес-кого древа семьи).

Сбор опавших листьев. Помощь дворнику в уборке сухих листьев на участке.

Акция «Помоги малышам».

Уборка участка младшей группы.

Установка кормушек для подкормки птиц.

Изготовление макетов с использованием бросового материала.

Сбор снега для построек. Изготовление ледяных игрушек.

Изготовление макета морей из бросового материала.

Уход за ледяными горками, дорожками.

Помощь дворнику в уборке снега.

Изготовление ледяных украшений для украшения деревьев на участке.

Посев семян для подкормки животных уголка природы.

Подкормка комнатных растений. Сбор талой воды для их полива.

Помощь взрослым в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Высадка рас-сады на клумбы.

Посадка декоративных

растений.

Рисование «Любимое занятие моей семьи».

Лепка «Дымковская барышня».

Конструирование

«Игра в волшебников».

Аппликация «Цветы из ткани».

Рисование «Игры с кляксами».

Лепка «Чудо-дерево».

Конструирование

«Наш микрорайон».

Аппликация

«Ветка с осенними листьями».

Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад).

Рисование «Улицы города»

(восковые мелки,

акварель).

Лепка «Ветка рябины» (декора-тивная пластина).

Конструирование

«Мост».

Аппликация «Зимовье».

 

Рисование «Звери сибирской тайги».

Лепка «Совы».

Коллективная аппликация «Снегири на ветках».

Конструирование

«Старая деревня»

(строит.материал,

коллективная).

Рисование

«Голубая тайга».

Аппликация « Морской подводный мир» (коллаж)

Рисование «Моя Родина».

Аппликация «Украсим русский национальный костюм».

Рисование «Кукла в русском национальном костюме».

Лепка «Гжельская птица".

Аппликация

«Гжельская роза».

Конструирование

«Башни Москов-ского Кремля».

Рисование

«Русская березка»

(уголь, гуашь).

Лепка

«Сказочные птицы».

Конструирование

«На чем ездили на Руси» (от телеги до кареты).

Аппликация

«Композиция  с цветами, ягодами по мотивам хохломской росписи»

Рисование «Наша Армия родная».

Лепка «Военная техника».

Конструирование

«Поделки для пап и дедушек».

Аппликация «На аэродроме».

Подбор иллюстраций на тему «Наша Армия родная» (материал для альбома «Российская Армия»).

Рисование «Портрет мамы».

Лепка «Декоративная птица».

Конструирование

«Тюльпан» (оригами).

Аппликация

«Поздравляем наших мам».

Подбор иллюстраций для альбома «Мама – самое прекрасное слово на Земле».

Рисование «Ракета летит к звездам».

Лепка «Космическая техника».

Конструирование

«Космодром» или

«Космический корабль».

Аппликация

«Звездное небо»

(коллективная работа, силуэтное вырезывание).

Рисование «Салют в честь дня Победы».

Лепка «Пограничник с собакой».

Конструирование

«Крепость».

Аппликация

«Букет ветерану».

Семейный творческий конкурс «Цветы победителям»

(рисунки, поделки).

Развлечение

«Праздник бабушки».

Праздник

«День семьи».

«Осенины».

Встреча с лучшими людьми района (бабушками и дедушками).

Концерт ко Дню пожилого человека.

Слушание песен о родном городе, крае.

Знакомство с гимном Крыма.

Разучивание песен на бур.языке.

Слушание фонограммы «Голоса птиц»

Отгадывание загадок о растениях, цветах, о животных.  

Слушание песни «Священный Байкал».

Развлечение

«Звездный час».

Слушание песен о Родине.

Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

Слушание песен о Москве.

Новый год.

Развлечение

«Русская ярмарка».

Праздник частушки.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Конкурс «Мисс Дюймовочка».

Викторина «Что ты знаешь о своих родителях».

Спортивное развлечение «Мы – космонавты».

Музыкально-литературная композиция

«День Победы».

Слушание: В.Агапкин

«Прощание славянки»,

Г.Свиридов «Военный марш»,

Д.Тухманов «День Победы»,

В.Рунов «Праздничный марш», М.Старокадомкий «Марш Победы», песни военных лет и войне.

Чтение:

 В.Драгунский «На Садовой большое движение»,

В. Маяковский

«Кем быть?»,

Дж. Родари

«Чем пахнут ремесла?»

Л.Толстой «Старый дед и внучек».  

Стихи Е.Благининой,

О.Высоцкой, Р.Гамзатова.

В.Осеева «Сыновья».

В.Драгунский

«Денискины рассказы».

Г.Ладонщиков

«Большой малыш», «Про себя и про ребят».

Б.Иовлев

«Некогда»

О.Кригер «На прогулку».

Чтение и разу-чивание стихов

крымских поэтов.

 

Чтение рассказа Сладкова «Сорочьи тараторки»,

Г.Снегирев «Голубая тайга».

Ю.Аракчеев

«По Уссурийской тайге», из книги А.Я.Ковалева «Ангарский каскад» - рассказы «Саяны»,«Байкал».

Чтение легенд об озере Байкал.

Чтение рассказа о кедре из книги

Ю.Аракчеева «По Уссурийской тайге».

Г.Снегирев «Избушка охотника».

Чтение русских народных сказок.

Разучивание потешек, закличек, считалок.

Чтение произве-дений А.С.Пуш-кина «Сказка о царе Салтане»,

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Чтение стихот-ворения Ф.Глинки

«Москва».

З.Александрова

«Родина».

Разучивание  пословиц и поговорок о Родине.

Чтение худ. произведений:

В.Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо», «Черные руки». Чтение и заучивание стихов: А.Фет «Печальная береза», С.Есенин «Пороша», Ф.Тютчев

«Чародейкою Зимою..»

Чтение:

Б.Никольский

«Как живет аэродром»,

«Солдатская школа»,

Л.Кассиль

«Твои защитники»,

А.Митяев «Почему Армия всем родная».  

Разучивание пословиц о храбрости, героизме.

Чтение былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче,

Никите Кожемяке.

Чтение и заучивание стихов о маме:

О.Григорьев

«Бабушка», «Букет»,

В.Берестов

«Праздник мам»

Э.Мошковская

«Хитрые старушки», Е.Серова

«Подснежник»,

Е.Пермяк «Мамина работа».

Я.Аким «Земля»,

С.Маршак

«Рассказ о неизвестном герое»,

В.Катаев

«Цветик-семи-цветик».

А.Митяев «Наше оружие»,

М.Чернявский «Огненная баллада»,

С.Баруздин «Шел по улице солдат».

Заучивание стихов к празднику «День Победы».

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Диагностический инструментарий

Беседа с детьми на тему «Моя Родина»

Цель — выявление особенностей представлений старших дошкольников о родной стране и отношения к ней.

Материалы: изображения гербов и флагов разных стран.

Организация диагностической процедуры.

Беседа проводится по вопросам:

Как называется город, в котором ты живешь?

Как называется страна, в которой ты живешь?

Выбери из предложенных герб, флаг своей страны.

В каких городах нашей страны ты еще бывал?

О каких городах ты слышал?

Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рассказать о своей стране?

Расскажи, что ты знаешь об истории свой страны. (Как в ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?

Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем городе стало лучше?

Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?

Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего города, — какие бы три желания ты загадал бы?

Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»

Цель диагностики — уточнить представления детей о родной стране, выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в понимание слова «Родина», какие чувства она вызывает у дошкольников.

Методика проведения.

Детям предлагается задание: «Нарисуйте свою Родину такой, какой вы ее представляете». Для чистоты экспериментальных данных предварительная беседа на данную тему не проводится.

Анализ детских работ проводится по следующим критериям:

  • содержание рисунка;
  • расположение его на листе;
  • цвета, которыми пользовались дети в процессе рисования;
  • комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у детей.

Анализ рисунков проводится по их содержанию и общим для всех рисуночных диагностик параметрам.

Диагностическая карта «Формирование у дошкольников системных знаний о малой Родине»

Ф.И.ребёнка

правильность и полнота представлений о родной республике

история народной культуры и традиций

нравственные отношения к окружающему миру, взрослым и   сверстникам

Символика

России

Символика Крыма

Символика

Керчи

Национальный

костюм

Предме-ты домаш-него обихода

Нароное творчество

Моя дружная семья

Националь-ные праздники

Отноше-ние к окружающей среде
забота о близких

флаг

герб

фото президента

флаг

герб

флаг

герб

грифон

Ф.И.О.

родителей

Домашний  адрес

среда

близкие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

     

Показатель сформирован-

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Показатель находится в стадии формирования -

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.


Показатель не сформирован-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html
  2. Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с. 333
  3. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: учеб. пособие / Н. Е. Веракса. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 108 с.
  4. Региональный компонент «Крымский веночек»
  5. Герасимова, Е. Родной свой край люби и знай / Е. Герасимова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. – С. 96 – 97.
  6. Евдокимова, М. Н. Изучаем с детьми историю родного города: проект по патриотическому воспитанию / М. Н. Евдокимова, В. В. Ушакова // Воспитатель ДОУ. – 2012. – №9. – С. 34 – 39.
  7. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №9. – С.98 – 101.
  8. Кокуева, Л.В. Особенности региональной программы «Я и моя Родина» / Л. В. Кокуева // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - N 12. - С. 57-59.
  9. Комарова Т.С., Пантелеева Н.Г. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю / Дошкольное воспитание. 2006 -№2. С.3-8.
  10. Программа Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
  11. Программа Истоки: примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5 –е издание. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 150 с.
  12. Программа Радуга: Примерная образовательная программа дошкольного образования – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
  13. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2013.- № 6. С. 45 – 55.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященный дню знаний "Моя малая Родина"

Действующие лица: Ведущий, Буратино, Мальвина, Василиса премудрая, Незнайка, Лесовичок, ПетрушкаМузыкальный репертуар:1. Музыка для выхода детей на площадку2. Песня «Ах, как хорошо в садике живется»3....

Ежедневное планирование, подготовительная группа. Темы "День знаний", «Моя малая Родина –Городец»

Ежедневное планирование, подготовительная группа. Темы "День знаний", «Моя малая Родина –Городец»...

«Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с малой Родиной»

Для того, чтобы подготовить ребёнка к жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромн...

Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой Родиной

 Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей.Основы патриотизма начинают формироваться в...

Конспект деловой игры с родителями Формирование нравственно- патриотических качеств у дошкольников посредством ознакомления с малой Родиной

Цель: уточнить и закрепить знания родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Формирование патриотических чувств у дошкольников путем ознакомления с малой родиной

В статье рассматривается педагогический процесс по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с малой родиной, автором анализируются различные направления работы по формированию патрио...