Психолого - педагогические особенности музыкального развития детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему

Шкарупова Ольга Владимировна

Ранний и младший дошкольный возраст - период, когда закладываются первоночальные способности, обусловливающие возможности приобщение ребенка к музыкально - дидактическим играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnoe_razvitie.doc33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Психолого -  педагогические особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Ранний и младший дошкольный возраст - период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможности приобщение ребенка к музыкально-дидактическим играм. На  первом  году  жизни, отмечают  психологи,   у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4—5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса.

С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное питание с самого раннего возраста.

 Второй год жизни: при восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Третий и четвертый год жизни: у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.

Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно - образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.

К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

 Пятый год жизни:   он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.

Шестой и седьмой год жизни: это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но  это не означает, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию,  исследования, проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам. У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески.

Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче. Таким образом, дошкольный период детства является сензитивным для восприятия музыки как искусства,  для формирования первых представлений об эмоциональной природе  музыки, а также для организации процесса приобщения ребенка к музыкальному искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого- педагогические особенности темперамента у детей дошкольного возраста

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности д...

Мои презентации на тему: "Психолого - педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста"

—сенсорное развитие у детей дошкольного возраста может быть более успешным, если создать педагогические условия:—- осуществление его в процессе содержательной деятельности.—- сенсорное воспитание наиб...

Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Знание возрастных особенностей детей даёт возможность находить более эффективные способы управления психическими пр...

"Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста"

В статье раскрываются психолого-педагогические особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста....

Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

В дошкольном детстве ребёнок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности. У детей происходит становление всех основных видов м...

Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Основные параметры характеристик воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями, знаниями и музыкальным опытом...