Народная кукла
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Галина Усманова

Целью проекта было пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к миру народной куклы. 

В ходе проекта решались задачи: 

Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол.

Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.

Познакомить с технологией изготовления различных народных кукол.
 
Развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани.
 
Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
 
Воспитывать интерес к народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.
 
Раскрыть творческие способности родителей. Вовлечь пассивных родителей в продуктивную деятельность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52» г. Заволжье Тема : Народная кукла. Автор: воспитатель подготовительной группы общеразвивающей направленности Усманова Галина Николаевна

Слайд 2

Реализация принципа интеграции через систему задач по теме «Народная кукла». Образовательная область Образовательные задачи по (ООП) Познавательное развитие Знать историю возникновения народной куклы. Речевое развитие Активизировать словарь детей вводя в речь новые слова ( оберег, порты , скрутка) , названия кукол . Художественно-эстетическое развитие Формировать у детей художественный вкус и эстетическое восприятие через знакомство с народной куклой. Социально -коммуникативное Формировать гендерную эдэнтичность . Дать детям возможность ощутить радость , любовь, доброту, которые приносят людям народная кукла. Физическое развитие Развивать у детей мелкую моторику рук.

Слайд 3

Паспорт проекта по теме «Народная кукла». ЦЕЛЬ : Пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к миру народной куклы . Задачи : Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол. Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности. Познакомить с технологией изготовления различных народных кукол. Развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Воспитывать интерес к народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям. Раскрыть творческие способности родителей. Вовлечь пассивных родителей в продуктивную деятельность. Участники проекта дети подготовительной группы , сотрудники ДОУ , родители . Вид по доминирующему методу : познавательный. Время реализации проекта : средне-срочный. Участники : дети группы, сотрудники ДОУ, родители. Предполагаемый результат: 1. Создание картотеки детской и методической литературы 2. Разработка перспективного плана по теме « Народная тряпичная кукла» 3. Проведение мастер-класса для родителей и воспитателей ДОУ 4. Пополнение и обновление предметно-развивающей среды группы 6. Создание мини-музея « Куклы из бабушкиного сундука» 7. Разработка системы занятий по теме «Тряпичная кукла». Раскрыть творческие способности родителей. Вовлечь пассивных родителей в продуктивную деятельность . Подготовительный этап: Продукт детской деятельности: поделки, куклы изготовленные своими руками , рисунки , рассказы об истории народной кукол. Презентация проекта: Итоговое мероприятие открытое НОД «Кукла для мальчиков , кукла для девочек»

Слайд 5

Фрагмент перспективного плана на тему «Народная кукла». ЯНВАРЬ. Беседа на тему "Как появились куклы" – познакомить детей с историей появления народной куклы и тремя основными группами кукол (обереги, игровые, обрядовые). Художественное творчество (лепка) “Пугало”. Консультация для родителей “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» Рассматривание кукол-оберегов. Беседа о празднике “Крещение”, изготовление куклы-оберега “Крестец”. Чтение русской народной сказки “Василиса Прекрасная” в обработке А.Н. Афанасьева. ФЕВРАЛЬ . Беседа о мире кукол и просмотр презентации “Русская народная кукла” – познакомить с тремя основными группами кукол (игровые, обрядовые, куклы-обереги) Беседа об обрядовых куклах и праздничной кукле “Масленица» Мастер-класс для родителей “Русская народная кукла» Март Мини-выставка народных игровых кукол. Игры детей с бумажными куклами. Изготовление нитяной куклы “Мартиничка” в подарок маме . Раскрашивание шаблонов народной куклы. Апрель. Открытое НОД «Кукла для мальчиков, кукла для девочек». Изготовление детьми игровой куклы “Пеленашка” по схеме Составление творческих рассказов “Моя любимая игрушка”. Художественное творчество (рисование) “Кукла моей мечты”. Консультация для родителей “Роль куклы в воспитании дошкольников”. .

Слайд 6

Проблематизация и введение детей в игровую ситуацию. Однажды к нам в гости пришла кукла моего детства Мальвина со своими подружками, с которыми она познакомилась на выставке. Детям понравились необычные куклы и они заинтересовались ими. Мы решили узнать об истории возникновения кукол , чтобы рассказать Мальвине о них. А еще нам очень захотелось сделать такие куклы своими руками.

Слайд 7

Модель трех вопросов. Знакомы ли вы с народной куклой? Что вы знаете о народной кукле? Из каких материалов изготовляли куклы? Почему у народной куклы нет лица? Знаете ли вы , что такое обряд? Знаете ли вы сказки в которых встречаются народные куклы? Чем отличаются современные куклы от народных? Почему мы не можем купить такие куклы в магазине? Может вы знаете как делают такие куклы? Ксюша сказала, что видела такую куклу у старшей сестры .Она ее делала в кружке. Саша сказал, не было никаких современных материалов , поэтому кукол делали из тряпок? Петя предположил, что наверно раньше люди не умели рисовать, поэтому у кукол нет лица? Марина сравнивая кукол отметила ,что народные куклы добрые и спокойные? Сказки ребята так и не назвали . Многие вопросы остались без ответов.

Слайд 8

Модель трех вопросов. Что нам делать? Как мы будем узнавать о народной кукле? Таня подумала и сказала: «Надо спросить у бабушки про куклу». Артем предположил , что информацию о кукле можно посмотреть в интернете? Вика сказала ,что в библиотеке должны быть книги рассказывающие о народной кукле? Галина Николаевна подсказала ,что куклу можно сделать своими руками.

Слайд 9

Но прежде чем сделать куклу нам нужно побольше узнать о ней. Родители и Галина Николаевна собрали альбом о народной кукле и познакомили нас с историей и разнообразием тряпичных кукол.

Слайд 13

Реализация проекта. Ребята тем временем упражнялись в завязывании узелков , плетении косичек, закручивании скруток .

Слайд 14

Реализация проекта Мы узнали, что на Руси узлы завязывали красной нитью. Красный цвет считался цветом солнца, нес радость, тепло, здоровье, оберегал от сглаза и бед. Еще, когда завязываешь узелок нитку нужно прижимать большим пальцем. Так мы включаем в свою работу всю силу и волю. На каждый узелок делали заговор на счастье ,на удачу, на достаток в семье.

Слайд 15

Реализация проекта. Оказалось, что во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Слайд 16

Реализация проекта Мы разучили русские народные песенки, заклички , пословицы и поговорки, которые пришли к нам из далеких времен.

Слайд 17

Реализация проекта. Познакомились с материалами , которые использовали изготовляя куклы.

Слайд 18

Реализация проекта. Мы показали родителям как делают народных кукол, они заинтересовались, и мы устроили совместную выставку. Мастер –класс с родителями «Народная кукла».

Слайд 19

Презентация проекта: открытое НОД « Кукла для мальчиков, кукла для девочек».

Слайд 20

Презентация проекта К нам в гости пришла Мальвина. Все ,что мы узнали о народных куклах мы рассказали ей. А еще предложили посмотреть, как мы будем делать кукол своими руками. Мальчики делали мужской образ народной куклы, называли такую куклу - куклак . Девочки делали куколку веснянку. Веснянка-это веселая и задорная кукла , которую делали на приход весны.

Слайд 21

Презентация проекта В ходе занятия мы рассказывали Мальвине об этапах выполнения работы по изготовлению куклы. Рассказывали народные заклички, поговорки и пословицы о труде. Показали «Льняную гимнастику для рук». А еще мы подарили Мальвине куколку «На счастье». Мальвина поблагодарила нас за подарок. Теперь у нее появись новые друзья - народные куклы. Мальвине захотелось еще раз встретиться с нами ,чтобы мы сделали и показали как изготавливают других народных кукол.

Слайд 22

Мы узнали об истории возникновения народной куклы, о ее назначении. А теперь мы сами научились делать кукол. Вот так.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Презентация проекта "Куклы и бабушкиного сундучка"по приобщению дошкольников к народной культуре через ознакомление с народной куклой.

Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстети...

Конспект занятия НОД по теме: «Русские народные куклы». Изготовление народной куклы»

Конспект занятия НОДпо теме: «Русские народные  куклы».Изготовление народной куклы»...

Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"

 Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....

Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» «Народная кукла для наших детей»

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим....

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Народная игрушка кукла Тема: «Мир народной куклы»

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешн...