Развитие творческого воображения ребенка средствами театрализованной деятельности
консультация на тему

Ломова Елена Анатольевна

Игра – естественный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. В игре перерабатываются полученные из окружающего мира впечатления, знания. Ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игровое действие позволяет ребенку выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и перестраивают ее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Развитие творческого воображения ребенка средствами  театрализованной деятельности».

Игра – естественный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. В игре перерабатываются полученные из окружающего мира впечатления, знания. Ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игровое действие позволяет ребенку выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и перестраивают ее.

Среди многочисленных игр особенной любовью детей пользуется игра «в театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления.

  Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказок, в других персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но, порой изменяют, дополняют его.

Сравнивая эти игры с их обычными, повседневными сюжетно-ролевыми ( «магазин», «в школу»), нетрудно заметить существенную разницу между ними не только в сюжетах, но и в характере игровой деятельности. Если театрализованные игры имеют заранее известное содержание в процессе своего развития, то сюжетно-ролевые обретают его. В театрализованной игре каждый персонаж наделен своим характером, за ним закреплены определенные поступки, указаны условия, в которых он живет, с кем встречается и что говорит.

Театрализованные игры названы так, по-видимому, за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность усиливает привлекательность игры.

Характерным для игр, особенно игр-драматизаций является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных отношений участников совместной игры. Исследования и педагогический опыт убедительно показывают, что эти два вида отношений ребенка нетождественны. При вполне благополучном или, как говорят, положительном сюжете могут проявляться (и явно, и открыто) весьма неблагополучные реальные взаимоотношения.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в театрализованной игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает театрализованная игра (особенно педагогически направленная ) для становления самодеятельных форм поведения:

у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

Ребенок в театрализованной игре передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, стремиться передать все это так, чтобы окружающие поверили ему. Театральное искусство строится на драматургическом материале и требует от исполнителя навыков перевоплощения.

В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными.

Дети испытывают неудовлетворенность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм – драматизациям. Поэтому необходимо выделить и показать детям средства образной выразительности в исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей.

Значение театральной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой детского художественного творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое в себе.

При выполнении творческого задания создания драматического образа у ребенка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, широко использовать, преобразовывать прошлый опыт.

В процессе театральной деятельности на всех этапах овладения художественным образом возможно выполнение творческих заданий, стимулирующих воображение ребенка.

Психологической основой организации процесса театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях являются особенности восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры – драматизации. К режиссерским играм в детском саду можно отнести настольные, теневой театр, театр на фланелеграфе.

   Игры – драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. При этом может быть использованы куклы – бибабо (куклы, надетые на палец), шапочки. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплащается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образец. Для того, чтобы театрализованные игры в группе имели место, к этому должен быть готов и сам воспитатель.

Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью (чтобы дети представляли образы героев сказки выразительными, эмоционально окрашенными), вести себя на сцене непринужденно, нужна специальная актерская тренировка на играх – занятиях.

 

Их цель – помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:

- Интонацией

- Позой

- Жестами

- Мимикой

- Пантомимикой

В театрализованных играх воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, а через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм.

Литература: журнал «Дошкольное воспитание» № 7   2009 год, с. 39-45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи через обучение нетрадиционной технике рисования

Развитие творческого воображения детей ведется на основе общения, межличностного взаимодействия педагога и детей на НОД по изобразительной деятельности. Данный опыт может быть использован воспита...

«Развитие творческого воображения в совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста».

В  опыте  работы,  по  степени  новизны и  комбинации  элементов  известных  методик,  используя  рекомендации  по  развитию...

Презентация "Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности".

Презентация содержит игровой материал по русским народным сказкам....

«Развитие творческого воображения ребенка средствами театрализованной деятельности»

Игра – естественный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. В игре перерабатываются полученные из окружающего мира впечатления, знания. Ярко проявляются особенности мышления ...

«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

 «Формирование экологической культуры и развитие творческого   воображения средствами изобразительной  деятельности у детей дошкольного возраста...

«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности у детей дошкольного возраста»

Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из важнейших. Возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы,  к...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЛЕПКУ.

Ребёнок начинает понимать,  что из одного комка он может бесчисленное количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы.При лепке у ребенка формируется художественный вкус, ра...