ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа (старшая группа) на тему

Каштанова Елена Петровна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«АКВАРЕЛЬ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu.docx99.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 комбинированного вида» г.о Саранск

Рассмотрена и одобрена                                                 «УТВЕРЖДАЮ»                                      

на заседании  педагогического                                      Заведующая МДОУ                                                           совета №6 от 31.08.2016                                                 «Детский сад№5»                                                                                          

                                                                                           _______Л. В. Антонова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«АКВАРЕЛЬ»

Возраст детей: от 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                               

                                                                                                       

                                                                                                         Составитель:

                                                                                                  Каштанова Е.П.

г.о. Саранск 2016-2017 год.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

 

Ст.3

2.

Пояснительная записка

 

Ст.5

3.

Учебно-тематический план

 

Ст.12

4.

Содержание изучаемого курса

 

Ст.14

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

 

Ст.16

6.

Список литературы

 

Ст.32

7.

Приложения

 

Ст.34

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Акварель»

(далее-Программа)  

Руководитель программы

Воспитатель Каштанова Елена Петровна

Организация-исполнитель программы

МДОУ «Детский сад №5»

Адрес организации исполнителя

430033, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Севастопольская, 86, тел.55-13-25

Цель программы

Формировать у детей 5-6 лет  художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Направленность программы

Художественно-эстетическое

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Адаптированная

Уровень реализации программы

Дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координация деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

Практическую работу осуществляет педагогический коллектив.

Ожидаемые конечные результаты программы

Развитие мелкой моторики рук;

Обострение тактильного восприятия;

Улучшение  цветовосприятия; Концентрации внимания;

Повышению уровня воображения и самооценки.

Расширение и обогащение художественного опыта.

Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

Сформируются навыки трудовой деятельности

Активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

Умение находить новые способы для художественного изображения;

Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А. Сухомлинский.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования «Акварель» (образовательная область «Художественное творчество»)

2.1 Направленность программы.

Направленность дополнительной образовательной программы:

По тематической направленности-художественно-эстетическая,

По функциональному предназначению-познавательная,

По форме организации-кружковая,

По времени реализации-годичная.

2.2 Новизна.

-Использование необычных материалов, оригинальных техник.

-Нетрадиционные способы изображения

-Использование в работе музыкальных и поэтических образов.

-методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у детей такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Работая в детском саду я убедилась, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества.

Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

2.3 Актуальность программы.

В формировании личности ребенка очень большое значение имеет рисование. Оно приносит неоценимую пользу и развивает как интеллектуальные способности у детей так и их мышления. В то время, когда дети рисуют, включенными в работу оказываются не только зрительные, но и двигательные анализаторы, что великолепно развивает мелкую моторику и память. Кроме того, при занятии рисованием ребенок учится воображать , и сочинять, думать и сравнивать.

Использования нетрадиционных техник рисования дает возможность развивать художественное, а не шаблонное мышление. И не важно, насколько хорошо ребенок владеет техникой рисования, ведь основным будет научить выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи красок передавать свои настроения.

2.4 Отличительные особенности программы.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

2.5 Педагогическая целесообразность.

Задачи оздоровительные.

Для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо технологий.

2.6 Цель программы.

Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке 5-6 лет, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность. 

2.7 Задачи программы.

Направленность, дополнительной образовательной программы-художественно-эстетическая, по приобщению воспитанников к миру искусства.

Программа дополнительного образования «Акварель» по формированию у дошкольников художественной культуры.

Обучение нетрадиционной технике в изобразительной деятельности учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей старшего дошкольного возраста, дополнят и расширяет задачи по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Развивающие:

-Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

-Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

-Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

-Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

-Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Воспитательные:

-Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

-Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

2.8 Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – старший дошкольный возраст (5-6 лет).

2.9 Сроки реализации программы

Срок реализации: программа рассчитана на девять месяцев (период с сентября месяца по май месяц включительно), что составляет 4 занятия в месяц по 25 минут каждое. Занятия проходят 1 раз в неделю.

Длительность одного периода НОД в группе 5-6 лет (первый год обучения) – 25 мин.  (СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26).

2.10 Формы и режим занятий.

Программа предусматривает работу группы в количестве 8-15 человек.

Формы организации занятий:

-совместная игровая-художественно-эстетическая деятельность взрослого и детей.

-индивидуальная-беседы;

-занятия формирования и закрепления знаний и умени.

В соответствии с СанПиН 2.4.1. 2660-10 от 22.07. 2010г. №91 и изменениями к СанПиН 2.4.1.2660-10 от 20.12.2010 г. №164 организованная образовательная деятельность проводится в соответствии с режимом дня МДОУ Детского сада №5

Форма детского образовательного объединения-секция.

Продолжительность занятия

Периодичность занятий в неделю

Количество часов в неделю

Количество

Часов в год

Занятий в год

Старшая группа

25 минут.

1 раза

25 минут

875

35

2.11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Дети должны  сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях,

-Плавно и ритмично изображать формообразующие линии,

-Изображать предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов,

-Создавать  композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе,

-Использовать  разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментировать свою творческую работу;

2.12 Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера,

недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок. Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же участие в конкурсах городского уровня. Показ презентации, создание журнала образцов - нетрадиционные техники рисования «Чем мы только не рисуем».

Освоение детьми содержания программы изучается в процессе продуктивной деятельности детей (заполняются карты наблюдений автор Казакова Т.Г.); изучаются продукты творческой деятельности детей (диагностика «Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г. и Лыковой И.А.); детские достижения презентуются на выставке детского творчества «Узорных дел мастера».

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество

всего

Теория

Практика

(мин)

Кол-во

Занят.

минут

1.

Печать листьев

1 занят.

25 мин.

10

15

2.

Рисование пальчиками

2занят.

25 минут

10

15

3.

Рисование методом тычка

2 занят.

25 минут.

10

15

4.

Смешивание цветов

1 занят.  

25 минут

10

15

5.

Кляксография

2 занят.

25 минут

10

15

6.

Раздувание краски

1 занят.  

25 минут

10

15

7.

Монотопия

4 занят.

25минут

10

15

8.

Фотокопия

рисование свечой

1 занят.  

25минут

10

15

9.

Проступающий рисунок

1занят.

25минут

10

15

10

Техника выполнения витражей-клеевые картинки

2 занят.

25минут

10

15

11

Каракулеграфия

1 занят.

25минут

10

15

12

Шаблонография

1 занят.

25минут

10

15

13.

Ожившие предметы

1 занят.

25минут

10

15

14.

Набрызг

3 занят.

25минут

10

15

15.

Расчесывание краски

1 занят.

25минут

10

15

16.

Рисование штрихом

1 занят.

25минут

10

15

17.

Рисование поролоном

1 занят.

25минут

10

15

18.

Рисование музыки

1 занят.

25минут

10

15

19.

Рисование нитками

1 занят.

25минут

10

15

20

Рисование солью

1 занят.

25минут

10

15

21.

Граттаж

3 занят.

25минут

10

15

22.

Батик

1 занят.

25минут

10

15

23.

КВН

1 занят.

25минут

10

15

24

Повторение пройденного

1 занят.

25минут

10

15

Всего: 35 занятий

4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Структурные элементы занятий

Название темы

Краткое описание темы

1.

Печать листьев

1. «Осень на опушке краски разводила»

2.

Рисование пальчиками

1. «Ветка рябины»

2. «Осеннее дерево»

3.

Рисование методом тычка

 

1. «Черемуха»

2. «Фантазия»

4.

Смешивание цветов

1 «Цветик-разноцветик»

5.

Кляксография

1.«Веселые кляксы»

2. «Страна фантазий»

6.

Раздувание краски

1. «Осенние мотивы»

7.

Монотопия

1. «Знакомство с техникой Монотопия»

2. «Бабочка»

3. «Пейзаж у озера»

4. «Фантазия»

8.

Фотокопия-рисование свечой

1. «Морозный узор»

9.

Проступающий рисунок

1. «Праздничный салют над городом»

10.

Техника выполнения витражей-клеевые картинки

1. «Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы»

2. «Витражи для терема лета»

11.

 

Каракулеграфия

1. «Волшебный карандашек»

12.

Шаблонография

1. «Рисуем по шаблону»

13.

Ожившие предметы

1. «Ожившая сказка»

14.

Набрызг

1. «Зимние напевы»

2. «Звездное небо»

3. «Фантазия»

15.

Расчесывание краски

1. «Верблюд в пустыне»

16.

Рисование поролоном

1. «Плюшевый медвежонок»

17.

Рисование штрихом

1. «Колючая сказка»

18.

Рисование музыки

1. «Музыкальный рисунок»

19.

Рисование нитками

1. «Красивые картинки из разноцветной нитки»

20.

Рисование солью

1. «Дед мороз»

21.

Граттаж

1. «Космический пейзаж»

2. «Вечерний город»

3. «Салют»

22.

Батик

1. «Березка»

23.

КВН

1. «КВН»

24.

Повторение пройденого

1. «На выбор детей»

5. Методическое обеспечение программы

5.1 Формы занятий.

Форма занятий –игровая.

5.2 Приёмы и методы организации.

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:

·         словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

·         наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

·         метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

·         игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

·         метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

 

5.4 Дидактический материал

  • Наборов разнофактурной бумаги.
  • Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
  • Художественно-изобразительного материала.
  • Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.
  • Образцов рисунков по различным  нетрадиционным техникам;
  • Демонстрационного  наглядного  материала.

5.4 Техническое оснащение занятий.

   

Магнитофон,

Ноутбук.

Диски

Доска

Фланелеграф

Бумага для черчения формата А4 и А3

Гуашевые, акварельные, акриловые краски

Пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь

Цветной картон разного размера

Кисти беличьи разного размера, кисти клеевые

Салфетки бумажные и тканевые

Папиросная бумага

Ватные палочки

Соль

Клей ПВА

Штампы фабричного производства

Трафареты  из картона

Зубные щётки

Трубочки коктейльные

Поролоновые губки

Пенопластовые трафареты.

 

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алексеевская,   Н. А.  Карандашик   озорной: популярное пособие для родителей, воспитателей / Н.А. Алексеевская.– М:.  «Лист»,  1998. –  144с.

2.Аверьянова,  А.П. Изобразительная  деятельность в   детском   саду: Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений –  М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.

3.Белкина, В. Н. Васильева, Н. Н. Елкина, Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

4.Галанов, А. С. Корнилова С. Н., Куликова С. Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству: пособие для родителей, воспитателей – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

5.Грибовской, А. А. Конспекты занятий – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

6.Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2: пособие для родителей и воспитателей   – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

7.Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

8.Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству: Методическое пособие  – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

9.Колль, Мери Энн Ф. Рисование   красками: Книга для родителей  – М: АСТ : Астрель,  2005. – 63с.

10.Комарова, Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации  – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.

11.Казанова, Р. Г., Сайганова Т. И., Седова, Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

12.Колль, М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: , 2005. – 144с.

13.Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду:  Авторская программа художественного воспитания – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

14.Пастухова, Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части): планирование, конспекты занятий. Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.-70с.

15. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет: Программы воспитания и обучения в детском саду.  – Москва, 2001.-85с.

16.Урунтаева, Г. А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника»: Практикум по дошкольной психологии  - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.

17.Фатеева, А.  А. Рисуем     без кисточки: практическое приложение  – Ярославль:  «Академия   развития»,  2006. – 96с.

Интернет –ресурсы

1.http://ped-kopilka.ru/blogs/melnikova/iz-opyta-raboty-netradicionye-sposoby-risovanija-v-detskom-sadu-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

2. Дергунова, Л.П. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста», http://www.moi-detsad.ru/

2.Керимова, Л.А. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста», http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/04/27/netraditsionnye-tekhniki-risovaniya-v-detskom-sadu-i-ikh-rol-v

3.Казанцева, Т.А. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», http://kladraz.ru/metodika/konspekty-zanjatii-s-doshkolnikami/zanjatie-po-risovaniyu-v-starshei-grupe.html

7.ПРИЛОЖЕНИЯ

ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ

Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья

с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске.

Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на

лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной

отпечаток растения.

Тема: .Осень на опушке краски разводила.

Цели 3анятия:

1 . Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную

отзывчивость на красоту осени.

2. Ознакомить с новым видом изобразительной техники - «печать

растений •.

3. Развивать у детей видение художественного образа и замысла

через природные формы.

4. Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

• листья разных пород деревьев (4-5 видов);

• 2 альбомных листа, размер А4;

• набор гуашевых красок;

• кисть;

• стаканчик с водой;

• салфетка;

• репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень» ;

• корзинка для сбора листьев;

• трафареты листьев из цветного картона для игры.

Предварительная работа: наблюдения за осенней природой

во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа

о приметах осени, рассматривание Иллюстраций с изображением

осенней природы.

Учить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам

материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.

В учебный процесс можно включить размазывание краски

пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так

далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные

изобразительные техники.

Ход занятия:

1. Организационная  часть

Педагог предлагает детям послушать сказку о листике:

.. в одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все

листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев

были не тяжелые - лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце.

А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком

мал, чтобы решиться лететь одному. Вот он скучал, скучал, думал и придумал.

Видит, идет прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул

в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принес он листик домой. В до­

ме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим

друзьям, по своему дереву. Он испугался, что засохнет, свернется в трубочку

и его выбросят. Тогда листик закричал: .. Ветер, Beтер. Ветер был

его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он

листO't8К И понес его в парк. В парке они расстались. Ветер сказал на

прощание листику: .. Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает,

засохнет. Никогда больше  не  расставайся с  родным  домом - парком».

Пeдaгог:  -Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление,когда листики опадают?

Дети. это листопад.

Педагог. -Верно. А почему дерево сбрасывает листья осенью? (Становится

холодно ,  зимой  веточкам дерева будет  тяжело держать  листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает.)

Педагог уточняет и добавляет ответы детей:

Дереву    никто   не говорит,     когда   надо  сбрасывать  листву.  Но вот

приближается осень - и листья на деревьях меняют свой зеленый цвет на желтый или красный и опадают. На это есть ряд причин: первая - с водой и воздухом в листья попадают разные вещества, не всегда полезные для дерева, дерево могло бы себя ими отравить и заболеть, поэтому, сбрасывая листья, дерево освобождается от вредных веществ; вторая - вода в почве зимой замерзает и до веточек и листьев не доходит; ну и третья причина листопада – защитить ветки дерева от тяжести  выпавшего зимой снега.

Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам, паркам. На следующий гoд на дереве появляются новые листики.

Листопад

Опавшей лист ваш разговор еле слышен:

- М ы с кленов .. .

- Мы с яблонь .. .

- Мы с вязов .. .

- Мы с вишен .. .

- С осинки ...

- С черемухи ...

- С дуба ...

- С березы ...

Везде листопад:

На пороге - морозы!

Ю. Капотов

Педагог'. Осенью листья на деревьях становятся не только желтыми, но и красными , оранжевыми, коричневыми и даже фиолетовым и. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче окраска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья . Сегодня я хочу предложить вашему вниманию  репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень». Само название картины говорит о том, какое врем я года художник на ней изобразил.

Глядя на эту картину и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень - великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей  природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.

            Как обидно

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой -

как хорош ты, лист цветной! . .

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый , золотой . . .

Облетел весь лист цветной! ..

И. Михайлова

Педагог предлагает детям полетать вместе с листиками и ветерком.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели .

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Физкультминутка

«ЛИCТIИКИ»

Дети покачивают  листиками в руках над головой. Бег в разных направлениях. Приседают. Встают, поднимают руки с листочками вверх, окачивают ими. Бег в разных направлениях. Возвращаются на свои места.

Педагог.  В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите

на них; думаю, что вы вряд ли найдете два совершенно одинаковых, каждый листик всегда чем-то отличается от другого: величиной , формой, расцветкой . дети рассматривают листья, выбирают понравившиеся .

Педагог. Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки - веточки. Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок - палочку, с помощью которой листики держатся на веточках. Черенок напоминает ствол.

Сегодня мы с вами будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.

2. Практическая часть

1. Взять любой понравившийся листик, покрыть его краской (желтой, красной и т.д.) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края . Делать это лучше на отдельном листе бумаги.

2. Окрашенной стороной положить листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечетким , смазанным.

3. Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности

бумажного листа.

4. Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать

в другом месте композиции. листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным. Можно повторно использовать уже окрашенный листик, нанеся на него другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.

5. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать

стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.

З. Итог занятия

Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок»

Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит:

.Кленовый листок, лети в мой кузовок •. Дети, у которых в руках листочки

клена, подбегают и кладут их в корзинку. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзинку.

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Ветер дует, задувает,

С веточек листву сдувает.

Листья на ветру кружатся

и под ноги нам ложатся.

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем.

Дети берутся за руки и идут по кругу. Поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону. Разбегаются в разные стороны, кружатся и приседают. Опять собираются в кружок.

Педагог. У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми

деревьями. Это листики-отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый прием позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, eгo свойства - вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное средство.

Тема: «Ветка рябины»

Целu 31U1J1mllR:

1 . Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразитель-

ное средство.

2. Учить анализировать натуру, вьшелять ее признаЮf и особенности.

З. Закрепить прием вливания одного цвета в другой.

4. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику

рук.

МатериОА дА.Я 31U1J1mllR:

• альбомный лист в форме овала, тонированный тушью черного

цвета;

• дополнительный лист, размер 1/2 А4;

• набор гуашевых красок;

• кисть;

• стаканчик с водой;

• влажная салфетка;

• фартук;

• гроздь рябины - натура или фотоиллюстрация.

IlpeiJварumельнQЯ работа: наблюдения за рябиной во время прогулок.

Ход Э8IIJIТIIJI

1. ОрraннзациОIDlU часть

Педагог. Наступила поздняя осень: чаще идут дожди, ночью случаются

заморозки, последние перелетные птицы покинули наши

2* II

края. Листья с деревьев практически все опали, и лес уже не радует

нас разноцветным нарядом. Но все не так печально, как кажется .

Если внимательно оглядеться, можно еще увидеть яркие краски.

Осень

Осыпается весь наш бедный сад,

Л истья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются , там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. Толстой

Пeдaroг. Словно девушка-молодушка, тонкоствольная и стройная

, стоит рябинушка в осеннем одеянии. Накинула на плечи шаль

из разноцветных резных листиков, надела алые бусы из ягод. Ряби на

- не только украшение осеннего пейзажа, без нее никак не обойтиcь

зимующим птицам. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие

и кислые, но, стоит только ударить первым морозам, они становятся

приятными на вкус, и нет лучшего угощения птицам, чем ягоды

рябины.

3ara.цкa

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдЯ, его клюют.

Птицы стаей садятся на дерево и склевывают ягоды, часть ягод падает

в снег. Пролежат они под снегом всю зиму, а весной, только

снег начинает таять, птицы вновь находят для себя вкусную еду.

И хорошие хозяйки время даром не теряют: из рябины варят варенье

и джемы, делают лекарственные настои , которые спасают от ряда

недугов. Детям ягоды рябинки тоже нравятся, из них они с удовольствием

делают себе украшения: бусы и браслеты.

12

Физкультмииутка

«Рябина-

На тропинке - тень, солнечная

сетка.

Через тын, через плетень свесилась

ветка.

Прибеry,

Прис качу,

На носках привстану,

Поднять руки вверх, nокачать ими влевовправо.

Наклониться вниз, руки - к HOCKOJrI Н(М.

Легкий бег.

Прыжки на месте с наги на ногу.

Привстать на носках.

Ветку за косы схвачу, ягоды

достану.

Хватательные движения руками поочередно.

у плетня посижу и на шелковинку

Осторожно нанижу ягоду-рябинку.

Бусы горькие надень, веточка,

ветка!

На тропинке - тень, солнечная

сетка.

Е. Благинина

Присесть, руки - на колени.

ИмитациJl движения - нанизывание Jlгoд

на HumO'lKY.

Встать, «надет"" бусы на шею.

){лоnки в ладоши.

Педаror. Но невеселая стоит рябинка в осеннем уборе, грусть-печаль

ее , голубушку, гложет.

Говорила рябина рябинке:

- Отчего ты, подружка, в кручине?

Отчего такой пасмурный вид?

Что за боль твое сердце щемит?

Orвечала рябине рябина:

- Orтoгo меня гложет кручина,

Что уже на пороге зима,

Что уже на подходе метели,

Ведь недаром - подумай сама! -

Наши ветки вчера облетели.

Н. Некрасов

2. Практическая часть

Педагог предлагает детя м рассмотреть ветку рябины и украсить

группу красивыми панно с ее изображением.

13

Педаroт. Панно у нас с вами будет черного цвета, чтобы подчерJCнуть

яркие краски ягод и разноцветных листиков. Ягоды у рябины

собраны в красивую гроздь, по своей форме напоминающую овал,

внутри которого собраны ягоды-кружочки. Они практически одного

размера, как сестры-близнецы. Кисточкой, пожалуй, сложно будет

их сделать такими похожими. Но я знаю один способ, который

поможет нам с вами успешно справиться с этой задачей . Мы попробуем

напечатать ровные и одинаковые кружочки при помощи своих

пальчиков. Для этого нужно кончик (подушечку) пальчика окунуть

в красную краску, а затем при макнуть его к поверхности листа . А так

как ягоды у рябинки собраны в гроздь, отпечатки следует наносить

рядышком, близко друг к другу.

дети упражняются в приеме примаки вания на дополнительном листе,

затем вытирают палеи влажной салфеткой.

Педаroг. Листики у рябины сложные, на одном черенке их несколько:

все они парные, а один на конце пары не имеет. Осень раскрасила

листики самыми разными красками, цвета как бы вливаются

один в другой, и границ перехода одной краски в другую увидеть

практически невозможно, как ни приглядываЙся. Чтобы изобразить

листочки, мы воспользуемся самым маленьким пальчиком на

нашей руке - мизинчиком, его боковой стороной. Но теперь пальчик

не будем окунать в краску, а используем кисточку. Наберите

краску любого яркого цвета на кисть и покрасьте боковую сторону

мизинца, а затем прислоните пальчик окрашенной стороной к поверхности

бумажного листа . У вас получился отпечаток одного листочка.

А чтобы выполнить сложный листик полностью, концом

кисти нужно нарисовать палочку-черенок и с обеих сторон напечатать

парные листочки и один непарный - наверху черенка. Чтобы

листики получились многоцветными, на боковую сторону пальчика

можно наложить 2-3 цвета гуаши, при примакивании краски вольются

одна в другую, и вы получите листочки с пестрой окраской .

Отработка приема выполнения листочков

Далее дети выстраивают композицию на тонированном листе,

первоначально кистью нарисовав веточки-черенки, а приемом примакивания

изображая ягоды и листики.

14

в проuессе работы педаroг следит за тем, как рисуют дети . Напоминает,

чтобы они аккуратно и правильно использовали краски,

своевременно вытирали пальuы влажной салфеткой.

3. Итог 381U1ТИJ1

Педаroг. Молодuы, ребята, вы отлично справились с работой. Кажется,

будто сама Осень побывала у нас в гостях и оставила свой

разноuветный след. Да и рябинка повеселела, теперь ей не страшны

никакие морозы и злые ветра.

На холме стоит рябинка, Потягивания - руки вверх.

Держит ___________прямо,РОВНОСПИНКУ.

Ей не просто жить на свете - Вращение туловищем вправо-влево.

Ветер крутит, крутит ветер.

Но рябинка только г нется, Наклоны в стораны.

Не печалится - смеется.

Вольный ветер грозно дует Дети машут руками, uзoбраЖQR ветер.

На рябинку молодую.

РИСОВАНИЕ МЕТОДОМ ТЫЧКА

Если у детей есть опыт рисования пальчиком , то этот способ не

вызовет у них никаких сложностей. Для тычка достаточно взять какой-

либо предмет (например, ватную палочку), опустить его в краску

и ударить им по листу сверху вниз. Будет оставаться четкий,

определенной формы отпечаток. Если тычок делать целенаправленно,

например по готовому контуру и внутри него, то изображаемый

объект получится интересной, неоднородной фактуры. Ритмично

нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый

силуэт орнаментом или изобразить произвольный силуэт предмета,

состоящего из одинаковых элементов.

Ции 3IlIUInШЯ:

1. Воспитывать эстетически -нравственное отношение к природе

через изображение ее образа в собственном творчестве.

2. Расширять знания и представления детей об окружающем мире,

познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих

веток.

3. Познакомить с техникой рисования тычком.

4. Формировать чувство композиции и ритма.

Mameputl.ll iJAя занятuя:

• ветка черемухи или фотоиллюстрация с ее изображением;

• альбомный лист с готовым темным фоном ;

• дополнительный лист, размер 1/2 А4;

• набор гуашевых красок;

• кисть;

• стаканчик с водой;

• 2-3 ватные палочки ;

• салфетка.

ПреiJварuтиьная работа: наблюдение за цветущей черемухой

в ближайшем парке, во дворе.

16

Ход занятия

1. Органиэациониая часть

Пeдaror. Сколько удивительного и интересного можно наблюдать

весной, когда природа просыпается и оживает после долгого зимнего

сна: на веточках дерев ьев и кустарников набухают почки, потом поЯВIIЯются

нежные зеленые листики, а затем душистые соцветия, от которых

невозможно отвести взгляд, до ТОГО они прекрасны. вот с одним

из таких весенних чудес я вас сегодня хотела бы познакомить.

Черемуха

Расцвела черемуха около ручья,

На апрельском солнышке, веткам и шепча.

Легкая, как облако, чистая, как снег.

Радовался деревцу каждый человек.

Приходили девочки посидеть под ней,

И могла цвести она много- много дней .

- Это чья черемуха?

- Да она - ничья, белая снегурочка

Около ручья ...

з. Александрова

это удивительное дерево любит влажные места, поэтому чаще

всего растет вблизи водоемов, речек и ручьев. Но его можно встретить:

и В городских дворах, скверах и парках, в местах, где много

солнца и света. Расцветает черемуха в мае. На веточках распускаются

душистые гроздья белоснежных цветов, от которых исходит чудесный

аромат.

и вся благоуханная,

Роняя лепестки,

Цветет, цветет черемуха

В OBpare у реки.

С угра до поздних сумерек

Со всех концов земли

К цветам ее торо пятся

Тяжелые шмели.

В. Жуковский

17

Пчелок, шмелей привлекает изобилие нектара в душистых соцветиях,

а вот мухи , комары черемуху облетают стороной, их огпyrивает

чересчур сильный запах. Соловьи распевают свои песни в густых

ветвях дерева.

Черемуха

Звонкой песней скворушка

Веселит простор.

Белая черемуха

Встала на бyroр.

То ли с неба звездочки,

CHer ли на ветвях?

Или в белых сборочках

Кофта на плечах?

Е. Русаков

Люди дивятся и радуются этому весеннему чуду. А вог само дерево

обижается на людей. Послушайте, почему:

Очень я, Черемуха, на людей обижаюсь . . .

По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою, как

невеста . .. глядите, стар и мал, любуЙтесь. Пусть у вас на душе станет радостноl

А люди - ломать меня.

По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что

ведь себе хуже! Веточки в комнате долго ли простоят - вот уже и осы а-лись

... а цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней mаз веселилаl

Пoa1eюr летом черные ягоды - снова люди ко мне. l1oтиxcн.кy собирали

бы ЯГОДКИ бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают ...

Этакий сорванец на ветке качается, приятелей зовет:

- Эгейl Сюдаl ..

Ну я на хитрость и пустилась.

Хоть ягоды мои и сладки, да вязкие, рот вяжут.

Поел ягод, захотел крикнуть, а рот-то и связало.

Ну и поделом тебе.

Ступай домой и помалкивай.

(Из рассказа .. Черемуха» Э. Шима. )

Пeдaror. Советую вам прислушаться к черемухе. На самом деле

цветущие ветки нежелательно ставить дома, ОГ резкоro запаха

18

может разболеться голова. Да и простоит этот букет недолго, нежные

грозди черемухи быстро облетят в неволе. В природе же после

обильного цветения на дереве появляются ягоды; вначале они зеленые,

а потом плоды созревают и чернеют. Птицы очень рады такому

угощению. На вкус ягода сладковатая и вяжет рот, но пирожки

с начинкой из черемухи тают во рту. Готовят из спелых ягод и душистое

варенье. А еще ягоды черемухи являются лечебными, помогают

при разных заболеваниях. Вот такое это чудесное дерево.

ФИЭКУJJЬтминyrкa

«Черемуха.

Черемуха ду шистая с весною

расцвела

И ветки

золотистые, что кудри,

завила.

Кругом роса медвяная сползает

по коре,

По д нею зелен ь п рян ая сияет

в серебре.

А рядом

у

проталинки, в траве,

между корней,

Бежит струится маленьки й

серебряны й ручей .

Черемуха душистая развесившись

стоит,

А зелень золотистая на солнышке

горит.

Руче й волно й гремучею все

ветки обдает

И

вкрадчиво под кручею ей

песен ки поет.

с. Есенин

Руки nоднять вверх, соединить кончики

пальцев над гол080Й - сделать «КРОНУ».

КpYlO8bIe двuжения указателЬНbl.Afи палЬчиками

около головы - «кудрU».

Наклониться вперед, опустить руки вниз.

Плавно nокачать внизу руками из стороны

в сторону - «ручей».

Встать прямо, руки в стороны - «semKU».

Руки nоднять вверх, растопырить пальчики

- «солнечные лучикu».

Покачать nоднятbl.Afи вверх руками влевовправо.

Опустить руки вниз, сесть на место.

Педагог показывает детям веточку черемухи - натуру или фотоиллюстрацию.

Педaroг. На основной ветке расположены листья и цветы. Каждый

листик имеет округлую форму с заостренным концом, листики крепятся

к веточке с помощью тонкой палочки - черенка. А между листиками

на веточках находятся белые мелкие цветы, собранные

в гроздь. Каждый цветочек имеет жеЛ1УЮ серединку, окруженную

белыми лепестками размером с маленькую горошинку. Размер

19

грозди приблизительно такой же, как и листика. Чтобы нарисовать

MHOro мелких цветов с одинаковыми лепестками, мы воспользуемся

необычным для рисования предметом - ватной палочкой. Если ее

кончик oкyнyrb в краску, а потом сделать тычок о бумагу, то на листе

останется отпечаток величиной с маленькую круглую горошину, и

все отпечатки будyr ровными и одинаковыми по размеру. А поскольку

у палочки два конца, то второй можно использовать для другой

краски. При этом в воду палочку опускать не нужно, только в краску,

но не глубоко, а лишь слегка касаясь поверхности гуаши.

Дети упражняются в выполнении тычка на дополнительном листе

разными красками, используя оба конца палочки.

2. ПрактическаJl часть

1 . Гуашью зеленоro цвета по пери метру листа при помощи кисти

нарисовать длинную основную ветку с короткими боковыми.

2. Концом кисти изобразить несколько тонких коротких линий -

черенков, отходящих с разных сторон от основной ветки.

3. Ватную палочку оку нуть в желтую гуашь, тычком изобразить

серединку цветка на конце черенка, друroй конец палочки окунуть

в белую гу ашь и напечатать белые лепестки - горошинки вокруг

желтой серединки. Таким же образом изобразить остальные цветы

по обе стороны черенка в ВИде грозди. Выполнить несколько гроздей

черемухи на основной ветви.

! РеКOJtlеидаЦlI1I дenuuн: при выполнении тычка палочку нужно держать

вертикально, верхний конец должен быть направлен в потолок,

только в этом случае палочка после удара тычка о лист бумаги будет

оставлять четкий, ровный отпечаток, в ином случае тычок 'может

получиться смазаннbI.М и изображение бесформениbI.М.

4. Между гроздьями кистью нарисовать короткие черенки для листочков,

на конце каждоro черенка нарисовать листик - округлый

у основания и заостренный на конце.

3. Итог 33IUIТIIJI

Педаroг. У вас получились красивые натюрморты , которые могут

стать весенним подарком дл я ваших близких и украсить помеще-

20

ние. Нарисованные веточки черемухи буд yr радоват ь вас в течение

долгого времени , даже тогда , когда в природе она уже от цве т ет.

Черемуха цвeтer

Черемуха душистая цветами убрана

И шепчет солнцу ясному:

« Прохлада мне нужна. Ласкай меня ,

Но с жаркою весной повременю>.

Для милой для черемухи свежее стали дни.

И, вся благоуханная, роняя лепестки ,

Цветет, цветет черемуха в OBpare у реки.

В. Жуковский__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...