Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС
консультация на тему

Низамова Зульфия Небиулловна

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_podderzhka_igry_v_svete_fgos.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Веселые ладошки» г. Чебоксары

Чувашской Республики

Консультация для воспитателей

«Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС ДО»

Ст. воспитатель

Низамова З.Н.

г. Чебоксары, 2016 г

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования в отличие от Стандарта начальной школы не зря называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), называются:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности. Параллельно обязательно должна быть организована специальная работа по развитию и педагогической поддержке самодеятельной игры детей, которая и обеспечивает становление целевых ориентиров.

Как правильно прописать в содержании Основной образовательной программы дошкольного образования и организовать эту работу? Распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.

• Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

• Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

• Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Последний пункт вызывает наибольшие трудности у воспитателей. Содержание образовательной работы (и соответствующих игр) подчиняется Программе, и здесь, как правило, все понятно. А как правильно выстраивать педагогическую поддержку игры?

В качестве основного метода мы рекомендуем Комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр. А что касается содержания работы по развитию и педагогической поддержке самодеятельной игры, то она организуется в соответствии с возрастом воспитанников:

Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации. 2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.

Старшая группа — обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)

Подготовительная группа – формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм-фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.

Эти задачи направлены исключительно на становление и развитие самодеятельной игры детей, они не должны сопровождаться дополнительными дидактическими образовательными задачами, если играющие дети не принимают их или преобразуют в игре по-своему. Инициатива в таких играх остается за детьми.

Отдельно хочется дать крайне важный совет для тех педагогов (особенно старших воспитателей и руководителей структурных подразделений), чьи детские сады входят в состав многофункциональных образовательных организаций. В Москве сейчас существует достаточное количество подобных учреждений, где отделения дошкольное и начальной школы расположены либо в одном здании, либо рядом, забор в забор. Часть детей младшей школы остается на «продленке», и к моменту, когда дети дошкольного отделения выходят на вторую прогулку, школьники уже успевают сделать домашние задания или позаниматься в кружках, и тоже готовы к играм и развлечениям. Объединение детей в разновозрастной играющий коллектив позволило бы педагогам решить ряд важнейших задач развития детей, поскольку подобные игры имеют огромное значение не только для становления и развития игры дошкольников, но и для благоприятного эмоционального и личностного развития младших школьников, для которых игра становится уже не ведущей, но преобладающей деятельностью. Применение изложенных выше положений позволит, сохранив огромный развивающий потенциал детской игры, успешно реализовывать требования Стандарта, при этом адекватно используя возможности игры как педагогической формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Педагогическая поддержка сюжетно-ролевой игры в ДОУ в контексте ФГОС ДО"

Презентация отражающая основные принципы педагогической поддержки ребенка в сюжетно-ролевой игре в контексте ФГОСДО. Будет интересна воспитателям-методистам ДОУ, а также студентам обучающимся на ...

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены условия для реализации оказания успешной педагогической поддержки ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования, а также приемы и способы педагогической поддержки в дошкольной ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Педагогическая поддержка сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»

Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, с...

Условия для развития и педагогической поддержки игры в ДОУ

Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре личность ребенка полностью вовлекается в данный процесс: его воля, чувства, эмоции, познавательные процессы, потребнос...

«Психолого-педагогические аспекты игры в контексте ФГОС»

Виды игр по теме"Психолого-педагогические аспекты игры"...

Педагогический совет : «Развитие и педагогическая поддержка игры как ведущей деятельности дошкольника»

Педсовет: Игра в современном дошкольном образовании.Слайд1. НазваниеСлайд 2.Старший воспитатель: В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для дет...