НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Свет»
план-конспект занятия на тему

Мельникова Валентина Яковлевна

НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Свет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_svet_3.docx53.47 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Свет»

Цель: способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Задачи:

  • объяснить, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов;
  • познакомить детей с понятием «скорость света»;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • развивать умение делать выводы;
  • воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Методы и приемы: 

  • практические - наблюдение и опыты;
  • наглядные - работа с иллюстрациями.

Материалы и оборудование: 

Для воспитателя: настольная лампа, глобус, карманное зеркальце.

Для детей: карточки с изображением разных источников света (лампа, свеча, костер, фонарь, окно и т.д), картон и бумага, карманные зеркальца, карманные фонарики, мячики, разные небольшие игрушки.

Ход занятия.

Игра на общение «Улыбка».

Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской коричневой

Красит людей. (Солнце)

Что такое Солнце?

Дети: Это космическое тело.

Воспитатель: Действительно, Солнце – это звезда, которая находится в космосе, так же, как и Луна, и наша планета Земля. Наша планета Земля непрерывно движется вокруг Солнца. Когда одна ее часть освещена Солнцем – там день, другая находится в темноте – там ночь (показывает на глобусе).

Воспитатель предлагает провести опыт - смена дня и ночи.

Вместе с воспитателем дети проводят опыт, используя мячики и фонарики. Воспитатель предлагает детям по очереди взять мячик и посветить на него фонариком с одной стороны, а потом - повернуть мячик так, чтобы фонарик осветил его с другой стороны. Дети делают вывод, что освещена только та часть мячика, на которую попадает луч. Так же происходит и с земным шаром - если на одной стороне день, то на противоположной будет ночь. 

(Дети делают вывод о смене дня и ночи в разных частях света).

Воспитатель: солнце дает нашей планете много света и тепла, хотя находится очень-очень далеко от нас.

Воспитатель: дети, а может ли живая природа обходиться без солнечного света и тепла.

Дети: ответы детей (нет).

Воспитатель: почему?

Дети: потому что растениям, деревьям нужен свет и тепло.

Воспитатель: Свет – одно из самых необходимых условий жизни растений. Только на свету в листьях растений образуется хлорофилл, растение получает питание, поглощая из воздуха углекислый газ и выделяя кислород. Есть растения светолюбивые, а есть теневыносливые. Если растение получает необходимое количество света, то оно хорошо развивается. Цветы и травы тянутся к свету и поворачивают к нему свои листья.

Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?  

Дети: нет, потому что человеку необходимо свет и тепло. При дефиците солнечного света человек склонен к инфекционным заболеваниям.

Воспитатель: Проблемы со здоровьем при дефиците солнечного света.

Проблемы со здоровьем подкрадываются постепенно к тем, кто продолжительное время лишён прямого солнечного воздействия.

 Во-первых, у людей развиваются физические, телесные изменения. Заболевания возникают на фоне ультрафиолетовой недостаточности (синоним: световое, солнечное голодание), что ведет к нарушению жизнедеятельности организма человека в результате длительного отсутствия или недостаточности действия солнечного света на кожные покровы. Это приводит к значительному снижению работоспособности, сопротивляемости к инфекциям, склонностью к инфекционным заболеваниям (грипп, дерматиты, ревматизм, туберкулез и др.), нарушению минерального обмена (рахит, остеопороз, повышенная ломкость костей).

 Во-вторых, на фоне ломки схемы «день/ночь» нарушается выработка гормональных регуляторных веществ в организме, и могут развиться неврологические, психические изменения или аффективные расстройства. Именно они лежат в основе хронических стрессов и синдрома хронической усталости, затяжных депрессий.

Воспитатель: Ребята, но есть живые существа, которые могут обходится без света. Сегодня нам предстоит встретиться с ними, это - подземные жители. Попробуйте сами отгадать, с какими именно. Сейчас, я загадаю загадку, а вы отгадаете.

Загадка про крота

Я, друзья, подземный житель,
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нем. Это

Дети: крот.

Воспитатель: Какие слова загадки помогли вам найти отгадку? (Показ картинки).

Воспитатель: небольшое, величиной с ладонь животное. Живет предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва Крот.  Ведь почти всю свою жизнь крот проводит под землей, в глубоких норах и ходах. Редко, но удается увидеть подземного жителя. И сразу видно, что он приспособлен исключительно для подземной жизни. Давайте рассмотрим его внимательно.

Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для рытья земли. А также нос, очень чувствительный к запахам, предназначен для грубой работы, - носом крот землю буравит, лапами гребет, как экскаватор и толкает назад. За одну минуту крот прорывает под землей ход — вот такой длины (показ 30-ти сантиметровой линейки).

Он земли насыпал горку.
Вылез длинный он из норки.
Дождь прошёл: не просто так,
Вылез из земли  ...

Дети: червяк.

Дождевой червь – он всю свою жизнь проводит в почве. Питается останками перегнивших листьев. Все тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности можно увидеть во время дождя.

Воспитатель: Ребята, какие существа могут обходиться без света?

Дети: червяки, кроты.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись.            (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны.                    (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.                             (руки вверх, помахать ими).

Воспитатель: Скорость света такова, что в одну секунду он успевает 7-8 раз обежать кругом Земли. Пространства планетной системы им пролетаются примерно с такой же легкостью, с какой муха перелетает из одного конца комнаты в другой или как птица — из одной части города в соседнюю.

Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии. Гром представляет собой колебания воздуха под влиянием очень быстрого повышения давления на пути молнии, вследствие нагревания приблизительно до 30 000 °C. Раскаты грома возникают из-за того, что молния имеет значительную длину, и звук от разных её участков доходит до уха наблюдателя не одновременно.

Молния - это электрический разряд в атмосфере, сопровождающийся вспышкой света. А гром - это звук от разряда молнии. Скорость света - 300 000 километров в секунду. Скорость звука в воздухе примерно - 330 метров в секунду. Наблюдатель, сначала видит свет от электрического разряда в атмосфере, которое происходит почти мгновенно, и только потом до него доходит звуковая волна, через определённый промежуток времени, равный отношению расстояния до молнии к скорости звука. Если разницу по времени между молнией и громом, в секундах умножить на скорость звука (330 м/с), то получится примерное расстояние до места, где произошло это явление...

Измерить силу света в комнате (опыт). Измерение освещенности проводится в светлое время суток при открытых шторах, необходимо учитывать это при проведении опыта зимой.

Измерить силу света фонарика (опыт). Проверить, чтобы фонарик был направлен на датчик. В свободном режиме можно поэкспериментировать с разными фонариками (при наличии). Пояснить, что сила света от светящегося объекта (фонарик, экран, солнце) называется яркостью. Также в свободном режиме можно провести эксперимент с лампой на подставке, измерив силу света у лампочки и вдали от нее.

Измерить силу света возле окна (опыт). Измерение освещенности проводится в светлое время суток при открытых шторах, необходимо учитывать это при проведении опыта зимой.

Освещенность в разных местах комнаты (опыт). В свободном        режиме можно поэкспериментировать с детьми и измерить освещенность на их рабочем столе, под крышкой стола или на полу под столом. Обратить внимание детей на то, как должно быть освещено их рабочее место и почему это важно.

Отгадывание загадок. Дети рассматривают предложенные картинки и выбирают нужную - ответа на вопрос.

Красная собака

В печи гуляет.

Никогда не лает,

А руки кусает (Огонь)

Меня с домика берут,

 Головой о стенку трут.

 Я от этого сержусь

 И в миг пламенем зажгусь (Спички)

Тело бело,

Душа льняная,

Маковка золотая. (Свеча)

Провела я солнце

Сквозь свое оконце.

К потолку подвесила,

Стало в доме весело. (Электрическая лампочка).

 Воспитатель предлагает детям подтвердить гипотезу о том, что свет распространяется только по прямой с помощью опыта

Дети берут лист картона и, проделав в нем отверстие, светят в него фонариком, направляя луч на стену - на стене световое пятно. Затем листом бумаги лучу преграждают путь и световое пятно со стены исчезает. Дети делают вывод, что свет распространяется по прямой.

(Дети получают подтверждение гипотезы, что свет распространяется только по прямой)

Свет - электромагнитная волна, распространяющаяся от источника света и воспринимаемая глазом человека. В зависимости от длины волны свет имеет цвет от красного до фиолетового. Есть и другие виды электромагнитных волн: близкие к свету инфракрасное и ультрафиолетовое излучение и далекие - радиоволны, рентгеновские и гамма лучи.

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами говорили о скорости света, всем ли нужен свет, влияет ли плохая освещенность на здоровье человека. Мы с вами сделали несколько опытов: измерили силу света в комнате, силу света фонарика, силу света возле окна, освещенность в разных местах комнаты.  Проделав опыт, мы убедились, что свет распространяется только по прямой.

Ребята на этом наше занятие закончено. Все старались, были активны, внимательны.


         




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность на тему: "Свет и тень".

фотрмирование познавательных действий ребёнка через его включение в проектно - исследовательскую деятельность...

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа

Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности "Природные источники света"

Данный конспект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста....