Детско-родительский клуб "Вместе с мамой"
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Лариса Михайловна Бурлакова

Плпн-программа по дополнительному образованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный орган Управление образованием городского округа Красноуфимск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 2 с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

ПЛАН - ПРОГРАММА

 по дополнительному образованию

детско-родительского клуба

«Вместе с мамой»

(Даёт возможность родителям реализовать свои неиспользованные способности)

 

   Составитель: воспитатель

     Бурлакова Лариса Михайловна

г. Красноуфимск

                                                          2014  год

Содержание

Паспорт план-программы

Пояснительная записка

Содержание курса

Перспективное планирование

Требование к взаимодействию с семьёй

Библиографический список

Приложение

Паспорт план-программы

1.

Название клуба:

«Вместе с мамой»

(практические занятия с элементами тренинга)

2.

Цель план-программы 

Установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами.

3.

Задачи

1.Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

2.Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.

3.Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.

4.Вовлекать родителей в жизнь детского сада

3.

Руководитель программы

Бурлакова Л.М. – воспитатель I квалификационной категории МАДОУ д\с № 2

4.

Участники тренинга

Педагоги, специалисты, дошкольники и их родители.

5.

Ожидаемые результаты

Улучшение взаимодействия родителей и детей, установление партнерских отношений между родителями и ДОУ.

6.

Форма организации

Групповая, очная, заочная

7

Непосредственная работа детско-родительского клуба «Вместе с мамой»

Проведение совместной деятельности по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на заседаниях детско-родительского клуба. Поэтому, следует изменить не только их структуру, но и считаться с мнением родителей при определении тематики.

Пояснительная записка

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

            /В. А. Сухомлинский/

          В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральных  государственных образовательных стандартов,  одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

         Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Воспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней.

Для более плодотворного общения между педагогами и родителями в нашем ДОУ создан детско-родительский клуб  "Вместе с мамой", для родителей. В детско-родительском клубе «Вместе с мамой» принимают участие специалисты детского сада: психолог, воспитатель,  музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, учитель-логопед, медицинская сестра и др.

Целью создания детско-родительского клуба "Вместе с мамой" послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада и налаживанию в полной мере возможности семейного воспитания, а для этого родители не должны жалеть ни времени, ни энергии на постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня.

Детско-родительский клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и дети могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем можно было детям легко адаптироваться в детском саду, а родителям объединить свои усилия и обеспечить ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в дальнейшем в детском саду и дома.

Основными принципами работы детско-родительского клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

Участие родителей в жизни ребёнка не только дома, но и в детском саду поможет им:

  • преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

  относиться к ребенку как к равному;

  • понять, что не допустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сегодня сделал лучше, чем вчера, нужно радоваться его личностному росту;
  • знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
  • проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
  • установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной. Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый в несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.

 Анализ состояния современных семей показал, что состав семьи не превышает четырех человек. Большинство российских семей воспитывает одного ребенка, а остальные родственники проживают чаще отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей. У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования, нет достаточного представления о проживании ребенка в детском саду, об имеющихся там условиях воспитания и обучения. Созданный при ДОУ детско-родительский клуб "Вместе с мамой" поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит в дальнейшем период адаптации детей. Проводимые воспитателем и специалистами занятия с детьми дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания ребёнка практически с его рождения.  Поэтому объектом данной работы является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом – содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьёзно ни продумывались формы воспитания детей  в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация педагогов дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и актуального участия родителей в воспитательном процессе.

Новизна. Отсутствие образовательных программ для родителей, снижение тиражей специализированных научно-популярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детей-дошкольников. В этой ситуации единственным источником педагогических знаний для родителей станет детско-родительский клуб  "Вместе с мамой" на базе нашего  детского сада. Приходя в ДОУ на специальные заседания, в играх со сверстниками, дети овладевают на занятиях  полезными знаниями и учатся общаться, родители при этом получают необходимые консультации специалистов по детскому развитию. В результате процесс адаптации, когда дети пойдут в детский сад, станет для ребенка менее болезненным, а развитие личности ребенка - более гармоничным.

Необходимость введения данной план-программы обусловлена запросами родителей, проведения анкетирования. Отличительной чертой данной план-программы является характер проведения заседаний. Каждое заседание включает в себя игры, танцы, хороводы, занятия, направленные на развитие речи, внимания, памяти, мышление, художественное творчество и др.

Данная план-программа имеет цель:

Установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами.

Задачи:

1.Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

2.Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.

3.Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.

4.Вовлекать родителей в жизнь детского сада.

Детско-родительский клуб «Вместе с мамой - необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укреплении детско-родительских отношений. Изучение родительских запросов выявило необходимость деятельности детско-родительского клуба в 3 направлениях:

Обучение родителей. Ведущие формы обучения в условиях клуба – мини-беседы, деловые игры, консультации, тренинги.

Обучение детей. Игры, игровые упражнения, развлекательные мероприятия, спортивные праздники и развлечения, занятия.

Консультирование родителей. Оно направлено на достижение глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом; определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками воспитательного процесса.

Использовалось консультирование двух типов:

  • Педагогическое (по вопросам, касающимся освоения программы, индивидуального образовательного маршрута ребенка, способов дополнительного образования);
  • Медицинское (по вопросам, касающимся здоровья детей, индивидуальных особенностей ребенка)

Консультирование родителей строилось на принципах:

Создания доверительных отношений;

Взаимоуважения;

Компетентности;

Качественной организации консультаций.

Методы и приемы, используемые в программе:

Организационные;

Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание;          

Словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);

Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение).

Логические.

Мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).

Содержание курса

Детско-родительский клуб  "Вместе с мамой" создается для родителей и детей. Дети посещают клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Организация работы строится на основе ведущих видов детской деятельности (в раннем возрасте - предметная деятельность, в дошкольном возрасте - игра) и с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка. План-программа детско-родительского клуба "Вместе с мамой" рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает 30 - 40 минут. Предусмотренная план-программой совместная деятельность состоит из нескольких постоянно присутствующих образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

  В свою очередь каждая  образовательная область  содержит сменяющие друг друга виды деятельности, что не дает ребёнку почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира ребёнка. Занятия проводятся воспитателем и специалистами  детского сада. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации специалистов, памятки, буклеты, фотовыставки и др.

Специфика клуба в том, что работа в нем осуществляется с учетом психологического возраста ребенка, т.к. это позволит воспитателю и специалистам детского сада  активнее развивать всех детей (не только обычных, но и "продвинутых", способных, одаренных).

Формы организации детской деятельности могут быть различными, но  средства для достижения воспитательно-оздоровительных задач остаются  игровыми. Наиболее целесообразно использовать различные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-эксперименты с материалами и др. по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного содержания. При этом нужно придерживаться главного направления в работе с детьми, развития речевой активности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности

Календарно-перспективный план

Возрастная категория 4 год жизни

Сроки

Заседание клуба

Содержание

Участники

Сентябрь

Праздник торжественного открытия детско-родительского «Вместе с мамой»

Круглый стол: *Визитная карточка клуба.

*Обсуждение проблемного поля (тематика заседания)

*Чайная пауза.

Психолог, воспитатель, родители.

Октябрь

 «Кризис трёх лет»

*Дискуссия с участием  родителей, воспитателя.

*Открытое занятие  с детьми: «Наши любимые игрушки»

*Игры в сухом бассейне.

Психолог, Воспитатель, родители, дети.

Ноябрь

 «Сенсомоторное развитие малышей»

*Семинар-практикум для родителей по обучению детей нетрадиционным приёмам самомассажа кистей  пальцев рук.

*Путешествие в страну пальчиковых игр с детьми.

Психолог, логопед, воспитатель, родители, дети.

Декабрь

 «Наши друзья – зверята»

*Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей.

*Рассказы родителей и детей о домашних животных.

*Концертная программа: стихи, песни о зверятах

*Чайная пауза (под музыку)

Психолог, зам. Заведующей, родители, дети.

Февраль

 «Расти здоровым, малыш»

Дискуссия *Информация фельдшера: «В  здоровом теле – здоровый дух».

*Физкультурный досуг: «Весёлый стадион».

*Фото стенд «Играем и развлекаемся дома».

Психолог, фельдшер, физрук, воспитатель,  дети, родители

Март

«Мамы разные нужны, мамы разные важны»

*Диспут на тему «Мы такие разные, но все необходимые».

*Фото-витрина портретов мам на рабочем месте.

*Концерт-поздравление для мам и бабушек.

*Детское кафе.

Психолог, воспитатель,  муз. руководитель, дети, родители (мамы, бабушки. сестрёнки)

Апрель .

«Играя, обучаем вместе»

Семинар – практикум,

буклеты с играми, наглядная информация

психолог, воспитатель, родители, дети, муз. руководитель.

Май

 «Маленькие агрессоры. Кто они?»

 Практическое занятие с элементами тренинга,

буклеты, наглядная информация.

Психолог, воспитатель, родители, дети.

Требования к взаимодействию с семьёй

Определили основные этапы развития взаимодействия с семьей и выбор наиболее предпочтительной формы общения семьи со специалистами.

1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов

2 этап: Создание план-программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ).

3 этап: Реализация  план-программы сотрудничества

4 этап: Анализ полученных результатов

Одной из задач в работе  детско-родительского клуба "Вместе с мамой" является – воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться успехам и удачам каждого. В целом у ребенка и родителей, прошедшего такую подготовку формируется устойчивый положительный образ дошкольного учреждения, что влияет на успешную адаптацию. Они с удовольствием совместно с взрослым берутся за решение предметных задач: собирать пирамидку, строить домик и т.д. Дети, посещавшие детско-родительский клуб "Вместе с мамой", обладают хорошо развитыми коммуникативными навыками. Они легко вступают в контакт, в случае необходимости обращаются за помощью и достаточно быстро налаживают отношения с детьми. Так же хочется отметить, что родители этих детей менее тревожны относительно того, что ребенок идет в детский сад. У них складывается позитивное отношение, как к педагогам, так и к детскому учреждению в целом.

Ожидаемый результат:

Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком.

Умение замечать и принимать индивидуальные проявления     ребенка.

Умение уважать желание и возможности ребенка.

Представление ребенка об окружающем мире.

Накопление сенсорного опыта.

Становление речи ребенка.

Развитие мелкой и крупной моторики.

Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях детей, речевом общении и сенсорных представлениях, успешная адаптация детей к условиям детского сада и подготовки детей к обучению в школе.

Занимаясь в детско-родительском клубе "Вместе с мамой", разовьются способности ребенка, родители научатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой и вниманием. А так же родители начинают  понимать, что задача воспитания детей - это задача семьи, а педагоги детского сада - их помощники, союзники. Для того, чтобы родители сотрудничали с детским садом, необходимо полное взаимопонимание, взаимоуважение и взаимное доверие (на развитие этих качеств и направлена деятельность  детско-родительского клуба «Вместе с мамой»). А воспитатель и специалисты  детского сада должны быть помощниками, друзьями и просто людьми, которые смогут выслушать родителя и, если надо, дать совет. Только совместно с родителями мы сможем решать все трудности и проблемы, преодолевать неудачи, создавать благоприятные условия для развития детей.

Работа детско-родительского клуба «Вместе с мамой» - это групповая  работа с родителями, реализующая несколько функций:

  • Коммуникативную – функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
  • Личностно ориентированную – направленную на самоопределение, активизацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
  • Содержательную – направленную на решение проблем;
  • Инструментальную – позволяющую выбрать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
  • Умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.

Таким образом, с деятельностью  детско-родительского клуба «Вместе с мамой» происходит расширение сети имеющихся творческих объединений и вовлечение родителей и детей в совместную активную деятельность.

Результативность проведенных заседаний будет отслежена повторным анкетированием.

Предложенная план-программа детско-родительского  клуба  "Вместе с мамой" является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм заседаний. Она может применяться в дошкольных учреждениях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005

Белкина Л.В.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ТЦ «Учитель»,2006

Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей/ТЦ «Учитель», 2009

Москалюк О.В, Погонцова Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / «Учитель», 2011

Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005

Бочкарёва О.И.Взаимодействие ДОУ и семьи / ИТД «Корифей», 2008

Прохорова Г.А . Взаимодействие с родителями в детском саду.: Практическое пособие.– (дошкольное воспитание и развитие) \М.: Айрис-пресс, 2009. – 64 с.

Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу». – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

Марковскя И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2005 г.

Приложение 1

Анкета – знакомство.

Уважаемые родители, просим Вас заполнить эту анкету для облегчения дальнейшего общения с Вами и Вашим ребенком.

Фамилия, имя ребенка, дата рождения_____________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество родителей_____________________________________________________________________

Кто в семье занимается воспитанием и развитием ребенка?______________________________________________________________________

Кто еще из членов семьи, родственников или близких знакомых принимает активное участие в воспитании ребенка?___________________________________________________

Как Вы называете своего ребенка дома?________________________________________________________________________

Умеет ли ребенок играть самостоятельно?_______________________________________________________________

Его любимые игрушки, игры?________________________________________________________________________

С желанием ли играет с другими детьми?______________________________________________________________________

Делится ли своими игрушками?__________________________________________________

С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?______________________________________________________________________

О каких особенностях развития ребенка, его характера Вы бы хотели сообщить педагогам?____________________________________________________________________

О чем бы Вы хотели узнать (поговорить) на заседаниях в  детско-родительском клубе «Вместе с мамой»?_____________________________________________________________

Консультацию, каких специалистов (врача-педиатра, медсестру, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя-логопеда) Вы хотели бы получить и по каким вопросам?_____________________________________________________________________

Что Вы ожидаете от пребывания ребенка в клубе «Вместе с мамой»?______________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество

Анкета для детей

(воспитание вежливого ребёнка)

  • Дети, какие вежливые слова вы знаете?
  • А как вы думаете, кого называют вежливым человеком?
  • А себя вы считаете вежливым, почему?
  • Вежливы ли в обращении с вами взрослые? Почему?
  • Подумайте и скажите, почему вежливые слова называют волшебными?

Анкета для родителей

Цель: раскрыть особенности общения родителей с детьми

1. Единодушны ли вы с вашим(ей) супругом (ой) в воспитании ребёнка?

2. Какова ваша позиция в общении с ребёнком (доминирующая, на равных)?

3. Как чаще всего вы воздействуете на ребёнка – в виде указаний, объяснений, внушения, убеждения, просьб?

4. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребёнка, но не слышите его? (Часто, иногда, никогда)

5. Оскорбляете ли вы ребёнка (в речевой форме) при конфликте с ним? (Да, иногда, никогда)

6. Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребёнка? (Всегда, иногда)

7. Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении? (Всегда, иногда, никогда)

8. Напоминаете ли вы ребёнку, если он забывает говорить речевые, этикетные формулы?

9. Всегда ли вы понимаете настроение ребёнка?

10. Понимаете ли вы ребёнка в процессе общения по его жестам и мимике?

11. Какие приёмы и как часто используются в семье для развития у ребёнка умения общения?

12. С какими трудностями вы встречаетесь в процессе формирования культуры общения?

13.Что мешает вашему полноценному общению с ребёнком?

Благодарим за сотрудничество

Анкета для родителей

На протяжении учебного года вы являлись участниками заседаний детско-родительского клуба «Вместе с мамой. Ваше мнение об эффективности его деятельности.

Инструкция: пожалуйста, внимательно прочитайте каждый  вопрос  и поставьте любой знак напротив номеров тех ответов (от одного до трёх), которые ближе всего Вашей точке зрения, или допишите свой вариант ответа.

  1.  Детско-родительский клуб «Вместе с мамой» позволил Вам:

- проявить активность  и творчество;

- поделиться опытом;

- убедиться, что проблемы в воспитании детей есть у всех;

-другое ____________________________________________________________

2.Детско-родительский Клуб «Вместе с мамой» помог вашему самообразованию, так как в процессе его прохождения:

- вы заинтересовались путями достижения взаимопонимания с детьми;

- получили ответы на интересующие вопросы;

- начали изучать специальную литературу.

3.Вы считаете главным в деятельности клуба:

– формирование нового взгляда на процессе общения с детьми ;

- преодоление психологических барьеров в общении с другими родителями, детьми, специалистами ДОУ;

- осознание собственных трудностей в воспитании детей.

4. Что Вам нравится на заседаниях  детско-родительского клуба больше всего:

- консультации специалистов;

Игровые упражнения;

- тесты;

- анкеты;

другое?____________________________________________________________

  1. Назовите темы наиболее понравившихся заседаний детско-родительского клуба «Вместе мамой» _______________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2

Семинар практикум для родителей  «Играя, обучаем вместе»

Цель: показать необходимость совместной  обучающей деятельности родителей и детей, обучение практическим приемам         формирования навыков сотрудничества с детьми.

Задачи:

         показать родителям значимость игры для полноценного   эмоционального развития ребенка.

         научить  управлять ребенком с помощью игры;

         показать необходимость совместной  обучающей деятельности родителей и детей;

         обучение практическим приемам  формирования навыков сотрудничества с детьми,

        обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми,

повышение педагогической культуры родителей.

Предварительная работа:

•        В группе оформить с детьми приглашения для родителей

•        Оформить плакаты «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

•        Выставка книг, журналов на тему «Игровая деятельность»

•        Магнитофонная запись  ответов родителей других групп на тему: «Нужно ли руководить играми детей?»

•        Магнитофонная запись ответов детей на  вопросы:

• Вы любите играть?

• В какие игры играете дома?

• У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?

• Играют ли с вами взрослые? Кто?

• Как бережёте игрушки?

Ход семинара.

(Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л.  Дербенёва)

Вступление:

       Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

       «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»

А. С. Макаренко

Основная часть:    

1. Приветствие-разминка.

       Упражнение «Настроение». Участники по очереди (по кругу) представляются и говорят о своем настроении (можно использовать жесты), например: «Меня зовут Лилия Вениаминовна, у меня сегодня радостное настроение, я готова к общению  с вами» (улыбается, разводит руками, выражая доброжелательность и открытость).

        Как вы уже поняли, сегодня речь пойдет об игре.

2. Демонстрация мультфильма «Маша и медведь» (при наличии видеооборудования).

       Для создания настроения и актуализации темы семинара вниманию участников представляется фрагмент любой серии мультфильма «Маша и медведь».

3. Беседа «Игры нашего детства».

       После просмотра фрагмента мультфильма родителям предлагается поделиться своими впечатлениями и вспомнить, в какие игры они играли в детстве. Ведущий также может поделиться собственным опытом или привести примеры из литературы, например прочитать стихотворение «Страна кровати» Роберта Льюиса Стивенсона (перевод В. Брюсова).

Когда я много дней хворал,

На двух подушках я лежал,

И чтоб весь день мне не скучать,

Игрушки дали мне в кровать.

Своих солдатиков порой

Я расставлял за строем строй,

Часами вёл их на простор

По одеялу, между гор.

Порой пускал я корабли;

По простыне их флоты шли;

Брал деревяшки иногда

И всюду строил города.

А сам я был как великан,

Лежащий над раздольем стран

Над морем и громадой скал

Из простыни и одеял.

 4. Прослушивание магнитофонной записи с ответами детей на вопросы.

• Вы любите играть?

• В какие игры играете дома?

• У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?

• Играют ли с вами взрослые? Кто?

• Как бережёте игрушки?

      Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие вредны? Умеют ли дети радоваться, сострадать во время игры? Почему я предлагаю вам об этом поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. Поэтому наша задача – направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать друг другу, учится терпимости к другим точкам зрения. Научить детей играть – значит научить жить.         Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они – салки, «казаки-разбойники», бояре, жмурки, лапта и прочие детские шалости, радости?

Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и двух минут, но, если это игра «Море волнуется раз ...», ребенок, даже самый непоседливый, простоит на одной ноге и пять минут.

Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению... Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь, друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится. Но может быть и, наоборот – для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.

5. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»

•        прослушивание магнитофонной записи с ответами родителей других групп.

•        вопросы родителям: Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка?

Обобщение педагогом:

       Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

       В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям.

Наверное, многие родители, хотели бы  иметь какой – то один универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей. Однако такого рецепта нет, и не может быть. В наши дни доказано, что процесс воспитания зависит не только от родителей. На него не малое воздействие оказывают и сами дети своим характером, темпераментом, индивидуальными особенностями психики. Как признает сегодня большинство специалистов по проблемам воспитания, взаимодействие детей и родителей – неотъемлемая сторона семейного общения.

Простые игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на дне рождения малыша. Некоторым играм мы с вами сегодня и обучимся,  поиграем и почувствуем, как в жизни помогают эмоции.

6. Игры и упражнения:

         «Я и мое настроение»

Цель – развитие эмоционально-личностной сферы, расширение словарного запаса игроков.

В игре участвуют два и более человек. Они перекидывают друг другу мяч, называя  и показывая при этом какое-либо настроение (эмоцию). Когда участник возвращает мяч обратно, он называет противоположное настроение (эмоцию). Например:

Веселый - грустный;

Добрый – злой;

Молчаливый – общительный. И т.д.

Эмоциональные проявления нередко очень сложно не только показать мимикой и жестами, но и выразить словами.

         «Знакомство с друзьями».

Цель – формировать умение устанавливать доверительные отношения между людьми в атмосфере сотрудничества.

Каждый участник называет свое имя и говорит, что он больше всего любит. Можно рассказать о любимых домашних делах, хобби и т.д.

         «Построй в темноте»

Цель- развитие произвольного внимания, сосредоточения.

       Приготовьте для игры 10–12 кубиков или оклеенных спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами и одной рукой соорудить столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился.

         «Запомни звуки»

Цель – формировать умение концентрировать внимание, развивать слуховую память.

       Для игры необходима коробка с различными предметами, звучание которых хорошо знакомо всем (дудочка, барабан, погремушка, деревянные ложки, баночка с песком).

Задача играющих – угадать, какой предмет звучал. Звуки (ритмичный рисунок можно «зарисовывать», отстукивать, отхлопывать). Такая игра организует и увлекает, помогает управлять эмоциями.

         «Аукцион»

Цель – создать здоровый эмоциональный подъем в группе.

       Ведущий предлагает игрокам быстро называть предметы, имеющие одинаковый признак, например: круглый стол, круглая тарелка, и т.д. Когда темп замедлится, ведущий считает до трех: «Круглый раз, круглый два, круглый – три!» выигрывает тот, кто последний произнесет заключительный предмет.

         «Спичечный узор»

Цель – развивать познавательную сферу, произвольность внимания, мелкую моторику, пространственные представления и укрепить взаимодействие между родителем и ребенком.

Играющие берут три-пять спичек, бросают их на стол, запоминают узор и прикрывают его листом бумаги. После этого выкладывают узор по памяти и сравнивают с оригиналом.

         «Давайте поздороваемся»

Цель-развитие и коррекция  невнимательности, двигательного контроля, импульсивности.

Игроки хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным способом по сигналу ведущего:

1 хлопок – за руку;

2 хлопка – соприкоснувшись плечами;

3 хлопка – спинами.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих этой игре, даст гиперактивному ребенку  возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение.

Существует много игр для коррекции агрессии.

         «Солнышко».

Цель – снять напряжение, развить коммуникативные навыки, поднять эмоциональный настрой участников группы.

       Все участники прикрепляют друг другу листок бумаги и рисуют на нем солнышко. А затем пишут пожелания друг другу на этом же листке.

7. Игра-задание

       Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.

Вопросы:

1.        Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

2.        Рассказываю о своих играх в детстве

3.        Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

4.        Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

5.        Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду

6.        Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки

7.        Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Обобщение:

       Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

8. Практикум Упражнение «Подарите нам игру!»

      Психолог предлагает участникам семинара научить друг друга какой-нибудь игре,  или самим придумать игру.  После нескольких игр объявляет о проведении в детском саду тематических пятниц «Мамины-папины игры»: перед тем как брать ребёнка домой, родителям предлагают поиграть со всеми детьми группы в какую-либо игру своего детства.

 Подведение итогов, рефлексия:

       Конечно, взрослому легче указать как нужно себя вести ребенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становится источником беспокойства, вызывают тревогу.

       Чтобы получить поддержку взрослого, ребенок может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и игровых  отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Поэтому через игровую роль он благополучнее переживает моменты преодоления трудностей. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство. Вот почему сегодняшнему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового умения, принимать активное участие в играх детей, принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке, организовать семейные экскурсии по интересам детей.  

Педагог предлагает родителям (по желанию) поделиться впечатлениями о встрече, рассказать, что для них оказалось важным

      Раздаточная информация: Каждый участник получает раздаточный печатный буклет - памятку  «Поиграйте, родители с нами!» или «Как научить ребенка

Конспект практического занятия «Я злюсь, когда…»

Цель: повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним.

Задачи:

•        осознание состояния агрессии и гнева,  

•        отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева,

•        проигрывание различных эмоций и состояний.

Ход занятия

        Упражнение «Комплименты»

Цель: снятие напряжения, сплочение группы.

       Участники мероприятия становятся в круг. Каждый участник называет свое имя и приветствует рядом стоящего жестом, словами и говорит комплимент.

        Упражнение «Связующая нить»

Цель: создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы.

       Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, говорит: «Я злюсь, когда меня отвлекают от важной работы» и   передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, говорит тоже самое,  только свою версию, почему он злится, и передает клубок следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Ведущий говорит: «слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире, и у нас одни проблемы на всех, которые мы и будем решать вместе».

        Упражнение «Представь себя…»

Цель: создание позитивного настроения, сплочения группы, развитие наблюдательности, раскованности, способности к самовыражению, возможности посмотреть на себя со стороны.

       Участники образуют большой круг. Каждый участник,  по очереди выходит в центр (придумывает заранее. От лица, какого героя фильма, сказки, литературного произведения он будет действовать) и называет это имя.

       Например: «Я – Золушка», «Я – Робин Гуд». При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа. После того как участник возвращается на свое прежнее место, группа повторяет его имя, манеру двигаться, говорить, идя в центр круга. И так три раза. Человек, чье имя названо. Наблюдает за этим процессом со стороны.

        Танец свободы и победы  «Святой Георгий»

Цель: снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению. Сплочению группы.

       Это древний танец, в котором стоящие участники группы «убивают» вообразимым копьем представленного в центре круга дракона (змея. Противника…). При этом благодаря эффекту группой динамики снимается значительная часть груза от чувства вины,  за проявленную агрессию служит другой повторяемый элемент танца  - танцующие идут под веселую музыку по кругу и радуются, что «убили дракона». При выражении радости каждый проявляет свои чувства свободно. Как хочет и как может.

        Игра «Толкалки»

Цель: развитие умения анализировать свою агрессию через игру, соизмерять свои силы, отработка навыков самоконтроля игры по правилам, снятие напряжения, расширение контакта в группе.

      Упражнение выполняется в парах. По знаку ведущего участники попарно упираются  друг в друга в ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места. Ведущий следит за тем за тем, чтобы никто никому не причинил боли, не делал резких толчков.

       Постепенно можно ввести новые варианты игры. Например, участники, взявшись за руки, тянут напарника на себя.

        Игра «дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

       Звучит веселая музыка. Участники встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек – «голова дракона», последний – «хвост дракона».

«Голова» дракона пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий следит, чтобы участники не опускали друг друга.

        Игра «Ворвись в круг»

Цель: снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях. Развитие групповой сплоченности.

       Участники встают в круг и крепко держатся за руки. Один из участников должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему удается, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем.

       Ведущий следит за тем, чтобы никому не причинили боли, чтобы была предоставлена возможность собственными силами  проникнуть в круг.

        После выполнения упражнения обязательно обсуждение.

- что вы чувствовали, когда были частью круга?

-  что вы чувствовали, когда пытались проникнуть в круг?

- что вы чувствовали, когда проникли в круг?

        Упражнение «Баржа»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

      Участники встают в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч, то есть «грузят баржу». Называют все, что может чувствовать  и переживать человек, например радость, грусть, злость, счастье….

        Презентация «Игра без правил»

Цель: развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние, повышение самооценки.

      Тема упражнения «Я злюсь и раздражаюсь, когда …». В данном задании важно искренне, честно и открыто высказать свои чувства, посмотреть на себя глазами другого.

        Упражнение «Только  вместе»

Цель: Физический контакт. Возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.

       Участникам нужно разбиться на пары, встать спина к спине и попробовать медленно. Не отрывая своей спины от партнера, сесть на пол. И точно так же встать. Поменяться парами. После игры обсуждение:

- что было самым трудным  в этом упражнении?

- с кем вставать и садиться было легче всего?

        Рефлексия «Колокол»

Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

       Участники становятся в круг, поднимая поочередно правую и левую руки, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «БОМ!» и синхронно с силой бросают руки вниз.

       На вдохе поднимают руки. На выдохе произносят «БОМ» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз.

      Подведение итогов, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме совместного детско - родительского досуга «Мама, милая моя, этот праздник для тебя».

Родительское собрание в нетрадиционной форме посвященное Дню матери в России....

Сценарий детско-родительского клуба входного дня "Мама, папа, Я - творческая семья"

Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке....

Пояснительная записка, тематическое планирование к программе по гармонизации детско-родительских отношений в диаде мама (папа) – ребенок «ХОРОШО ТАМ, ГДЕ МЕНЯ ПОНИМАЮТ»

В современных условиях психолого-педагогических взаимоотношений между родителями и детьми, остро встает проблема педагогической некомпетентности родителей в воспитании своего ребенка. Эта некомпетентн...

Детско-родительский проект «Работа моей мамы»

Вид проекта :По продолжительности: кратковременный.По количеству участников: фронтальный.По характеру контактов: в рамках ДОУ.Участники :дети старшей группы детского сада №366...

Тренинг детско-родительских отношений «Бабушка и мама»

Тренинг детско-родительских отношений «Бабушка и мама»...

Детско – родительский проект «Профессия моей мамы» (Бухгалтер)

Тип проекта: творческий, познавательно-информационный, краткосрочный.Участники проекта: воспитанница старшей группы София, мама воспитанницы Татьяна Александровна, воспитатели.Возраст воспит...