Доклад на тему: "Формирование, гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста".
материал на тему

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_gendernomu_vospit_2.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование, гендерной, семейной, гражданской   принадлежности у детей дошкольного возраста.

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями.

Актуальность гендерного воспитания
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик .

Организовать воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом.

Три направления работы в ДОУ по осуществлению гендерного воспитания

Учет полоролевой принадлежности при осуществлении непосредственно образовательной  деятельности.

Организация предметно-развивающей среды.

Работа с родителями.

Цель: формирование у ребенка устойчивого понятия своего пола и стереотипа поведения - «Я - девочка», «Я - мальчик».

Задачи гендерного воспитания детей 5-6 лет.

  • Углублять знания о содержании понятий  «мальчик» «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.
  • Учить  понимать качества, присущие разным полам: мужские-смелость, мужество, сила, доброта; женские - заботливость, ласка, капризность.
  •  Воспитывать положительное отношение к своему социальному полу.
  • Воспитывать интерес к окружающим людям.
  • Закладывать основы будущих социальных ролей.
  • Мальчик и девочка – два разных мира.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли.

В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Психологические отличия мальчиков и девочек

1. Девочки более послушны, чем мальчики

2. Мальчики больше хотят отличиться

3. Мальчики более изобретательны, чем девочки

4. Девочки более работоспособны, чем мальчики

5. Мальчики занимают больше места

6. Мальчики не должны плакать

7. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух.

В группе созданы условия для развития детей.

Организация предметно-развивающей среды.    

 Игровые зоны для мальчишек и девчонок

 Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Методические пособия

Обсуждение с детьми проблемных ситуаций.    Н-Р «Когда у друзей лад,  каждый этому рад»

Образовательные области    

  Гендерное воспитание в разных формах работы с детьми.    

    Использование в работе с детьми осуществляется  дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. При осушествлении совместной деятельности учитываем  психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам - ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговариваем инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщаем  лишь принцип их выполнения.

    Цели непосредственно образовательной деятельности формулируются с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений; на музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей; на занятиях по математике используется разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики - о машинках и т.д.)

Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.

Режимные моменты

Игровая деятельность

Культурно - гигиенические навыки

 Увлекательные игры

Театрализованная деятельность

«Уроки здоровья»

Праздничный бал

Экскурсии

  Работа с семьями

Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.
Поэтому, важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника это вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей, т.к. именно период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть:

- ответственными,

- смелыми,

- решительными,

- выносливыми,

- сильными.

                Дочерей хотят видеть:

- ласковыми,

- красивыми,

- изящными.

Проблемы.

1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

3.Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.

Наши проблемы. 

Девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации.

Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Поэтому в своей работе по гендерному воспитанию дошкольников мы стараемся решить следующие задачи:

-  Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.
- Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре.
-
Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)
- Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия.
- Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу. 
Решать данные задачи мы стараемся через:
- расширение знаний о развитии ребенка;
-  возможность понимания своего ребенка;
- совместную деятельность родителей и ребенка.
Исходя из вышесказанного, в работе с семьей мы используем следующие методы:

- проведение опросов, анкетирование с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
-  наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями; плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка (консультации «Роль родителей в половой идентификации ребенка» «Детские игры - дело серьёзное», «Особенности игр мальчиков и девочек», «Дети и средства массовой информации», «Осторожно, игрушка» и т.д.);
- просмотр родителями различных видов деятельности;

- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее). Так например, доброй традицией в нашем детском саду стало проведение спортивного праздника, посвященного Дню защитника Отечества, в котором принимают участие не только сами дети, но и их отцы, дедушки, старшие братья.

-  привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее);
- Участие в совместных мероприятиях

- Проектах. Например, оформление выставки «Моя дружная семья». 
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями
 

Результаты работы:

  • Дети осознают, что пол не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки-женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личностных желаний.
  • Дети проявляют гендерные особенности, характерные мужские и  женские качества: смелость, мужество, сила, красота, заботливость, ласка.
  • Дети проявляют гендерные особенности, характерные мужские и женские качества: смелость, мужество, сила, красота, заботливость, ласка.
  • Сравнивают и находят проявление возраста и гендерных отличий  во внешнем облике разных людей, представляют и называют  типичные мужские и женские профессии.
  • Дети ориентируются  в многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми: женщина дома-любящая мать, на работе-умелая труженица

( врач, учительница), в свободное от работы время, возможно, –спортсменка.    

Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Список использованной литературы:

1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.
2. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. Бочкарева, О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 112 с.
3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова, С.В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 111 с.
4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.
5. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О.В., Погонцева, Л.В. - Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.
6. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».

В презентации использованы схемы, которые вошли в мое портфолио при аттестации....

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пр...

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

Тема: Формирование гендерной, семейной, гражданской   принадлежности у детей дошкольного возраста.   Зам. дир. по УВР: Кор...

Опыт работы на тему: "Формирование представлений о декоративно – прикладном искусстве у детей дошкольного возраста посредством реализации проекта современного детского костюма с фольклорным колоритом "

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда о...

Тема: Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

  Актуальность гендерного воспитания:•Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне э...

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Гендер - (от лат. genus - «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается....