«Формирование, гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
учебно-методический материал

Молчанова Любовь Павловна

в статье говорится о гердерном воспитании 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл гердерное воспитание 26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Молчанова Любовь Павловна воспитатель

«Саяногорский реабилитационный центр для детей»

 

«Формирование, гендерной, семейной, гражданской   принадлежности у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

 

г. Саяногорск, 2024г.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

•Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик.

•Организовать воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом.

  По осуществлению гендерного воспитания берём три направления работы    :

•  Учет полоролевой принадлежности при осуществлении непосредственно образовательной  деятельности.

•Организация предметно-развивающей среды.

 •Взаимодействие с родителями.

  Цель воспитательно- образовательного процесса:

Формирование у ребенка устойчивого понятия своего пола и стереотипа поведения

 "Я-девочка" "Я-мальчик".

 Задачи гендерного воспитания детей                              

•Углублять знания о содержании понятий  «мальчик» «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.

•Учить  понимать качества, присущие разным полам: мужские-смелость, мужество, сила, доброта; женские - заботливость, ласка, капризность.

• Воспитывать положительное отношение к своему социальному полу.

•Воспитывать интерес к окружающим людям.

 •Закладывать основы будущих социальных ролей.

  Психологические отличия мальчиков и девочек :

•Девочки более послушны, чем мальчики

•2. Мальчики больше хотят отличиться

•3. Мальчики более изобретательны, чем девочки

•4. Девочки более работоспособны, чем мальчики

•5. Мальчики занимают больше места

•6. Мальчики не должны плакать

 •7. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух.

Организация предметно-развивающей среды.     Игровые зоны для мальчишек и девчонок

•Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака

 •Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Гендерное воспитание в разных формах работы с детьми. 

 •Использование в работе с детьми осуществляется  дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. При осуществлении совместной деятельности учитываем  психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам можно предложить типовые и шаблонные задания, мальчикам - ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговариваем инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщаем  лишь принцип их выполнения.

 Гендерное воспитание в разных формах работы с детьми .

•Цели непосредственно образовательной деятельности формулируются с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных досугах планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений; на музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей; на занятиях по рисованию  : девочки рисуют и раскрашивают кукол и принцесс   , мальчики машины , танки и супергероев  

•Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.

•Режимные моменты ( взаимоотношения между детьми)

•Игровая деятельность (ролевые взаимоотношения)

 •Театрализованная деятельность.

Взаимодействие с семьей.

•Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. Ребенок копирует своих родных, особенно ,стараясь ,во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.•Поэтому, важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника и младшего школьника это вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей, т.к. именно период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Наши проблемы. 

•Девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации.

  •Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Поэтому в своей работе по гендерному воспитанию дошкольников мы должны постараться решить следующие задачи:

•-  Формирование полоролевых  знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.

•- Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре.

•- Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)

•- Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия.

 ИГРЫ С ДЕТЬМИ
ПО ГЕНДЕРНОМУ (ПОЛОРОЛЕВОМУ) ВОСПИТАНИЮ

«Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?» 

•Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.

•Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается,    рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т.д.

•После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:

•-Чем похожи наши мамы (папы)?

•-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)?

•-Какие внешние признаки их объединяют?

•-Какие качества присущи всем мамам (папам)?

•-Кем вы будете, когда вырастете?

 •Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них.

«Волшебный цветок»

1 вариант

«За что нам нравятся мальчики и девочки? »

Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками.

Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и

девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в

серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой

детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили

друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать

«Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать

хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные

качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети

аплодируют друг другу.

2 вариант

«Как я дома помогаю? »

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин,

девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в

серединку.

Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чиня

игрушки. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

3 вариант

«Кто я в семье? »

Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей

правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в

старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т. д.)

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в

серединку

Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ,

кем они являются для своей маме (своему папе, своей бабушке? и т. д.

 Игра «Дом добрых дел

•Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.

•Материал: конструктор

 •Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

«Отгадай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Учить умению разделять

профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а

дети отгадывают, что это за профессия. Например, «Человек этой профессии осматривает больного, делает прививку, назначает таблетки. Кто это?» (врач)

После каждого правильного ответа воспитатель просит одного из детей выбрать

карточку с изображением человека данной профессии. Далее с детьми проводится беседа: какие еще обязанности выполняет врач, что он еще делает? Есть ли среди вас те, у кого мама или папа (бабушка, дедушка, тетя и т. д.) работают врачами?

Кто чаще работает врачом мужчина или женщина? Как вы думаете, почему?

Игра «Пожелания»   

•Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.•Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)

 •Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания : « Я желаю тебе....»

•Дети проявляют гендерные особенности, характерные мужские и  женские качества: смелость, мужество, сила, красота, заботливость, ласка.

•Сравнивают и находят проявление возраста и гендерных отличий  во внешнем облике разных людей, представляют и называют  типичные мужские и женские профессии.

•Дети ориентируются  в многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми: женщина дома-любящая мать, на работе-умелая труженица

•( врач, учительница), в свободное от работы время, возможно, –спортсменка.   

Таким образом новые подходы к организации образовательного процесса предлагают несколько иной взгляд на содержание нравственного воспитания дошкольников, включив, помимо формирования семейной и гражданской принадлежности, вопросы гендерного воспитания дошкольников. Закладывать основы осознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у дошкольника и младшего школьника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
- развивать   представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением 

Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он девочка или мальчик, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной и эта принадлежность к полу не изменится в зави​симости от ситуации или личных желаний ребенка. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пр...

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

Тема: Формирование гендерной, семейной, гражданской   принадлежности у детей дошкольного возраста.   Зам. дир. по УВР: Кор...

Доклад на тему: "Формирование, гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста".

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола....

В рекомендациях использован языковый материал из методического пособия Авдеевой И.Л. «Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Обучение грамоте - сложный процесс,требующий от первоклассника развитиого фонематического восприятия и звукового анализа, синтеза. В данных рекомендациях выполнен подбор материала для развития фонемат...

Тема: Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

  Актуальность гендерного воспитания:•Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне э...

Перспективный план бесед по формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Формирование у детей гендерной, семейной, гражданской пренадлежности, патриотических чувств, чувства пренадлежности к мировому сообществу....

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Гендер - (от лат. genus - «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается....