Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
консультация (младшая группа)

Жанна Александровна Поздеева

Гендер - (от лат. genus - «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Гендер - (от лат. genus - «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

На основании основных федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования деятельность по гендерному воспитанию в ДОУ с детьми ведётся в соответствии с задачами образовательной области «Социализация». Содержание данной образовательной области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- развитие игровой деятельности детей

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

В соответствии с задачами основной общеобразовательной программы организуется образовательный процесс, который заключается в непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах и создании условий для самостоятельной игровой деятельности детей.

Деятельность по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между мальчиками и девочками в группе.

Организация гендерного подхода в воспитании детей младшего дошкольного возраста в детском саду начала осуществляться во второй младшей группе с игры, целью которой было выявить особенности и условия полоролевой социализации девочек и мальчиков 3-4 лет в игре.

С учётом гендерного воспитания была построена развивающая среда в группе. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек. В центре сюжетно-ролевых игр предметная среда изменяется и дополняется ежеквартально.

В деятельности с детьми проводятся различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, цель которых формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей 3-4 лет.

Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребенка, ставило перед педагогом и родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому необходимо было учитывать то, что для каждой девочки и каждого мальчика эмоционально значимо и по мере возможности удовлетворялись потребности и интересы детей.

Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежала сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатель и родители уделяли особое внимание.

При подборе материалов и оборудования для игры руководствовались, как задачами общего развития детей, так и федеральным государственным образовательным стандартом.

При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, мы обращали внимание на:

· на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;

· на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;

· на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых мальчикам предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Вопрос гендерного и семейного воспитания актуален и своевременен. Именно поэтому продолжением работы воспитателей и дошкольного учреждения должно быть более углубленное взаимодействие с родителями воспитанников.

Формы взаимодействия с родителями могут быть самыми разнообразными:

- дни открытых дверей

- консультации

- анкетирования

- семинары-практикумы

- родительские собрания

- круглый стол

- дискуссии

- устный журнал

- родительские конференции.

Одним из немаловажных направлений работы детского сада является также формирование гражданской принадлежности и патриотическое воспитание дошкольников. С этой целью одной из форм деятельности стало оформление в группе центра гражданско- патриотического воспитания. Здесь дети в условиях свободного доступа имеют возможность расширять свои представления о своём родном городе, крае, России; познакомиться с государственной символикой. Большое значение имеет проведение бесед, развлечений, тематических вечеров, посвященных государственным праздникам - День Народного единства, День Защитника Отечества, 1 Мая, День Победы, 1 июня – День Защиты детей. Однако только силами педагогического коллектива, полноценно решать столь серьезные задачи достаточно сложно, поэтому необходимо привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.

Наша задача, как можно раньше, пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.

Эта проблема касается и узких специалистов ДОУ, в частности, учителей-логопедов. Поэтому при планировании логопедических занятий по лексическим темам наряду с коррекционно-речевыми задачами, планируются задачи, направленными на нравственно-патриотическое воспитание детей. Поставленные задачи реализуются через такие лексические темы, как: «Человек», «Моя семья», «Мой город, улица, дом», «Мамин день», «День защитника отечества», «Профессии», «День победы».

Подводя итоги, хочется отметить, что только целенаправленная, систематическая деятельность по формированию патриотических чувств и гражданского сознания воспитанников позволит в будущем увидеть достойное поколение нашей родной страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пр...

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

Тема: Формирование гендерной, семейной, гражданской   принадлежности у детей дошкольного возраста.   Зам. дир. по УВР: Кор...

Доклад на тему: "Формирование, гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста".

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола....

Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».

Мастер- класс  по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада». Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролево...

Тема: Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

  Актуальность гендерного воспитания:•Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне э...