Тема: Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.
материал (средняя группа) на тему

Ибрагимова Кристина Абидиновна

    Актуальность гендерного воспитания:

•Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
•Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик .

 

•Организовать воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом.

                                                                                                                

   Три направления работы в ДОУ по осуществлению гендерного воспитания :

•  Учет полоролевой принадлежности при осуществлении непосредственно образовательной  деятельности.
•Организация предметно-развивающей среды.

 

•Взаимодействие с родителями.

  Цель воспитательно- образовательного процесса:

Формирование у ребенка учстойчивого понятия своего пола и стереотипа поведения "Я-девочка" "Я-мальчик".

 Задачи гендерного воспитания детей 5-6 лет.                            

•Углублять знания о содержании понятий  «мальчик» «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.
•Учить  понимать качества, присущие разным полам: мужские-смелость, мужество, сила, доброта; женские - заботливость, ласка, капризность.
• Воспитывать положительное отношение к своему социальному полу.
•Воспитывать интерес к окружающим людям.

 

•Закладывать основы будущих социальных ролей.

  Психологические отличия мальчиков и девочек :

•Девочки более послушны, чем мальчики
•2. Мальчики больше хотят отличиться
•3. Мальчики более изобретательны, чем девочки
•4. Девочки более работоспособны, чем мальчики
•5. Мальчики занимают больше места
•6. Мальчики не должны плакать

 

•7. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух.

Организация предметно-развивающей среды.     Игровые зоны для мальчишек и девчонок

•Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака

 

•Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Гендерное воспитание в разных формах работы с детьми. 

 

•Использование в работе с детьми осуществляется  дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. При осуществлении совместной деятельности учитываем  психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам можно предложить типовые и шаблонные задания, мальчикам - ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговариваем инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщаем  лишь принцип их выполнения.

 Гендерное воспитание в разных формах работы с детьми .

•Цели непосредственно образовательной деятельности формулируются с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений; на музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей; на занятиях по математике используется разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики - о машинках и т.д.)
•Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.
•Режимные моменты ( взаимоотношения между детьми)
•Игровая деятельность (ролевые взаимоотношения)

 

•Театрализованная деятельность.

Взаимодействие с семьей.

•Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. Ребенок копирует своих родных, особенно ,стараясь ,во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.

 

•Поэтому, важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника это вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей, т.к. именно период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Формы взаимодействия с родителями :

•Консультации
•Родительские собрания
•Вечер вопросов и ответов
•Анкетирование
•Круглый стол
•Педагогическая гостиная
•Буклеты

 

•Использование информационных стендов

Проблемы.

•1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.
•2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

 

•3.Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.

Наши проблемы. 

•Девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации.

       

 

•Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Поэтому в своей работе по гендерному воспитанию дошкольников мы должны постараться решить следующие задачи:

•-  Формирование полоролевых  знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.
•- Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре.
•- Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)
•- Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия.

 

ИГРЫ С ДЕТЬМИ
ПО ГЕНДЕРНОМУ (ПОЛОРОЛЕВОМУ) ВОСПИТАНИЮ

•«Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?» (дети 3-4лет)
•Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
•Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка.
•Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т.д.
•После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:
•-Чем похожи наши мамы (папы)?
•-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)?
•-Какие внешние признаки их объединяют?
•-Какие качества присущи всем мамам (папам)?
•-Кем вы будете, когда вырастете?

 

•Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них.

Игра «Дом добрых дел»  (дети 4-5 лет)

•Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.
•Материал: конструктор

 

•Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

Игра «Пожелания»  (дети 4-5лет)

•Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
•Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)

 

•Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания : « Я желаю тебе....»

Результаты работы:

•Дети осознают, что пол не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки-женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личностных желаний.
•Дети проявляют гендерные особенности, характерные мужские и  женские качества: смелость, мужество, сила, красота, заботливость, ласка.
•Сравнивают и находят проявление возраста и гендерных отличий  во внешнем облике разных людей, представляют и называют  типичные мужские и женские профессии.
•Дети ориентируются  в многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми: женщина дома-любящая мать, на работе-умелая труженица
•( врач, учительница), в свободное от работы время, возможно, –спортсменка.   

 

•Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_formirovaniyu_gendernoy_identichnosti.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста. Воспитатель: Ибрагимова К.А.

Слайд 2

Гендерное воспитание Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Слайд 3

Гендерное воспитание Ге́ндер (англ. gender , от лат. genus « род ») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями.

Слайд 4

Актуальность гендерного воспитания Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик . Организовать воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом.

Слайд 5

Цель воспитательно - образовательного процесса: Ф ормирование у ребенка устойчивого понятия своего пола и стереотипа поведения - « Я - девочка », « Я - мальчик ».

Слайд 6

Задачи гендерного воспитания детей 5-6 лет. Углублять знания о содержании понятий « мальчик » « девочка », о делении всех людей на мужчин и женщин. Учить понимать качества, присущие разным полам: мужские-смелость, мужество, сила, доброта; женские - заботливость, ласка, капризность. Воспитывать положительное отношение к своему социальному полу. Воспитывать интерес к окружающим людям. Закладывать основы будущих социальных ролей.

Слайд 7

Три направления работы в ДОУ по осуществлению гендерного воспитания : Учет полоролевой принадлежности при осуществлении непосредственно образовательной деятельности. Организация предметно-развивающей среды. Взаимодействие с родителями.

Слайд 8

Мальчик и девочка – два разных мира. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Слайд 9

Психологические отличия мальчиков и девочек : Девочки более послушны, чем мальчики 2. Мальчики больше хотят отличиться 3. Мальчики более изобретательны, чем девочки 4. Девочки более работоспособны, чем мальчики 5. Мальчики занимают больше места 6. Мальчики не должны плакать 7. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух.

Слайд 10

Организация предметно-развивающей среды. Игровые зоны для мальчишек и девчонок Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Слайд 11

Гендерное воспитание в разных формах работы с детьми. Использование в работе с детьми осуществляется дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. При осуществлении совместной деятельности учитываем психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам можно предложить типовые и шаблонные задания, мальчикам - ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговариваем инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщаем лишь принцип их выполнения.

Слайд 12

Гендерное воспитание в разных формах работы с детьми. Цели непосредственно образовательной деятельности формулируются с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений; на музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей; на занятиях по математике используется разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики - о машинках и т.д.) Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Режимные моменты ( взаимоотношения между детьми) Игровая деятельность (ролевые взаимоотношения) Театрализованная деятельность

Слайд 13

Взаимодействие с семьей Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. Ребенок копирует своих родных, особенно ,стараясь ,во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. Поэтому, важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника это вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей, т.к. именно период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Слайд 14

Формы взаимодействия с родителями : Консультации Родительские собрания Вечер вопросов и ответов Анкетирование Круглый стол Педагогическая гостиная Буклеты Использование информационных стендов

Слайд 15

Проблемы. 1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек. 2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности. 3.Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.

Слайд 16

Наши проблемы. Девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Слайд 17

Поэтому в своей работе по гендерному воспитанию дошкольников мы должны постараться решить следующие задачи: - Формирование полоролевых знаний , развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности. - Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре. - Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.) - Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия. - Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу.

Слайд 18

ИГРЫ С ДЕТЬМИ ПО ГЕНДЕРНОМУ (ПОЛОРОЛЕВОМУ) ВОСПИТАНИЮ « Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы? » ( дети 3-4лет) Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям. Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка. Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т.д. После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос: -Чем похожи наши мамы (папы)? -Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)? -Какие внешние признаки их объединяют? -Какие качества присущи всем мамам (папам)? -Кем вы будете, когда вырастете? Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них

Слайд 19

Игра « Дом добрых дел » ( дети 4-5 лет) Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям. Материал: конструктор Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

Слайд 20

Игра « Пожелания » ( дети 4-5лет) Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка) Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания : « Я желаю тебе.... »

Слайд 21

Результаты работы: Дети осознают, что пол не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки-женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личностных желаний. Дети проявляют гендерные особенности, характерные мужские и женские качества: смелость, мужество, сила, красота, заботливость, ласка. Сравнивают и находят проявление возраста и гендерных отличий во внешнем облике разных людей, представляют и называют типичные мужские и женские профессии. Дети ориентируются в многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми: женщина дома-любящая мать, на работе-умелая труженица ( врач, учительница), в свободное от работы время, возможно, –спортсменка. Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пр...

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

Тема: Формирование гендерной, семейной, гражданской   принадлежности у детей дошкольного возраста.   Зам. дир. по УВР: Кор...

Опыт работы по теме «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем»

Чувство любви к родному краю, городу, посёлку, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. ...

Доклад на тему: "Формирование, гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста".

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола....

Перспективный план бесед по формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Формирование у детей гендерной, семейной, гражданской пренадлежности, патриотических чувств, чувства пренадлежности к мировому сообществу....

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Гендер - (от лат. genus - «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается....