Воспитательная система по организации сотрудничества с родителями.
материал на тему

Шахова Екатерина Андреевна

Воспитательная система по организации сотрудничества с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная система по организации сотрудничества с родителями.

Мир стал другим. Информационное поле растёт такими быстрыми темпами, что не каждый человек успевает следить за сменой информации, её изменениями. В 2009 году создано информации больше, чем за предыдущие 5000 лет. Объём информации удваивается каждые 2 года. За 4 года обучения бакалавров их знания устаревают дважды. Таким образом, развитие современного общества требует совершенно нового подхода к обучению и воспитанию. На сегодняшний момент целью всех мероприятий образовательной и воспитательной политики становится создание условий для обеспечения качества, соответствующих «вызовам времени». Отсюда вытекают профессиональные задачи современного педагога и воспитателя:

- строить воспитательный процесс, направленный на достижение целей воспитания;

- устанавливать взаимодействие с другими субъектами воспитательного процесса;

- видеть ребёнка в воспитательном процессе;

- создавать и использовать воспитательную среду;

- проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Каждый воспитатель должен знать современные подходы к воспитанию, создающие благоприятную среду для создания условий воспитания:

*здоровьесберегающий

*личностно-ориентированный

*дифференцированный

*системно-деятельный.

Принимая во внимание  факт, что организация работы с родителями – одно из важнейших звеньев воспитания, предлагаю свою систему решения вопроса взаимодействия детского сада с родителями

Учитывая, что воспитательная система представляет собой сложное социально-педагогическое явление, воспитательная система выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов:

Схема 1.

Взаимодействие компонентов воспитательной системы.

*педагогическое целепологание – совокупность идей, ценностей, мотивов и установок;

*системообразовательная деятельность: принципы, содержание, педагогические технологии, особенности взаимодействия со средой;

*субъекты деятельности: педагоги, дети и родители (законные представители)

*отношения – механизмы взаимодействия воспитательной системы с социумом.

*управление – обеспечение интеграции компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Таким образом, выстраивается воспитательная система, направленная на включение каждого ребёнка в различные виды деятельности: учебную, игравую, коммуникабельную, двиготельную, творческую, досуговую.

Учитывая все компоненты воспитательной системы предлагаю следующую ее модель.

Модель воспитательной системы в таком случае будет выглядить следующим образом:

        

         


Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее. А дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  • Развитие интересов и потребностей ребенка;
  • Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • Поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • Выработка образа жизни ,формирование семейных традиций;
  • Понимание и принятие индивидуальности ребенка ,доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • Воспитание уважения к детству;
  • Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  • Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
  • Оказание практическй и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
  • Использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференциированного подхода к семьям.

Согласно целям и задачам воспитательной системы, а так же исходя из интересов и потребностей детей, воспитательная система группы представлена пятью составляющими:

Схема 2. Схема управления воспитательной системой.

  1. Создание предметно – развивающей среды
  2. Учебная деятельность
  3. Досуговая деятельность и традиции
  4. Дополнительное образование
  5. Взаимодействие с социумом

В методологической основе концепции воспитательной  системы лежат ключевые позиции следующих концепций:

  1. Концепция дошкольного воспитания(В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.) - на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и раскрывающая его индивидуальные особенности;
  2. Педагогическая концепция целостного развития ребёнка-дошкольника как субьекта детской деятельности (Крулехт) – целостное развитие ребёнка это единство индивидуальных особенностей, личных качеств, освоение ребёнком позиции субъекта, в детских видах деятельности и индивидуальности.

Воспитательная система должна охватывать весь педагогический процесс, объединяя разные виды деятельности общения за пределами детского сада. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе способствует ряд общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности дошкольников:

- принцип природосообразности;

- принцип культуросообразности

- принцип сотрудничества

- системно- структурный подход

- комплексный подход

- организационно – деятельный подход

Семья имеет решающее значение в становлении личности ребенка. Без участия родителей невозможно его полноценное развитие. Именно поэтому педагогическое просвещение родителей является составной частью работы воспитателей детского сада. Основные ее формы представлены в приведенной схеме:

                                    Работа с родителями:                   Схема№2.

Работа вне ДОУ                                                     Работа внутри ДОУ

Семинары на базе РОНО         Коллективная                        Индивидуальная        

Радиолекторий                          - собрания                             - беседы

Местная печать                         - консультации                      - консультации

                                                    - семейный клуб                 - посещение семей

                                                     - вечер вопросов                 - поручения        

                                                        и ответ                             -выступления

                                                     - субботники                        - дежурства родителей

                                                    - семинары -практикумы                                  

 

                                         Наглядная пропоганда:

 Тематические    Библиотека       Папки-           Дни               Выставки

    выставки.         для родителей   передвижки   открытых      детских работ.

                                                                                     дверей.            

                                         Родительский актив:

Обмен опытом         Посещение детей          Родительские собрания.

семейного                   на дому.

воспитания.                      Неблагополучные.     Молодые.        Благополучные

                         Одинокие.

Работа с родителями должна проходить следующие этапы:        

                                                        Схема № 3

Этапы

Задачи

Содержание работы

  1. Проектный.

Выявление знаний потребностей родителей для реализации задач.

  1. Анкетирование.
  2. Беседы.

  1. Практический.

Повышение педагогической культуры родителей, решение проблем воспитания и обучения детей.

  1. Родительские собрания.
  2. Участие в разработке индивидуальных семейных проектов.
  3. Совместные экскурсии с детьми.
  4. Помощь в проведении и активное участие в праздниках, досугах и других мероприятиях.
  1. Обобщённый.

Мониторинг проведённой работы.

  1. Анкетирование «Удовлетворённость родителей работой детского сада».
  2. Общее родительское собрание.

  При внедрении данной воспитательной системы ожидаемым результатом является:

  • своевременное выявление проблем и образовательных потребностей по вопросам здорвья ребенка,
  •  оказание своевременной помощи;
  • обеспечение единства воспитательных воздействий детского сада и семьи;
  • оказание родителям своевременной помощи  по вопросам воспитания;
  • сплочение родительского коллектива.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему:"Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей"

В консультации даётся обзор форм сотрудничества ДОУ с семьёй: традиционные и нетрадиционные родительские собрания, совместные мероприятия, участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, ф...

Организация сотрудничества с родителями детей старшего дошкольного возраста через деятельность семейного клуба «Что за прелесть эти краски!»

Организация сотрудничества с родителями детей старшего дошкольного возраста через деятельность семейного клуба «Что за прелесть эти краски!»Федеральный государственный  образовательный станд...

«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»

Проект организуется  с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....

Методическая разработка Мастер-класс для родителей "Организация сотрудничества с родителями по речевому развитию"

Мастер-класс будет полезен педагам ДОУ, родителям воспитанников старшего дошкольного возраста. Речевой материал, представленый в данном мастер-классе предназначен для воспитанников старшего дошкольног...