Семинар-практикум "Ознакомление с мировой музыкальной культурой детей младшего дошкольного возраста"
элективный курс (младшая группа) по теме

Ефимова Наталия Викторовна

Семинар-практикум "Ознакомление с мировой музыкальной культурой детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161, структурное подразделение №6

Семинар – практикум

«Ознакомление с мировой музыкальной культурой детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель

Ефимова Н.В.

Дата: 12.10.2016

Москва 2016 г.


Содержание

  1. Знакомство дошкольников с мировой музыкальной культурой…....3
  2. Практические советы для педагогов по приобщению младших дошкольников к мировой музыкальной культуре…………………...7

Музыка в часы досуга………………………………….....8

Музыка во время игр детей……………………………....9

Музыка на прогулке……………………………………...10

Музыка на художественных занятиях…………………..10

  1. Заключение……………………………………………………………..13
  2. Список литературы…………………………………………………….14

Приложение:

Викторина для педагогов «Угадай мелодию».


Цель: Систематизация знаний педагогов о современной системе музыкального воспитания в развитии эстетической культуры личности путем использования музыкальной культуры в работе с детьми.

Задачи:

  • описать практические советы по приобщению дошкольников к мировой музыкальной культуре;
  • выявить знания педагогов о методах и формах знакомства детей с мировой музыкальной культурой;
  • расширить знания воспитателей о практических методах воспитания у детей ценностного отношения к мировой музыкальной культуре.

  1. Знакомство дошкольников с мировой музыкальной культурой

Знакомство с творчеством композиторов - классиков, является одним из важнейших условий эстетического воспитания детей. Классическое искусство отличается высокой идейностью, народностью, идеализмом, органическим влиянием формы и содержания. Красота образов, выраженная в музыке, ее высокий профессионализм и выразительность оказывают огромное воздействие на детей, воспитывают их музыкальную культуру, музыкальный вкус и способствуют правильному пониманию детьми музыкального искусства. Великие композиторы - это не просто словосочетание, это гордое название. Ведь композиторы огромным упорным трудом и талантом добились того, чтобы классическая музыка осталась в сердцах людей не на месяцы, а на долгие годы и века.

Произведения композиторов - классиков, включенных в программы по развитию ребенка в музыкальной деятельности, доступны для восприятия воспитанниками благодаря яркому и выразительному музыкальному языку, и эмоциональности.

Мир духовной жизни ребенка интересовал многих композиторов - классиков: В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Э. Грига, С.С. Прокофьева и др. Музыкальные произведения, написанные о детях и для детей, слушаются детьми с особым удовольствием и легко воспринимаются. Их привлекают доступность, простота сюжета, яркая характеристика музыкальных образов.

Н.А. Метлов выделяет следующие задачи при ознакомлении дошкольников с шедеврами классической музыки:

  • пробудить интерес у детей к музыке. Эта задача решается соответствующим подбором музыкальных произведений;
  • обогатить слуховые восприятия воспитанников, тем самым повысить культуру слушания;
  • воспитать хороший музыкальный вкус к классической музыке. «Важно с малых лет создать для ребенка благоприятную музыкальную среду, исполнять высокохудожественные произведения».

Пробудить интерес у воспитанников к музыке композиторов-классиков - задача огромного значения, ибо классическая музыка со своей яркостью и эмоциональным содержанием представляет высокохудожественные образцы творчества и является благодарнейшим материалом для воспитания музыкальной культуры детей.

Слушание классической музыки, ее восприятие и анализ – один из основных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в тоже время является обязательной составной частью любой формы музицировали, любого вида музыкальной деятельности. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.

   В результате развития основ музыкальной культуры у воспитанника формируются первоначальные ценностные ориентации - способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие классической музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Дети имеют ограниченное представление о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Классическая музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая классическое наследие, воспитанник осваивает бесценный культурный опыт поколений.

Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости, воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.

Классическая музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание.

Программами по музыкальному воспитанию предлагаются следующие музыкальные произведения в разделе «слушание, восприятие музыки»: «Куры и петухи» (из «Карнавала животных») К. Сен-Санса; «Зима», «Зимнее утро», муз. П. Чайковского; «Солдатский марш», муз. Р. Шумана; «Игра в лошадки», муз. П. Чайковского; «Марш», муз. Д. Шостаковича; «Дождик и радуга», муз. С. Прокофьева.

Музыка композиторов-классиков широко применяется и в других образовательных областях, во всех режимных моментах. Это позволяет ребенку знакомиться с музыкальными произведениями мировых классиков и быть погруженным в музыкальную среду, что благотворно влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на психическое, физическое, интеллектуальное.  Работа в данном направлении позволяет детям осуществлять эмоционально - чувственное познание мира, реализовать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогатить индивидуальный культурный опыт, наладить социальные контакты и коммуникации, а также помочь в опытах самовыражения, творчества.

Ориентация ребенка - дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важной значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно -эстетического становления личности. Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности. Эффективным в формировании музыкальной культуры является проектный метод работы с детьми.  Это позволяет более детально знакомить детей с творчеством великих композиторов, а также с эталонами музыкальных шедевров мировой классической музыки.  

          Велики возможности применения компьютерных презентаций в процессе музыкального воспитания и развития дошкольников, а также знакомства с творчеством великих композиторов. Для младших дошкольников подойдут презентации по следующим произведениям: П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года»; Н. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане», «Жанры в музыке».

Использование мультимедийных пособий при ознакомлении дошкольников с классической музыкой способствуют:

  • формированию музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры детей;
  • развитию музыкальности, музыкальной памяти, способности к сопереживанию;
  • развитию образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • освоению знаний о музыке, о жанровом многообразии произведений композиторов – классиков;
  • воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к классической музыке и музыкальной культуре вообще;
  • развитию музыкального вкуса воспитанников, потребности в общении с музыкальным искусством.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которой во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека.

  1. Практические советы для педагогов по приобщению младших дошкольников к мировой музыкальной культуре

Многие отечественные и зарубежные композиторы - классики писали музыку специально для детей. С раннего детского возраста необходимо использовать альбомы фортепианных пьес П. Чайковского, А. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и других композиторов. Очень важно слушать фрагменты классических произведений разного времени - старинную музыку А. Вивальди, И. Баха, Г. Генделя, произведения А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, М. Глинки, С. Рахманинова и других композиторов - классиков, формировать у детей эталоны красоты. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Надо добиться того, чтобы процесс музыкального воспитания не явился самоцелью, а способствовал формированию предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкуса - элементов музыкально-эстетического сознания.  


Музыка в часы досуга

Дети любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий. С большим удовольствием они слушают песни, танцевальную, инструментальную музыку в записи.

 У детей младшего дошкольного возраста возникает интерес к музыке определенного характера, жанра, появляются любимые произведения, которые хотелось бы слушать чаще. Поэтому так важно иметь в каждом детском саду музыкальный центр с дисками с записями детских песен, танцев, музыкальных сказок, инсценировок и т.д. Воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке, желание слушать её. Его основной задачей в плане музыкального воспитания детей является закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на музыкальных занятиях. Следовательно, воспитатель должен хорошо знать весь музыкальный репертуар, который разучивается во время музыкальных занятий.

 В повседневной работе с детьми воспитателю помогают детские радио- и телепередачи, в которых также звучит музыка, исполняемая либо детьми, либо профессиональными музыкантами.

 Используя диапроекторы, фильмоскопы, воспитатель может показать диафильмы с музыкальным сопровождением.

 Во многих детских садах организуются поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Ребята могут сами выбрать для своего товарища музыкальное произведение, исполнить танец. Все это не только развивает музыкальные способности детей, но и приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно товарищу.


Музыка во время игр детей

В свободное от занятия время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т.д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте.

         Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т.д. Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях по музыке. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми. Во многих музыкально-дидактических играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.). Так, в игре на различение тембра воспитатель поочередно играет на разных детских инструментах и обращается к каждому играющему с просьбой назвать инструмент, который звучал, или найти среди карточек, разложенных на столе, ту, на которой изображен этот инструмент.

 С помощью музыкального центра или компьютера можно организовать игру на различение характера танцевальной музыки. Слушая танцевальную музыку в записи, дети учатся определять, какая она по характеру - веселая или грустная.


Музыка на прогулке

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

 Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы («Греет солнышко теплее», муз. Т. Вилькорейской). На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.).  Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии.  Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, но здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким, как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и др.  Интересно можно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е.  Тиличеевой).

         Воспитатель должен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том, что активное музицировали детей на прогулке, зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить. Успех этой работы во многом зависит от активности воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя.

Музыка на художественных занятиях

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок» и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно.

Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.

         Дети очень любят сказку «Три поросенка» С. Михалкова. Ее чтение хорошо сопровождать музыкальными фрагментами - исполнением песенки веселых поросят и волка из музыкальной инсценировки этой сказки, записанной на пластинку.

         Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать в грамзаписи одноименную музыкальную пьесу Н. Потоловского. Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления.

На занятиях по рисованию в младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры - ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап-кап-кап - капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее», - говорит воспитатель и поет песенку: «Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку - хлебай понемножку!»

 Музыка   в   различных   видах   деятельности дошкольника   должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога. Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями, способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.

Произведения, рекомендуемые для включения функциональной музыки.

         Музыка успокаивающего характера: Л. Бетховен «К Элизе», П.И. Чайковский «Сладкая греза»; Х. Глюк Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»; П. Понсе «Эстраллита»; Я. Сибелиус «Грустный вальс»; Ф. Шопен «Фантазия экспромт», Вальс №3, Вальс №7, Вальс №9, Вальс № 10, Вальс № 12, Прелюдия №7; А. Моцарт  «Адажио из 12-й фортепьянной сонаты»; Д. Шостакович Романс из кинофильма «Овод»; Ш. Гуно «Прелюдия»; А. Дворжак Славянский танец № 2; А. Глазунов «Антракт» (из балета «Раймонда»); К. Дебюсси «Лунный свет»; Ф. Шуберт «Аве Мария»; Р. Шуман «Грезы», Г. Гендель «Ария».

Музыка стимулирующего характера: П. И. Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»); А. Бородин «Половецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь»); народные, русские, фольклорные казачьи песни, танцевальные мелодии разных народов;  М. Минков Музыка к мультфильму «В порту».


  1. Заключение

Для детей с самого раннего возраста необходимо создавать условия для усвоения и развития у них музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания, как родителей, так и воспитателей. Так же важно чтобы педагог и музыкант в детском дошкольном учреждении подготовил музыкальную базу ребенка для дальнейшего его развития.  


  1. Список литературы:

1. Составлено по материалам музыкального руководитель высшей категории Острова И.М.

2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Вераксы, Н.Е., Комаровой, Т.С., Васильевой, М.А. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368 с


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ музыкальной культуры детей младшего дошкольного возраста»

Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных музыкальных произведений и развития на этой основе эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства является одни...

Презентация на тему: "Развитие музыкальности у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"

Игра на музыкальных инструментах является одним из самых увлекательных занятий для детей....

статья по музыкальному развитию Концепция развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки

АнотацияСатья посвещается музыкальных способностей у детей младшегодошкольного возраста . Автор раскрывает задачи , формы и методы развитие музыкальных способностей у детей....

СТАТЬЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В статье рассказывается о народных музыкальных игрушках, даётся их обзор и применение в качестве наглядного материала на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста....

СТАТЬЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В статье рассказывается о народных музыкальных игрушках, даётся их обзор и применение в качестве наглядного материала на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста....