Углубленное изучение темы в виде педагогического проекта "Любознайки"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Сметанина Татьяна Александровна

Кружок опытно эксперементальной деятельности (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Любознайки51.13 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

углубленного изучения темы

в виде педагогического проекта

в старшей группе

«Любознайки»

                                                                                                                 

Руководитель: Сметанина Т.А.

2015-2016 учебный год

Кружок по опытно-экспериментальной деятельности

(старшая группа)

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К.Е. Тимирязев

1. Продолжать работу по созданию условий введения ФГОС ДО,  в соответствии с планом мероприятий ДОУ, с целью обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

2. Повысить качество коррекционной работы по развитию речи путем интегрированного сотрудничества педагогов, специалистов детского сада и родителей

3. Формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, как одно из направлений социального развития личности дошкольника.

Экспериментирование:

Способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Цели опытно-экспериментальной деятельности:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение сделать выводы.

3. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

4. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности:

1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

3. Развивать представления детей о некоторых факторах неживой среды:

-свет, температура воздуха и ее изменчивость;

-вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга;

-воздух – его давление и сила;

-почва – состав, влажность, сухость;

4. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные – для удовлетворения своих потребностей;

5. Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песок и глину;

7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Формы организации исследовательской деятельности:

Индивидуальная (работа с раздаточными карточками, беседы).

Фронтальная (коллективные игры, беседа).

Подгрупповая (наблюдение, проведение опытов, эксперимента).

Примерная структура занятия-экспериментирования:

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованны до занятия).

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

Уточнение плана исследования.

Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Работа с родителями:

Анкетирование.

Консультации.

Наглядный материал: ширмы, папки-передвижки, оформление стендов, фотовыставки, фотогазеты.

Подборка литературы для родителей по теме экспериментирования.

Анкетирование на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Оформление наглядной информации в родительском уголке:

- Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

- Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»;

- Рекомендации: «Проведение опыта с детьми дома»;

Открытый показ для родителей опытов-экспериментов.

Оформление папки «Мои открытия».

Предметно-развивающая среда:

Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

Природные материалы, листья, песок, глина, земля, семена;

Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

Мука, соль, сода, свечи, фонарики;

Детские халаты, фартуки;

Схемы для проведения опытов;

Журнал для фиксации результатов.

Сентябрь.

№1. Песочная страна.

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов

Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

№2 Песок, глина.

Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины.

Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

№3 Почва (песок, глина, камни).

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы

Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка, глины, камней.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

№4 Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы.

Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

Октябрь.

№1 Ветер, ветер ветерок.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе.

Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

№2 Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.

№3 Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов.

№4 Игра « Водяной у нас в гостях»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе проведения игры

Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов.

Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

Умеют называть водоемы и их обитателей.

Ноябрь.

№1 В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

№2 Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает.

Познание: развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам, их свойствам.

Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный.

Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

№3 Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

№4 Мех. Зачем зайчику другая шуба

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой.

Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

Проявляют интерес к окружающей нас природе.

Декабрь.

№1 Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса) Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова противоположные по значению

Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов…

Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению.

№2 Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители.

№3 Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Познание: развивать познавательные интересы через опытно – экспериментальную деятельность.

Умеют делать выводы и заключения.

№4 «Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

Январь.

№1 Вода, лед, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Коммуникация:

Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда, снега воды.

№2 Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Коммуникация: Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

№3 С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

Февраль.

№1 Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

№2 Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед.

Познание: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов. Выражают свои мысли и делают выводы.

№3 Освобождение бусинок из ледяного плена .

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Познание: продолжать знакомить детей со свойствами льда.

Коммуникация: развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов, называют свойства льда.

№4 Теплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность. Делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды.

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена, прилагательные, согласовывая их с именами существительными

Март.

№1 Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

№2 Метал

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики (структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

№3 Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

№4 Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

Называют комнатные растения.

Апрель.

№1 Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

№2 Зачем растения вертятся

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

№3 «Растениям – теплую водичку»

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Умеют ухаживать за растениями на грядке.

№4 Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности.

Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

Май.

№1 Стекло, его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина. прозрачность и свойства: хрупкость)

Познание: знать свойства прозрачность, хрупкость, толщина.

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

№2 «Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

№3 Передача солнечного зайчика

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Познание: называть свойства солнечных лучей.

Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

№4 В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

 

 

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Песочная страна.

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов

Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

Песок, глина.

Формировать умение выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит почему песок и глина по- разному впитывают воду.

Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины.

Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

 Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

Почва

(песок, глина, камни).

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы

Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка, глины, камней.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы.

Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

Октябрь

Ветер, ветер ветерок.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе.

Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.

Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов.

Игра

 « Водяной у нас в гостях»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе проведения игры

Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов.

Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

Умеют называть водоемы и их обитателей.

Ноябрь

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тоне, плавает.

Познание: развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам, их свойствам.

Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный.

Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Мех. Зачем зайчику другая шуба

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой.

Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

Проявляют интерес к окружающей нас природе. 

Декабрь

 Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса) Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова противоположные по значению

Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов…

Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению.

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители.

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Познание: развивать познавательные интересы через опытно – экспериментальную деятельность.

Умеют делать выводы и заключения.

«Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

Январь

Вода, лед, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Коммуникация:

Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда, снега воды.

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Коммуникация: Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

                                                             С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

Февраль

Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно - следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед.

Познание: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов. Выражают свои мысли и делают выводы.

Освобождение бусинок из ледяного плена

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Познание: продолжать знакомить детей со свойствами льда.

Коммуникация: развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов, называют свойства льда.

              Теплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды.

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена, прилагательные, согласовывая их с именами существительными.

Март

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

Металл

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

Называют комнатные растения.

Апрель

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

Зачем растения вертятся

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

«Растениям – теплую водичку»

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности.

Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть свойства стеклянных предметов, строят предложения грамматически правильно.

 

Май

Стекло, его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина, прозрачность и свойства: хрупкость)

Познание: знать свойства прозрачность, хрупкость, толщина.

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

«Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Передача солнечного зайчика

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Познание: называть свойства солнечных лучей.

Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

«Путешествие в песочную страну с Медвежонком»

Цель: формирование целостной картины мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности, кругозора детей.

Задачи:

1.Дать представление  о свойствах песка: состоит из песчинок, песчинки разного цвета, песок впитывает воду, песчинки легкие, легко сыплются.

2. Развивать двигательную активность детей на прогулке через подвижные игры.

3. Формировать у детей навык наблюдательности.

4. Побуждать к экспериментированию.

5. Развивать любознательность, развивать зрительное восприятие и связывать увиденное со словом.

6. Воспитывать интерес к живой и неживой природе.

Методы и приёмы: организационный момент, беседа, эксперимент, рассматривание, показ воспитателя, самостоятельная деятельность детей, труд, подвижная игра, итог.

Материалы: Игрушка Медвежонок, стаканчики с песком для каждого ребенка (можно использовать разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки), стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы, бумажные самолетики по количеству детей, мешочек с кубиками зеленого и синего цвета, зеленый, синий обручи, два круга, вырезанные из картона желтого цвета, бросовый материал, мелки, 4 дощечки, медальки по количеству детей, любые палочки, 3х литровая банка, резиновая трубка или насос для надувания шаров, резиновая груша.
Ход прогулки:
В группе воспитатель получает СМС, читает детям: «Когда же вы придете, я вас жду так долго!»

Воспитатель: Интересно, кто это прислал нам СМС, ребята, он ждет нас на прогулке, собираемся, а то еще уйдет наш гость, не узнаем, кто к нам пришел на участок.

Воспитатель с детьми выходит на участок, находят на скамейке записку: «Отгадайте загадку, тогда узнаете, кто я.

Лапу я свою сосу,
Сплю всю зиму напролёт.
А вот, как придёт весна,
Пробуждаюсь ото сна,

И давай в лесу реветь.
А зовут меня…
(медведь)

Дети: Медведь.
Воспитатель: (находит игрушку медведя). Да, это медведь, здравствуй, Мишка! Вот, кто нам писал! (подносит игрушку к уху). Ребята, Мишка приглашает нас в путешествие в одну волшебную страну. А как вы думаете, как называется эта волшебная страна?
Дети: (предлагают свои варианты ответов).
Воспитатель: Мы отправимся в Песочную страну. На каком транспорте туда можно добраться?
Дети: (предлагают свои варианты ответов).
Воспитатель: Мы полетим туда на самолете (достает из выносного материала бумажные самолетики). Возьмите бумажные самолетики, мы отправляемся.
Дети выполняют игровые движения с бумажными самолетиками. В конце  самолетики «приземляются» в песочницу.
Воспитатель: А вот и волшебная Песочная страна – это наша песочница.
Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.
Но в этой стране есть свои правила поведения. Наш медвежонок сейчас вам их расскажет.
Воспитатель за Медвежонка:

Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это – мирная страна!
Дети, поняли меня?!
Воспитатель: Чтобы поближе узнать, какой песок живет в Песочной стране, нам нужно его внимательно рассмотреть.

Каждому ребенку раздаются стаканчики, бумага, лопаточки, лупы, белая бумага, бутылочки с водой.

Опыт 1. Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. Потому и говорят, что песок — «сыпучий», песок — рыхлый.

Опыт 2. С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам».

Опыт 3. Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или в нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в трехлитровых стеклянных банках. Положим банку на бок, насыпаем тонким слоем песок, закроем полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки делаем отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки будет находиться в банке, в другой вставим обычную резиновую грушу. Можно даже попробовать сдувать в трубку воздушный шарик или использовать велосипедный насос. Создаем в банке сильный поток воздуха — игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются.

Опыт 4. Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее в стаканчики с песком. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. В песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок — рыхлый.

Опыт 5. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит — в сухой или мокрый? Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Воспитатель: Вот какой необычный песок живет в Волшебной стране! Мишка предлагает нам поиграть. Разделимся на две команды. В этом мешочке лежат кубики двух цветов: зеленого, синего. Дети, которые взяли зеленые кубики, собираются у зеленого обруча, а дети, взявшие синие кубики, - у синего обруча. Теперь у нас две команды: зеленая и синяя.
Подвижная игра «Солнечный круг».
Воспитатель: В нашей волшебной Песочной стране всегда светит яркое солнце. Сейчас каждой из команд надо выложить солнышко вот такого размера (показывает круг, вырезанный из картона желтого цвета) из бросового материала. Это первое задание для вас.
Игра «Игрушки – потеряшки».
Воспитатель: Ребята,
Где ж у нас игрушки:
Куклы да зверюшки?
Мы еще не наигрались,
А игрушки разбежались!
Как вы думаете, куда спрятались наши игрушки?
Дети: Они спрятались в песок.
Воспитатель: Да, наши игрушки для игры в песке спрятались в песочнице. Сейчас мы узнаем, какая команда быстрее найдет пять игрушек. Это второе задание для вас.
Игра «Куличики».
Воспитатель: Теперь наша любимая песочная игра – «куличики».
Я не ем, я не сплю - я куличики леплю,
На песочке у воды встали ровные ряды.
Каждый член команды должен слепить один куличик из песка. Самая быстрая команда и будет победителем.
Игра «По зыбучим пескам».
Воспитатель: Ребята, нам с вами пора возвращаться из песочной страны. Но идти по зыбучим пескам опасно: можно сбиться с пути. Мы будем перебираться с помощью дощечек. Надо вставать только на дощечку, идти осторожно и аккуратно.
Воспитатель: Медвежонок показал нам дорогу в песочную страну, давайте поиграем, ребята, с медвежонком в подвижную игру «Кто быстрее» (детям даются разные команды).
Задание «Пробеги дальше»: на асфальте мелом (или палочкой на земле) чертят линию старта. Игроки становятся за нее. По команде взрослого: «Раз, два, три, беги!», игроки в спокойном темпе пробегают как можно дальше и дольше, в зависимости от возможностей ребенка;

Задание «Выше колени»: игроки пробегают по краям площадки или по ровной дорожке, высоко поднимая колени;

Задание «Пятки выше»: игроки бегут, забрасывая ноги назад, стараясь коснуться пятками ягодиц;

Задание «Большие и маленькие»: игроки бегут по площадке, попеременно делая мелкие шаги (бежит мышка) и широкие шаги (бежит волк);

Задание «Пробеги и перешагни»: игроки бегут, перешагивая на бегу 5—6 линий (начерченных мелом или палочкой), расположенных на расстоянии друг от друга.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Сейчас наш гость – Медвежонок определит победителя (определяется победитель, все дети награждаются медалями). Нам пора попрощаться с Медвежонком, он вернется в свою  песочную страну.
Воспитатель: В какой стране мы сегодня с вами побывали, как мы путешествовали, что мы делами?

«Песок и глина — наши помощники»

Цели:

1. Дать представление о свойствах песка и глины.

2. Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.

3. Воспитывать любознательность.

4. активизация словаря: сыпучий, твердая.

Материал: песок и глина, стеки, тетрадные листы, песочные часы, бумажные трубочки, карандаши, лупы, баночка, резиновая трубочка, иллюстрация " пустыня"

Ход занятия:

Воспитатель: мы пришли в лабораторию, где нас ждут новые и интересные открытия. Проходите садитесь за столы. (раздается грустный голос)

Лесовичок: А про меня то вы забыли? А я спешил к вам.

воспитатель: Ребята кто это может быть (ответы детей)

Лесовичок: Да это я старичок - лесовичок. Я давно наблюдаю за вами, как вы занимаетесь интересно, как много открытий вы делаете. Шел я к вам в гости и нашел 2 мешочка, а что в них не знаю. Помогите мне разобраться.

Воспитатель: Ребята, поможем старичку - лесовичку? Давай лесовичок свои мешочки. Ребята, посмотрите, что это? Как вы думаете (ответы детей) Молодцы! Садись лесовичок с нами рядом, а ребята тебе расскажут, что такое песок и глина.

Ребята, что можно делать с песком? (ответы детей)

Давайте проверим так ли это.

ОПЫТ №1

Возьмите песок в руки и аккуратно насыпайте его на бумагу. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? какой он? (он сыпучий)

А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее на бумагу.

Что легче делать? (насыпать песок)

Верно песок сыпучий и его движение напоминает движение воды. А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется? (комочками)

Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить сколько времени прошло? (ответы детей)

что у меня в руках, кто знает (песочные часы) Когда песок из одной емкости пересыпается в другую, пройдет 1 минута. (Демонстрирую)

А в этих часах песок пересыпается за 5 минут.

Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?

Давайте сделаем вывод: ПЕСОК СЫПУЧИЙ, А ГЛИНА НЕТ.

Лесовичок ты запомнил эти свойства песка и глины.

Лесовичок: Как интересно! Какие молодцы ребята!

Воспитатель: Ребята, продолжим наши открытия.

ОПЫТ № 2

Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком. Что произошло? Почему? (палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга)

А теперь тоже самое сделаем с глиной. Что произойдет, как вы думаете (глина твердая, палочка в нее не воткнуть, трудно) Давайте выполним модель песка и глины. (Дети встают. 1 группа детей- песок встают с расстоянием между друг другом; 2 группа -глина, дети встают плотно друг к другу)

Сделаем вывод: повторим его для старичка - лесовичка. Запомнил. Смотри внимательно и слушай.

ОПЫТ №3

А теперь возьмем бумажные трубочки, вложите в них карандаши, засыпайте песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вот так (показ воспитателя)

Как вы думаете, что произойдет с бумажной трубочкой, если мы вытащим карандаш (ответы детей)

А ты, лесовичок как думаешь?

Давайте проверим, кто же прав. Она помялась? Почему не помялась. Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды. Вот почему насекомые попавшие в песок выбираются целыми и невредимыми.

(Показ иллюстрации "Пустыня")

Посмотрите ребята на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне (РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ)

(Рассказ воспитателя)

В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь выползают. Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. (Словарная работа) Хотите устроить песчаную бурю в трехлитровой банке?

ОПЫТ №4

Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.

Что происходит с песчинками? Почему?

А с кусочками глины? Почему?

ВЫВОД: песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.

Лесовичок: Ребята, что-то я не запомнил, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним при сильном ветре? (Смочить водой)

ОПЫТ №5

Проверяем проходимость воды через глину и песок.

ВЫВОД: глина воду не пропускает, а песок пропускает, при этом он становиться тяжелым и лепится.

Давайте выстроим модель песка и глины в сыром состоянии. (Обе группы детей встают плотно друг к другу)

ИТОГ Занятия Давайте повторим все свойства песка и глины.

 «Особенности не живой природы – песок, глина, камень»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - проведение опытов.

Цели:

1) знакомить детей с особенностями не живой природы;

2) расширять знания об окружающем мире, дать новой информации от проводимых опытов;

3) воспитывать наблюдательность, развивать мышление.

Оборудование: песок, глина, вода, камни, прозрачная посуда, пенопласт, лупы, земля.

Опыт №1

- Дети, скажите, пожалуйста, что мы оставили на столе в прошлом занятии.

- Камни, песок, глину, землю.

- Какие-нибудь изменения вы видите?

- Они лежат без изменения.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Они не живые.

- А что значит - не живые?

- Они с места не тронулись, не уменьшались, не убавились, не исчезли.

- Мы с вами доказали, что они не живые. А что мы называем живой природой?

- Людей, деревья, растения, животные.

- Правильно. Живая и не живая природа тесно взаимосвязаны друг с другом. Ребята посмотрите сюда, кто к нам в гости пришёл.

- Черепаха.

- А черепахи где живут?

- В воде, в песке.

- Правильно. Давайте теперь вместе с черепахой посмотрим свойства не живой природы. Сначала проверим свойства песка. А черепаха пусть наблюдает за нами.

Опыт №2

- Перед нами стоят три прозрачные посуды. Что в них лежит?

- В одной – песок, во второй – глина, в третьей – земля.

- Сейчас в каждую посуду нальём воды. Что произойдёт? (наливают)

- В первой посуде вода стала мутной, потому что через песок вода проходит быстро.

- Глина не пропускает воду.

- Где лежала земля, вода почернела, потому что земля пропускает воду.

- Вот наша черепаха узнала о свойствах песка, глины и земли.

Опыт №3

- Ребята, как вы думаете, можно ли из мокрой глины и песка слепить что-нибудь? Давайте попробуем лепить. (дети лепят)

- Какой вывод можно делать?

- Песок не лепится.

- Из песка не получается лепить, потому что он рассыпчатый. А из глины можно лепить всё.

- Правильно говорите. На нашем столе ещё лежат и камни. Камни мы встречаем везде. Скажите мне, какие камни вы знаете?

- Большой, маленький, гладкий, простой, красивый, и т. д.

Опыт №4

- Если мы камень опустим в воду, что произойдёт?

- Камень упадёт на дно посуды, так как он тяжёлый.

- Давайте сейчас это проверим, опустим камень в воду. Что наблюдаем?

- В воде появляются пузырьки, камень опускается на дно.

- Какой вывод сделаем?

- Тяжёлые предметы тонут.

Черепаха:

- Ребята, у меня есть пенопласт. Как вы думаете, если мы опустим в воду пенопласт и камень, что произойдёт?

(опускает в воду пенопласт и камень)

- Камень упал на дно, а пенопласт остался над водой.

- А чём это говорит?

- Пенопласт лёгкий, а лёгкие предметы не тонут в воде.

Опыт №5

- А сейчас проверим разницу между мокрым и сухим камнем. Они отличаются, как вы думаете?

- Взяли лупы и внимательно смотрим камушки. Видите разницу?

- Мокрые камни тёмные, красивые, гладкие, они блестят.

- А сухие камни бледные, не гладкие, не блестят.

- Мы сегодня с вами вместе с черепахой, какую природу наблюдали?

- Не живую природу – песок, глину, землю, камни, пенопласт.

- Проверяли их свойства, отличия.

- Живая природа с не живой природой тесно взаимосвязаны. Без взаимосвязи природа не может существовать. Наша черепаха много узнала о своей среде обитания – о песке, о камнях. Черепаха живёт в песке. Значит ей удобно жить там. У каждого живого существа есть своё место для существования. Поэтому живая и не живая природа взаимосвязаны.

«Летающие семена»

Цель:  познакомить ребят с семенами, имеющими разнообразные «Крылатки» для переноса ветром.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие начинается с ящика ощущений. Положить в него семена с крылышками: шишки ели, сосны. предложить по очереди наощупь определить эти предметы. При этом никто не сообщает о своих открытиях до тех пор, пока последний участник не ознакомиться с содержимым.

Свой секрет каждый должен держать тайне. Затем ребята рассказывают, что они действительности скрывалось внутри ящика.

Игра «Угадай от какого дерева эти семена» (разложить на столиках перед каждым ребенком карточки с изображением листьев деревьев и семена). Совместно с ребятами подобрать соответствующие пары растений и семян. Пусть ребята их внимательно рассмотрят и постараются запомнить. Затем перемешать карточки и предложить детям проделать эту работу самостоятельно.

ПЕДАГОГ: ребята, а кто видел такие растения, наблюдал как летают семена (ответы детей).

Растут ли они во дворе нашего детского сада, на экологической тропинке, во дворе вашего дома:

Ребята, а давайте все летающие семена разложим в ряд (раскладывают).

Можно ли их разделить на группы? Есть семена с крылышками, есть с парашютами. Они могут летать, но приспособления у них разные. Рассмотрим вначале все семена с крылышками - клена, ясеня, липы, березы, ели, сосны. Какие у них крылышки?

ДЕТИ: У одних - большие, у других маленькие. Но все они тонкие, прозрачные.

ПЕДАГОГ: Для чего нужны эти крылышки?

ДЕТИ: Чтобы летать по воздуху, путешествовать.

ПЕДАГОГ: А для чего семенам нужно летать? Ведь не из любопытства же они отправляются на воздушные прогулки.

ДЕТИ: Чтобы деревья произрастали везде.

Показать детям семена гороха, фасоли, подсолнечника, тыквы. Положить их рядом с летающими семенами.

ПЕДАГОГ: Чем они отличаются друг от друга? (ответы детей).

Могут ли горошины, фасолинки, семечки летать? Почему? (ответы детей).

Возьмите в руки семечко тыквы и семена березы. Сравните семена по весу. Что легче? Почему? (ответы детей).

Все летающие семена легкие. Тяжёлые летать не могут, они быстро падают на землю. Убедимся в этом и проведем опыт. (Бросают семена на пол).

Что быстрее упало на пол? Почему? (дать убедиться детям, что летающие семена падают медленно).

Летающие семена могут улететь далеко, далеко от своей мамы - березы, липы, клена. Они упадут на землю и через некоторое время в этих местах появятся молодые растения. Маленький клен, липка, берёзка. Летая по свету семена ищут свой дом.

ПЕДАГОГ: Я дерево - мама, а вы мои детки

Качала я вас в колыбели на ветке

Но время пришло, вам пора улетать

Пора им большими деревьями стать.

ДЕТИ: На дереве - маме мы долго висели

Но ветер примчался и мы полетели

Умчаться от мамы подальше хотим

Нас ветер подхватит и мы полетим

Нам крылышки наша летать помогают

Где мы приземлимся лишь ветер узнает

На землю родную мы все упадем.

Земля нас накормит, земля - это дом.

Весною нас солнце лучами согреет

А дождик напоит водой, как сумеет

Тогда прорастем мы зеленым ростком

И маме помашем зеленым листком

Нам дерево - мама помашет в ответ

Как стать нам большими не дашь ли совет?

И дерево - мама качаясь шумит

Советы давая, листвой шелестит.

ПЕДАГОГ: Ребята, а теперь нарисуйте не крылатые семена, которые вам больше всего понравились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на программу углубленного изучения "Красивая речь"

Рецензия на программу углубленного изучения "Красивая речь"...

Программа углубленного изучения «КРАСИВАЯ РЕЧЬ»

Ни для кого, не секрет, что во время обучения в начальных классах школы, у многих детей возникают трудности, особенно в овладении русского языка. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Мно...

Конспект ООД по ФЭМП в средней группе"Веселый паровозик"Автор: Полещук Елена Леонидовна, воспитатель, Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного

Цель: Закрепить умение считать от 1 до 5 в специально-созданной обстановке, пользоваться понятиями больше, меньше, равно. Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. Дидактический материал: ...

Воспитание нравственно-эстетических качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления и углубленного изучения народного декоративно-прикладного искусства.

   Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравствен...

Консультация для воспитателей на тему: "Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками. Сущность, типы, виды педагогического регулирования"

Материал подобран для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Данная консультация раскрывает сущность, типы и виды педагогического регулирования....

Опыт работы в группах ДОО с углубленным изучением английского языка

Опыт работы в группах ДОО с углубленным изучением английского языкаЗнание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. Сегодня возникает актуальность обучения языкам уже в дошк...