ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Сюжетно-ролевые игры»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Меркулова Елена Николаевна

“Игра - путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить”. 
(А.М. Горький)

Для чего ребёнку игра?

В настоящее время возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к различным видам игр. Их место занимает телевидение, компьютерные игры и другие технические изобретения. По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с детьми тёплые, душевные отношения, проявить интерес к их проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному развитию ребёнка.

Игра – дело серьёзное. В игре ребёнок отражает своё представление об окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми.

Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств. Дети в ходе игры учатся понимать друг друга, сопереживать, проявлять чуткость и милосердие.

Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Научить детей играть – значит научить жить. Надо всегда помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности ”.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, интеллектуально развитой личности. Всё зависит от того, что ребёнок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат ребёнка любить и воспринимать окружающий мир, понимать значимость труда. Приобщение детей к играм именно тот “ключик”, который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт возможность адаптироваться им в социальной среде.

Ведущее место в педагогическом процессе детского сада занимает сюжетно- ролевая творческая игра. Сюжетно - ролевая игра является мощным средством социализации, “взросления ” подрастающего поколения.

При руководстве сюжетно - ролевыми играми воспитатель ставит следующие задачи:

а) Расширять знания о труде людей разных профессий. Обогащать впечатления детей о социальном мире.

б) Учить детей в ходе игры понимать друг друга, сопереживать, проявлять чуткость и милосердие.

в) Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

г) Воспитывать личностные качества ребёнка: дружелюбие, гуманность, трудолюбие, целеустремлённость, активность.

д) Способствовать формированию организаторских умений и способностей.

е) Развивать логическое мышление, фантазию, творческое воображение.

Необходимо учить детей играть, помогать им находить образцы и сюжеты для ролевых игр. Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель должен изучить игровые интересы и уровень развития своих детей. Педагог является старшим другом детей, партнёром по игре.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-_rolevaya_igra.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №72 комбинированного вида «Теремок»

ПРОЕКТ

НА ТЕМУ: «Сюжетно-ролевые игры»

Разработала

Воспитатель первой квалификационной категории

Меркулова Е.Н.

г.Одинцово

2017 год

“Игра - путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить”. 
(А.М. Горький)

Для чего ребёнку игра?

В настоящее время возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к различным видам игр. Их место занимает телевидение, компьютерные игры и другие технические изобретения. По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с детьми тёплые, душевные отношения, проявить интерес к их проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному развитию ребёнка.

Игра – дело серьёзное. В игре ребёнок отражает своё представление об окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми.

Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств. Дети в ходе игры учатся понимать друг друга, сопереживать, проявлять чуткость и милосердие.

Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Научить детей играть – значит научить жить. Надо всегда помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности ”.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, интеллектуально развитой личности. Всё зависит от того, что ребёнок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат ребёнка любить и воспринимать окружающий мир, понимать значимость труда. Приобщение детей к играм именно тот “ключик”, который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт возможность адаптироваться им в социальной среде.

Ведущее место в педагогическом процессе детского сада занимает сюжетно- ролевая творческая игра. Сюжетно - ролевая игра является мощным средством социализации, “взросления ” подрастающего поколения.

При руководстве сюжетно - ролевыми играми воспитатель ставит следующие задачи:

а) Расширять знания о труде людей разных профессий. Обогащать впечатления детей о социальном мире.

б) Учить детей в ходе игры понимать друг друга, сопереживать, проявлять чуткость и милосердие.

в) Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

г) Воспитывать личностные качества ребёнка: дружелюбие, гуманность, трудолюбие, целеустремлённость, активность.

д) Способствовать формированию организаторских умений и способностей.

е) Развивать логическое мышление, фантазию, творческое воображение.

Необходимо учить детей играть, помогать им находить образцы и сюжеты для ролевых игр. Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель должен изучить игровые интересы и уровень развития своих детей. Педагог является старшим другом детей, партнёром по игре.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Сюжетно - ролевые игры включают в себя:

а) Игры на бытовые темы: “Дочки - матери”, “ Семья”.

б) Игры с производственной тематикой: “Больница”, “Магазин”.

в) Игры с общественно - политической тематикой: “Космодром”.

г) Театрализованные игры: режиссёрские (режиссером является ребёнок, а исполнителем - кукла) и игры - драматизации (по готовому сюжету литературных произведений).

д) Строительные игры: “Город”, “Гараж”.

е) Игры - забавы и развлечения (игры с вертушками, солнечными зайчиками).

Процесс руководства игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков сочеталось в нём с обучением, развитием и воспитанием. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.

1 группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественных произведений, индивидуальные беседы с детьми, инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра.

2 группа  -  это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в игре. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путём предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы - разговора по поводу замысла игры, развития его содержания, подведение итогов. Важной задачей для воспитателя является распределение ролей с учётом возможностей, интересов и желаний каждого ребёнка.

3 группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приёмы:

*совместное выполнение воспитателем и детьми построек;

*рассматривание образца воспитателя, показ приёмов конструирования;

*использование схем, таблиц; подбор материала для обыгрывания построек;

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путём складывания (лодочки, пароходы, животные, мебель); изготовлению игрушек из природного и бросового материала (катушек, коробок);

Сюжетно - ролевые игры – это игры, в которых дети отображают жизнь и деятельность взрослых. Дети играют в “Дочки-матери”, “Магазин”, “Больницу”, тем самым дошкольники подражают домашним делам мамы и бабушки, знакомятся с работой продавца, врача. Игра с куклами в дочки- матери существовала во все времена. Это естественно: родители – самые близкие, любимые люди. Наблюдая поведение ребёнка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Дети берут на себя роли членов семьи, устраивают для кукол дом, игровой уголок, ходят в гости, что способствует социально-личностному развитию дошкольников

Особенно увлекают ребят героические профессии. Любимые игры – полёты космических кораблей, охрана границы (в моряков, в лётчиков), путешествия. У мальчиков обычно популярны игры в войну, в этом проявляется их тяга к героическому подвигу, преклонение перед мужеством, смелостью. Такие игры помогают формированию патриотических чувств, дисциплинируют детей, объединяют их в дружный коллектив.

Задача педагога – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, содержательными, насыщенными, показать благородную роль защитников Отечества.

Важнейшее условие успешного руководства творческой игрой – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт.

В сюжетно - ролевых играх происходит обогащение игрового опыта детей, прослеживаются их взаимоотношения, складываются навыки совместной игровой деятельности. Наблюдения за игрой помогают воспитателю определить качества личностного и социального развития ребёнка, характеры детских взаимоотношений, решать спорные вопросы советами, предложениями, дать игре нужное направление.

Театрализованные игры - это игры, где дети разыгрывают сценки по знакомым сказкам, книгам детских писателей. Они играют роли персонажей из сказок, выступают в роли Мухи - Цокотухи, доброго доктора Айболита. Необходимо использовать для инсценирования разные атрибуты – маски, костюмы, куклы, игрушки, декорации. Эти игры приносят детям огромное удовольствие. Дети стараются глубже передать образ героя и показать своё отношение к нему. Игры драматизации помогают дошкольникам глубже понять идею книги, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Воспитанию дружеских отношений между детьми способствуют строительные игры. Вместе с ребятами педагог определяет, какие для игры нужны постройки, кто, что и с кем будет строить. В старшей группе дошкольники проявляют значительную самостоятельность в развитии сюжета строительной игры, в их конструктивной деятельности ощущаются элементы творчества.

Педагог должен раскрыть детям взаимоотношения взрослых в строительном труде. Этой цели могут служить экскурсии на строительные объекты. После завершения построек или окончания игры желательно провести беседу о том, как они строили, как играли, кто строил дружно. Старшие дошкольники учатся самостоятельно выполнять правила коллективной строительной игры. В подготовительной к школе группе дети затевают игры, основой которых является комплекс построек: “Наш город”, “Аэропорт”.

Таким образом, игры со строительным материалом требуют согласованности действий, совместного обсуждения, умения считаться с мнением товарищей.

С детьми старшего возраста проводятся игры с природными материалами. Воспитатель направляет дошкольников на самостоятельные действия с песком, на то, чтобы при сооружении построек они проявляли инициативу, выдумку, изобретательность. Для игр с песком и глиной требуется разный дополнительный материал – обрезки дерева, колышки, шнуры, фигурки людей, животных, деревьев, разнообразные машины. Часть игрушек дети могут сделать сами (лодки, пароходы, самолёты).

Нравится детям постройки из снега. Педагог учит воспитанников изготовлять из снега кирпичи и складывать из них стены домов, делать крепости, утрамбовывать снег, валы, лепить фигуры зверей; делать цветные льдинки для украшения построек. Зимой при сооружении построек на участке следует предусмотреть возможность таких развлечений, как “Праздник русской зимы”, а также игр по сказкам “Заячья избушка”, “Зимовье зверей”, “Морозко”.

Таким образом, сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему обучению в школе, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной, интересной и счастливой.

Сюжетно-ролевая игра “Больница”

Цель:

  • Воспитывать любовь к профессии врача. Показать важность этой профессии, её необходимость.
  • Пополнить словарь детей медицинской терминологией.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение играть в коллективе.
  • Повысить интерес к игре. Развивать связную речь.

Оборудование: Создать условия для игры. Устроить кабинет врача. Приготовить нужные атрибуты.

Ход игры

1 часть. Загадать загадку (врач).

Дети рассматривают медицинские предметы - термометр, шприц, вата, йод, бинт, таблетки, фонендоскоп.

-- Дети, догадайтесь, человеку какой профессии нужны эти предметы?

-- Что делает врач? Что нужно для работы врачу?

-- Как врач использует медицинские инструменты?

(Шприцом делают уколы. Фонендоскопом врач слушает работу сердца и лёгких. Это очень сложный инструмент, и им может пользоваться только врач. Термометром измеряют температуру. Бинтом перевязывают рану).

-- В какой одежде работает врач? Каким должен быть врач? (добрым, внимательным, приветливым, умным, всё знать).

2 часть. Игра в “Больницу”. Приём ведётся в кабинете у врача.

Воспитатель распределяет роли: врач, медсестра. Надевает белые халатики на детей. Дети с куклами сидят в очереди и ждут приёма.

-- Каких врачей - специалистов вы знаете? (хирург, терапевт, окулист, стоматолог – объяснить детям назначение профессий).

-- Кто работает в кабинете с врачом? (медсестра).

-- Как называются люди, которые приходят на приём к врачу? (пациенты).

-- Какими словами вы встретите своего пациента? (Здравствуйте!).

-- Какие слова скажите дальше? (Проходите, пожалуйста. Садитесь).

--Какие вопросы выбудете задавать пациентам? Как надо обращаться с больными? Куда надо записать жалобы больного?

-- Что отдаёт врач больному? Кто выписывает рецепт? Где покупает больной лекарства?

Дети играют в “Больницу”. Потом организованно заканчивают игру

Сюжетно-ролевая игра «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Цель:

 1. Обогатить знания детей о труде парикмахера.

2. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера.

3. Активизация словаря: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа,

фен, стрижка, стрижет, челка, бреет, освежает одеколоном, пенка для укладки, накручивать на бигуди, платить деньги в кассу.

Предшествующая работа:

Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.

Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера.

Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую».

Экскурсия в парикмахерскую.

Наблюдение за работой мастера.

Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел»,

С. Михалкова «В парикмахерской»

Ручной труд: изготовление игрушечных ножниц, расчески.

Собрать атрибуты для игры: использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.

Дидактические игры «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем»

«Для чего эти предметы».

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «МАГАЗИН»

Цель: 

1. Расширить знания детей о работе продавца в магазине.

2. Воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца.

3. Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, товар, весы, кассир, взвешивать, заворачивать вещи, названия продуктов, бытовых приборов, одежды.

Предшествующая работа:

1. Экскурсия в ближайший магазин с целью наблюдения за работой продавца.

2. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный)»

3. Рассказ воспитателя о профессии продавца.

4. Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.

5. Дидактические игры : «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий».

6. Рисование «Магазин продуктов»

7. Лепка «Овощи-фрукты для магазина»

8. Ручной труд: изготовление кассы, чеков, денег для игры «в магазин»

                                           Литература

  • 1.Бондаренко А. К., Матусик  А. И. Воспитание детей в игре – Москва, “Просвещение” 1983.
  • 2. Никитин Б. П. Развивающие игры – Москва, Педагогика 1985.
  • 3. Русскова Л. В. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду” – Москва, “Просвещение” 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект Тема: «Сюжетно ролевая игра как одно из условий социально личностных отношений детей»

Игра-это не просто деятельность с различными игрушками и предметами.В игре моделируются социальные отношения и именно в игре ребёнок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстник...

мини-проект. Тема:«Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей старшего дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10" Г.ВСЕВОЛОЖСКА. Творческий проект  Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игр...

Доклад к педсовету на тему: «Сюжетно – ролевая игра». «Сюжетно – ролевая игра во второй младшей группе».

Эффективное формирование игровых умений на всех возрастных этапах осуществляется в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый сам действует новым способом и по смыслу игры вызывает у партнеров н...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группе «В» Тема: Сюжетно-ролевой игры «Лесная больница»

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группеЦель: формирование игровых умений, создание условий для сюжетно-ролевой игры.Задачи:1. Формировать умение прини...

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...

Доклад к педсовету на тему: «Сюжетно – ролевая игра». «Сюжетно – ролевая игра во второй младшей группе».

Эффективное формирование игровых умений на всех возрастных этапах осуществляется в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый сам действует новым способом и по смыслу игры вызывает у партнеров н...

«Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в среднем дошкольном возрасте». Тема сюжетно-ролевой игры: «Поездка в театр»

знакомство детей с культурным явлением – «Театр» (его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения)....