Доклад к педсовету на тему: «Сюжетно – ролевая игра». «Сюжетно – ролевая игра во второй младшей группе».
материал (младшая группа)

Алисултанова Сальви Каримджоновна

Эффективное формирование игровых умений на всех возрастных этапах осуществляется в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый сам действует новым способом и по смыслу игры вызывает у партнеров необходимость действовать таким же способом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педсовету на тему: «Сюжетно – ролевая игра».

«Сюжетно – ролевая игра во второй младшей группе».

Составила воспитатель:

Алисултанова С.К

Эффективное формирование игровых умений на всех возрастных этапах осуществляется в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый сам действует новым способом и по смыслу игры вызывает у партнеров необходимость действовать таким же способом.

Задача воспитателя при работе с детьми 2 младшей группы заключается в том, чтобы построить совместную игру с ними таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение. (Слайд 2). Внимание ребенка необходимо перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым.

Воспитателю нужно уметь осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей, чтобы правильно строить свою игру с ребенком.

Существует два аспекта ролевого поведения (Слайд 3):

  • Специфичные для роли действия с предметами, например, доктор делает укол, шофер ведёт машину и т.п.
  • Ролевая речь, направленная на других людей, например, доктор узнает у пациента, что его беспокоит, учитель спрашивает ученика и выслушивает его ответ.

Итак, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь говорить с партнёром как носителем другой игровой роли (как «доктор» с «пациентом», а не как Петя с Машей), т.е. уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие - ролевой диалог.

Различают два типа ролей: «взаимодополнительные» и «независимые» роли (Слайд 4):

«Взаимодополнительные»  роли - требуют взаимодействия с другой ролью, связь которых с другими является более опосредствованной. Пары взаимодополнительных ролей составляют непосредственное смысловое целое (например, мама — дочка, врач — больной, продавец — покупатель, учитель — ученик и т. п.). Здесь основная роль (мама, врач, учитель, продавец) требует для своего воплощения дополнительной роли (дочка, больной, покупатель...); по сути, одна не может быть реализована без другой. Смысл взаимодополнительных ролей раскрывается не только в действии, но и во взаимодействии, в разговоре.

«Независимые» роли (например, шофер, строитель, пожарник, космонавт и т. п.) связаны с другими, близкими по смыслу ролями более опосредствованно; их смысл может быть раскрыт в специфичных действиях, направленных на какой-либо объект, вне взаимодействия с другой ролью (так, шофер, управляющий машиной, может везти пассажира, а может везти груз — смысл его действий как шофера при этом не теряется).

Для формирования ролевого поведения следует начинать совместную игру с детьми, используя «взаимодополнительные» роли, связь лежит на поверхности. С начала это должны быть парные роли, хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике (к примеру, «семейные» роли: мама — дочка, бабушка — внучка, мама — сынок, а также пары: доктор — больной, продавец — покупатель и т. п.). Парные «взаимодополнительные» роли сразу с необходимостью ориентируют детей на партнера и смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие — ролевой диалог.

Воспитатель строит совместную игру с детьми, постепенно её усложняя, поэтапно:

1 этап: взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль;

2 этап: воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирует детей друг на друга, «замыкает» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.

В ходе совместных игр воспитатель своими вопросами, репликами изнутри своей игровой роли старается максимально активизировать ролевую речь детей. Взаимодействие взрослого с ребенком, выполняющим основную роль, служит как бы моделью для второго ребенка, участвующего в игре.

 В самостоятельной игровой деятельности дети начинают развертывать цепочки ролевых действий, вносят в них свои вариации, т. к. у каждого ребенка есть свой опыт общения с доктором, наблюдений за действиями продавца в магазине. Ребенок обычно берет на себя более привлекательную основную роль (доктора, мамы), а действия его пока направлены на партнера, игрушку. У части детей уже появляется ролевая речь, обращенная к партнеру. Но на этом этапе дети еще не обозначают вербально свою игровую роль, так как его игра еще индивидуальна - ребенок не испытывает в этом необходимости. Во время наблюдения за самостоятельной игрой детей, воспитатель может ненавязчиво внести коррективы своими вопросами, репликами, постараться максимально активизировать ролевую деятельность и речь детей.

Воспитателю следует внимательно наблюдать за игрой детей; когда цепочка специфических ролевых действий осуществлена ребенком, можно связать для него эти действия с называнием роли: «Ты как мама покормила дочку?», «Ты доктор? Лечил больного?» и т. п. Такие «подытоживания» важны для дальнейшего осознанного принятия ребенком игровой роли, самостоятельного ее называния.

В дальнейшем после проигрывания с воспитателем в игре может появиться несколько мам, докторов, и каждый может играть со своим персонажем, партнером. В процессе таких «параллельных» действий дети подражают друг другу, их игровой опыт взаимообогащается. 

Значение совместных игр со взрослым заключается в том, что в самостоятельной игре детей действия с партнерами, игрушками будут в большей степени сопровождаться ролевыми диалогами, появится называние своей роли партнеру-сверстнику и ролевое обращение к нему: дети будут более свободно вступать в игровые контакты и развертывать ролевое взаимодействие друг с другом.

Сюжеты игры, которую развертывает взрослый с детьми этого возраста, должны быть просты — однотемны и построены в основном на парных ролях, тесно связанных по смыслу. 

Хочется отметить, что важны не сами сюжеты и роли, а общие принципы формирования сюжетной игры (Слайд 4):

  • Воспитатель играет вместе с детьми;
  • Воспитатель развертывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение (для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог, а действия с игрушками сводятся к минимуму);
  • Ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партнёра (сначала взрослого, а затем сверстника)

Свою работу по формированию ролевого поведения у детей воспитатель может планировать следующим образом: каждый день играть с одним-двумя детьми (или с одной-двумя парами); игре с одним ребенком или парой детей можно уделить до 7—10 минут. Эту работу следует распределить на отрезки времени, которые отведены режимом для самостоятельной деятельности детей.

Подытожив, можем выделить: (Слайд 6)

Во время сюжетно-ролевых игр дети приобретают следующие умения:

  • принимать и обозначать игровую роль;
  • реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера – игрушку;
  • развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.

Показателями успешного формирования ролевого поведения:

  • развертывание      детьми      в      самостоятельной      деятельности специфических ролевых действий    и ролевой речи, направленной  на кукольных персонажей;
  • парное   ролевое   взаимодействие   со   сверстником,   включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

Примерная тематика сюжетно – ролевых игр во второй младшей группе (Слайд 7):

  • Детский сад
  • Семья
  • Больница
  • Магазин
  • Парикмахерская
  • Гараж
  • Строители

В помощь воспитателям есть картотека сюжетно – ролевых игр, где подробно описаны различные варианты игр, с которыми можно познакомить детей 4-го года жизни.

Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Предметная обстановка для сюжетной игры детей данного возраста должна быть более гибкой, чем ранее, и организовываться воспитателем вместе с детьми (а в дальнейшем и самими детьми) непосредственно перед игрой.

   Предлагаю вашему вниманию организацию центров нашей группы (Слайд  8). В центрах находится все необходимое для организации сюжетно – ролевых игр.

В нашей группе дети с удовольствием играют в следующие сюжетно-ролевые игры (Слайд 9 - 15):

-Семья

-Парикмахерская

-Больница

-Гараж

- Строители

Дети с огромным удовольствием переносят полученный игровой опыт в группе в игры на улице (Слайд 16). 

В дальнейшем мы планируем обогащать нашу предметную среду для развития сюжетно-игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе «День рождения куклы Кати».

Цель: Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни. Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы - заместит...

конспект сюжетно-ролевой игры "Поездка" (вторая младшая группа)

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут н...

План -конспект "Организация сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе на тему "Парикмахерская"

Материал для воспитателей второй младшей группы по организации игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО...

Презентация. Развитие сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе. Игра "Больница"

Презентация. Развитие сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе. Игра "Больница"....

Доклад к педсовету на тему: «Сюжетно – ролевая игра». «Сюжетно – ролевая игра во второй младшей группе».

Эффективное формирование игровых умений на всех возрастных этапах осуществляется в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый сам действует новым способом и по смыслу игры вызывает у партнеров н...

Проект по сюжетно – ролевой игре во второй младшей группе на тему: « Магазин игрушек» (краткосрочный).

Цель проекта: развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками;Приучать детей к самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в с/р игре;развити...